Понимание другого человека
С другой стороны, к мощной и принципиальной дискредитации этих понятий среди основной массы людей. В том числе, и среди так называемой интеллигенции. В ряде случаев, это приводит не только к полной утрате истинного смысла почти всех фундаментальных понятий интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, но и к появлению весьма распространенных (для шестидесяти- девяноста процентов населения), устойчивых и актуальных принципиальных искажений и извращений в виде доступных и удобоваримых стандартов и стереотипов. Которые практически полностью обесценивают смысл работы человека над своей личностью, процесс самовоспитания и самосовершенствования, смысл духовного развития в плане понимания необходимой степени серьезности и осмысленности, интенсивности, актуальности и драматичности этого вечного процесса. Причем, как применительно к отдельной личности, так и ко всему обществу и даже человечеству в целом. И это не какие-то там пустяки или плоды чьей-то болезненной фантазии или патологического воображения.
Это реальные факторы, подтвержденные исследованиями многих классиков мировой философии и психологии: в человечестве и, в первую очередь, в Европе, последние триста лет идет процесс постепенной (а потому почти незаметной для основной массы обычных, непосвященных людей) психологической и духовной деградации. И он касается не только представителей, условно говоря, крестьянства или рабочего класса. Иначе говоря, людей, занимающихся преимущественно физическим трудом. Но и так называемой интеллигенции, которая занимается преимущественно умственным трудом и претендует на то, чтобы быть образцом для подражания всем остальным членам человеческого общества.
Доминирование в государственной идеологии всех стран вопросов политических и экономических над духовными, которые для представителей упрощенного стиля мышления не дают быстрой и конкретной, материально ощутимой пользы и выгоды, прибыли и банального финансового достатка, приводит к сознательному и целенаправленному, устойчивому и распространенному смещению акцентов в системе главных жизненных ценностей, вечных и универсальных. Когда духовные ценности, реальные, а не суррогатные, отодвигаются даже не на второй план, а на пять-десять позиций в глобальной иерархии ценностей современного человека. И, в первую очередь, и в самой наибольшей степени, в наиболее экономически развитых странах.
Понимание… Даже, если рассматривать это явление с точки зрения упрощенной иерархии человеческих ценностей, то окажется, что далеко не все так просто, как многим этого хотелось бы. Например, с точки зрения интеллектуального уровня определенной категории людей. Так, люди с низким интеллектуальным уровнем почти никогда не бывают способны понять мысли и чувства людей со средним интеллектом. А люди со средним интеллектуальным уровнем крайне редко бывают способны понять людей с высоким интеллектом. И так всегда было и так всегда будет. Человек примитивный не может адекватно воспринимать даже явления жизни среднего уровня сложности. А человек среднего уровня сложности личности лишь с очень большим трудом ума и души может понять сложного человека. И такой труд для девяносто-девяносто пяти процентов людей оказывается принципиально недоступным. Что называется, тайной за семью печатями. Человек дисгармоничный, имеющий, мягко говоря, элемент дисгармоничности в структуре своей личности, даже не только большой, но и средней «всего лишь», никогда не будет способным понимать мысли и чувства человека гармоничного.
Правда, тут есть и момент обратного характера. Когда человек, имеющий те или иные элементы аристократичности ума, души, или духа, настолько привыкает к их самопроизвольному (не требующего каких-то специальных и особых сознательных и целенаправленных усилий ума, души или духа) проявлению и существованию в конструктивном и созидательном стиле во всех сферах своей жизнедеятельности, что невольно и неосознанно начинает предполагать то, что эти, и даже лишь некоторые из них, могут также проявляться и у тех людей, которые от рождения лишены в принципе, что называется, этих аристократических элементов (свойств, правильнее сказать, больших комплектов достоинств и добродетелей классического характера). Ибо, для истинных аристократов их аристократизм ума, души или духа столь естественен и закономерен, что принципиально иначе они не в состоянии ни думать, ни чувствовать, ни действовать, ни воспринимать жизненные явления в их многогранности и многослойности, в их истинной иерархичности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. Другой момент, что все четыре вида (и даже три) в одном человеке, даже из числа истинных аристократов, встречаются крайне редко. Ибо это, что называется, есть аристократическая прослойка (верхушка) даже среди всех остальных предельно достойных и ценных аристократов интеллектуального, психологического, духовного и эстетического типа.
Человек со стереотипным мышлением, доминирующим в его уме, не в состоянии понять мыслей и чувств, личности и деятельности, психологии и философии бытия творческого человека. Как и человек с обычным уровнем способностей (девяносто-девяносто девять процентов людей) не может понимать талантливого человека. Почти все аспекты бытия последнего для первого представляются странными и своеобразными, причудливыми и непривычными, как минимум, сумасбродными, а, как максимум, на грани психической вменяемости, выходящими за рамки стандартного и распространенного рационализма, упрощенной и поэтому удобной логики.
