Высоцкий, Четверка первачей, разгадка тайны песни?

Высоцкий, "На дистанции четверка первачей": а если разгадка тайны написания песни?

Видеоверсия https://youtu.be/rDCN1AarS3E

Давайте вспомним Владимира Семеновича. Вспомним то, что он ушел из жизни ровно во время московской олимпиады-80. Вспомним также то, что он был чуть ли не единственным (!) из шансонье, в творчестве которых фигурировала тема спорта*. У него и песня прыгуна в высоту с очевидным посвящением Валерию Брумелю, и "Профессионалы" на хоккейную тему, и "Утренняя гимнастика" со светлым юмором, и... эта самая... "На дистанции четверка первачей"... Выделим ее название жирным шрифтом и сделаем коллаж.
* — теоретически, разумеется, можно вспомнить и Вилли Токарева с его "Я увлекаются спортивною рыбалкой", но это откровенная сатира... К тому же весьма давняя, и отвлекаться на нее не хочется

Главный коллаж статьи
А сейчас как раз время олимпиады пекинской, и наши ребята-хоккеисты вышли в финал.. Но... давайте обратим внимание на коллаж... Ибо ситуация с ним, а заодно и со статьей, сложится... как при решении задач из учебника по геометрии, когда самое главное ; сделать хороший рисунок.

Левый верхний угол, посвященный песне прыгуна в высоту легко иллюстрируется фотографией Валерия Брумеля, берущего высоту, "Утренняя гимнастика" ; стоп-кадром из номера с участием актеров театра сатиры (слева направо) Романа Ткачука, Анатолия Папанова и Михаила Державина, "Профессиналы" ; таким же стоп-кадром из матча команд СССР и Канады. Как иллюстрировать "На дистанции четверка первачей"?

Юмор в том, что автор строк наткнулся на эту тему совершенно случайно. Дело в том, что он как инициатор одного молодежно-спортивного кинопроекта решил как раз в честь пекинской олимпиады сделать видеопоппури из самых популярных или достойных популярности спортивных песен. Получилась некая его предварительная версия, в которую вошло по одному куплету из трех песен Владимира Семеновича. В том числе один куплет из героини этой статьи ; "На дистанции четверка первачей". И по ходу работы очень хотелось подобрать к этой песне видеоиллюстрацию, причем наиболее тематичную.

Требования тематичности автоматически отбросили подальше всю аллегорию.. Да, аллегория в песне не исключена, более того, просматривается своего рода абстрактность и обобщенность, видны четыре типа личности... и где-то даже идут ассоциации на четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик.... Но: если идти буквально, то было бы неплохо реально отыскать в истории мирового спорта такие соревнования, которые были бы:
— во-первых, беговыми
— во-вторых, индивидуальными
— в-третьих, чтобы в них принимало участие четыре человека
— в-четвертых, изматывающими и продолжительными
— в-пятых, популярными
"«Э-э! Расскажите, как идут, бога ради, а?» —
«Не мешайте! Телевиденье тут вместе с радио!" ; об этом забывать точно нельзя... Касательно предыдущего пункта: чем дистанция короче, тем менее естественно звучит вышеприведенный диалог, т.е. дистанция должна быть максимально длинной.
— в-шестых, чтобы по их ходу могло случиться или случилось нечто экстремальное... в песне упомянут некий факт неспортивного поведения...

Он вдруг взял да сбавил темп перед финишем,
Майку сбросил — вот те на! — не противно ли?
Товарищи, поведенье бегуна — неспортивное!

Итак, четвертого идут некие невзгоды, которые выразились в том, что он перед финишем сбавил темп... Далее идут последние куплетные строки, а после них ; последний припев.

И еще небольшой блок канонических сведений: песня была написана в 1974 году, а с городом Салоники, упоминаемым в песне, идет та взаимосвязь, что именно там намечался в 1974 году чемпионат Европы. Но: из-за политической нестабильности в Греции в период падения режима «чёрных полковников» соревнования перенесли в Рим. Если верить статье "История одной песни. Кто за чем бежит" на сайте "Эхо Москвы".

И такие соревнования были. Это были забеги на 10 000 метров в рамках легкоатлетических матчей между командами СССР и США, которые регулярно проводились до 1965 года, причем именно до 1965 года в них принимало участие четыре человека ; по двое от каждой страны. Первый из таковых состоялся в 1958 году в Москве в Лужниках, второй через год в Филадельфии. Для каждого из этих забегов характерно было то, что один из американских спортсменов на них сходил с дистанции. В Москве в 1958 году таковым был Г.Маккензи, как ясно следует из статьи об этом матче в википедии, а, как следует из статьи о следующем матче 1959 года в той же википедии, там, в Филадельфии, в роли сошедшего с дистанции оказался Боб Сот. И, что характерно, матч в Филадельфии проходил в условиях экстремальной жары.

В интернете удалось отыскать сведения о неком Гордоне Маккензи, крупнейшим достижением которого было второе место Бостонском марафоне 1960 года. Его фотографию разыскать не удалось. О его участии в московском матче в этой статье нем не упоминается. Да и в целом о легкоатлетическом матче 1958 года больших подробностей отыскать не удалось.

Что реально могло произойти? Маккензи мог ощутить, что он забег точно не выиграет и сойти с дистанции. Для советских зрителей это факт мог показаться шокирующим и породить кучу презрительных шуток и упреков. Одна из таковых ; о неспортивном поведении бегуна. Совсем молодой, двадцатилетний Высоцкий мог эти шутки и упреки в себя впитать.

Повторным импульсом для воспоминаний мог послужить фильм Э.Климова "Спорт. Спорт. Спорт", вышедший в 1970 году. Там очень подробно описывается этот же забег на 10 000 метров в условиях 33-градусной жары и 88-процентной влажности. Это привело к тому, что с дистанции сошел, просто рухнув при этом на беговую дорожку, Боб Сот, американский стайер, и его жизнь спас советский доктор, прорвавшись при этом через кордон охранников. Еще очень плохо себя почувствовал советский стайер Хуберт Пярнакиви, пришедший в финишу вторым и тоже рухнувший на дорожку. На сей раз, разумеется, после финиша.

Кстати, именно кадр из "Спорт. Спорт. Спорт" и фигурирует в правом нижнем углу рисунка. Старт забега в 1959 году.

Вот эти события из мира спорта в сочетании с хорошей подготовкой Владимира Семеновича в области психологии и биоэнергетики и креативным талантом и привели к созданию песни "На дистанции четверка первачей". Песня, чуть повторяясь, уже звучала абстрактно, ибо, начиная с 1969 года, в этих матчах забеги, судя по всему, проводились уже с бОльшим числом участников.

Ну что, о разгадке тайны написания песни В.Высоцкого "На дистанции говорить можно? Мнение читателей статьи?

Поддержка автора: 4893 4704 8687 6417 Visa


Рецензии
В ранних вариантах есть упоминание "физтеха":

Номер два - далек от плотских тех утех,-
Он из сытых, он из этих, он кончал физтех...

А что если 1974 год - беготня кругом Watergate или сложные выборы в нашу Академию наук?
Во всяком случае с первоисточником будет проще разобраться.

http://vysotsky.ws/index.php?act=attach&type=post&id=18332

"Мне очень часто присылают письма, в которых пытаются объяснить, что они поняли из той или иной песни. Правда ли, что вы имели в виду то-то и то-то... Я всегда говорю, что правда. Я имел в виду совсем другое, но если люди увидели это, значит, там и это есть.
Ведь вы знаете, если всё учитывать, что могут в этом увидеть, то тогда ничего не напишешь, понимаете? Это получается само собой и это необъяснимые вещи. Это есть признак какой-то тайны в поэзии, когда люди в этом видят каждый что-то для себя..."

Из выступления в ДК "Парижской коммуны", Москва, март 1980.

Владимир Ильич Иванов   09.04.2022 22:47     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир Ильич !

Владислав Поляковский   18.04.2022 15:46   Заявить о нарушении