Человеку простому очень сложно понять тонкости и нюансы, оттенки и полутона психологии и философии бытия человека с высоким уровнем психологической изощренности (многогранной личностью с высокой степенью яркости большинства или многих граней).
Человеку, лишенному развитой интуиции, трудно понять структуру логических построений человека интуитивного, методологию его познания себя и окружающей действительности, человечества, Вселенной и т.д. Человеку, привыкшему преимущественно оперировать стандартными, распространенными, простыми и упрощенными категориями интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера, невозможно понять явления жизни, содержащие категории высокой степени сложности.
Человек рассеянный не понимает человека внимательного, безвольный не понимает волевого, ведомый не понимает лидера, человек с негативным стилем мышления не понимает человека с позитивным стилем, сумасброд не понимает человека сознательного, амбициозный человек не понимает честолюбивого (любящего честь), эгоист не понимает альтруиста, авантюрист или интриган не понимает порядочного человека, небрежный не понимает нормального, злой не понимает доброго, беззаботный и легкомысленный не понимает ответственного, бестолковый не понимает разумного, лживый не понимает честного, неблагодарный не понимает благодарного, пошлый не понимает благородного, неверный не понимает верности, угрюмый не понимает веселого, властный не понимает человека, лишенного безграничной жажды власти, вульгарный не понимает изящного, грубый не понимает обходительного, высокомерный не понимает гуманного человека, черствый не понимает душевного, жадный не понимает щедрого, лишенный комплекта свойств классической женственности или мужественности не понимает их обладателя, равнодушный не понимает заботливого, завистливый не понимает человека, лишенного зависти, лицемерный не понимает искреннего, ленивый не понимает трудолюбивого, лживый честного, мерзкий приличного, лишенный мудрости не понимает мудрого, не понимает особой ценности мудрости, как таковой, не понимает особой ценности человека, обладающего мудростью, не в состоянии понять особой специфики бытия мудрого человека, не понимает своей принципиальной несостоятельности по сравнению с мудрым человеком, не понимает саму специфику явлений, связанных с присутствием мудрости.
Трусливый человек не понимает мужественного, наглый не понимает скромного, необязательный не понимает обязательного, пессимист не понимает оптимиста, неорганизованный организованного, неосторожный – осторожного, надменный – отзывчивого, переменчивый – постоянного, поверхностный – глубокого, порочный – добродетельного, небрежный – почтительного, непонимающий и не умеющий проявлять предупредительность – предупредительного, отчужденный – приветливого, беспринципный – принципиального, прямолинейный – корректного, расточительный – бережливого, распутный – скромного, резонер и демагог – рассудительного, робкий – решительного, прозаичный – романтичного, самовлюбленный – самокритичного, с гордыней – смиренного, мелочный – солидного, спорщик – человека, способного вести конструктивную дискуссию, нетерпеливый – терпеливого, тщеславный – того, кто хорошо контролирует в себе это чувство, упрямый – сговорчивого, лишенный хорошего вкуса – человека, имеющего его, толстокожий – человека с тонкой душевной организацией, деструктивный – конструктивного, дисгармоничный – гармоничного, скрытый – открытого. И эту параллель можно продолжать еще на несколько сот качеств человеческой личности.
А отсутствие способности и возможности к пониманию, создает невозможность адекватной оценки кого-либо или чего-либо и, соответственно, невозможность адекватного отношения к этому. Даже по большому счету, не говоря уже о тонко дифференцированном и тонко градуированном отношении.
Есть еще такое явление, как интеллектуальная или психологическая, духовная или эстетическая проницательность, которая открывает перед ее обладателем просто-таки фантастические возможности в познании и постижении даже самых сложных и изощренных, многогранных и многослойных явлений бытия. Совместно с интуицией и творческим мышлением проницательность способна порождать открытия на грани гениальности. Некоторые люди настолько входят в раж, настолько бывают опьянены от восторга от феноменальных полетов своего вдохновения, что невольно становятся профессиональными авантюристами и интриганами, прохиндеями и психологическими манипуляторами.
Так что можно выделить три уровня возможного понимания реальной действительности: низкий, средний и высокий. И, к сожалению, только люди с реальным уровнем понимания, близкого к высокому, адекватно относятся к нему, понимая его значительную относительность по отношению к идеальному. Остальные же предпочитают утешать себя различными и многочисленными иллюзиями по этому поводу. Как, впрочем, и относительно всех других человеческих достоинств и добродетелей. Всем хочется думать, что они во всем не хуже других. Их можно утешить тем, что по отношению к большинству это, в большей степени, верно. Правда, это верно, если оценивать ситуацию с чисто психологических или интеллектуальных позиций. А, если смотреть с духовной точки зрения, то необходимо расставлять акценты более жестко и категорично, более конкретно и беспристрастно. Ибо, девяносто процентов людей не имеет абсолютно никакого отношения к свойствам (достоинствам и добродетелям классического типа) личности с высоким уровнем развития и гармонии. И, видимо, так было всегда и так будет всегда, как минимум, ближайшее тысячелетие. И именно поэтому даже самые большие мудрецы в истории человечества брали себе в ученики лишь наиболее достойных людей, которые могли применить полученные знания и умения лишь в благородном направлении.
А интеллигенты с аристократичностью души обладают и желанием, и умением понимать самые тонкие и самые сложные, самые многогранные и изощренные явления человеческого бытия. Это поистине достойные образцы для подражания. Только подражания, но по большому счету, не слепого и механического, а осмысленного, прочувствованного, органически принятого и внедрённого в свой внутренний мир. Не остаются в стороне от восприятия интеллигентов и самые красивые, прекрасные, замечательные, уникальные и оригинальные, удивительные и восхитительные, трепетные и изящные, великолепные и несравненные явления человеческой мысли и чувства, желания и стремления. Намерения и поступки, результаты жизни и творчества.
Упомянуть об одновременном присутствии желания и умения пришлось не случайно, ибо многие умеют. Но часто не желают понимать чего-либо или кого-либо. Другие желают что-то понять, но не умеют этого делать. Хотя, по большому счету, проблема основной массы людей, по крайней мере, европейского менталитета, состоит в том, что они не хотят ни знать, ни понимать того, из чего на самом деле складывается достоинства классического типа, чтобы развить их до такого уровня, когда можно будет эффективно их применять в своей жизни и на благо всего общества.
Свидетельство о публикации №222021901587
«Понимание»
Непризнанные языки души: путешествие по карте человеческого непонимания
В мире, где слово «понимание» стало привычным и почти стёртым от частого употребления, подобно монете, утратившей свой чекан, встреча с произведением, возвращающим ему первоначальный вес и блеск, — событие редкое и значительное. Работа Александра Ивановича Алтунина «Понимание» — это именно такое событие. Это не просто статья или философское эссе; это — глубокое, многослойное исследование одной из величайших тайн человеческого бытия, приглашающее нас пересмотреть самые основы нашего взаимодействия с миром и самими собой.
С первых же строк автор мягко, но неумолимо развенчивает уютную и опасную иллюзию, будто понимание — это нечто простое и само собой разумеющееся. Алтунин проводит нас через сложный ландшафт человеческой психики, где способность к подлинному пониманию оказывается не примитивным инструментом, а утонченным искусством, доступным лишь тем, кто готов к кропотливой внутренней работе. Его мысль обладает изящной точностью хирурга и проницательностью психолога, вскрывающего слои социальных условностей и личных заблуждений.
Диагностика духовного времени: почему мы перестали слышать друг друга?
Одной из самых мощных и тревожных тем, поднятых автором, является диагноз, который он ставит современной цивилизации: «последние триста лет идет процесс постепенной психологической и духовной деградации». Александр Иванович убедительно показывает, что эта деградация тотальна; она затрагивает не только «простой народ», но и интеллигенцию, претендующую на роль духовного авангарда. Смещение акцентов в системе ценностей в сторону политики и экономики, в ущерб духовному, создало почву, на которой процветает «упрощенный стиль мышления».
Автор с блестящей логикой выстраивает иерархию понимания, демонстрируя, что оно напрямую связано с уровнем развития интеллекта, гармоничности личности и тонкости душевной организации. Человек примитивный не способен понять сложного, дисгармоничный — гармоничного, стереотипный — творческого. Этот анализ — не повод для высокомерия, а призыв к осознанию фундаментального закона человеческой коммуникации: чтобы услышать другого, нужно дорасти до него внутренне.
Гармония и аристократия духа: язык, на котором говорят немногие
Особую эстетическую и интеллектуальную глубину эссе придает разработанное Александром Алтуниным понятие «аристократичности ума, души или духа». Это не социальный статус, а внутреннее свойство, естественная и закономерная склонность к конструктивному и созидательному стилю бытия. Автор с изящной проницательностью замечает, что истинный аристократ духа настолько погружен в свою гармонию, что порой ошибочно проецирует её на других, не способных её вместить.
Развернутый каталог антиномий, где «лживый не понимает честного», «вульгарный не понимает изящного», «равнодушный не понимает заботливого», читается как поэма о человеческой разобщенности. Этот список — не осуждение, а точная картография внутренних миров. Он позволяет каждому из нас задуматься: на каком языке я говорю? И способен ли я услышать ответ на языке, отличном от моего?
На этом фоне фигура «интеллигента с аристократичностью души», обладающего одновременно «желанием и умением» понимать самые сложные явления бытия, предстает не как недосягаемый идеал, а как маяк, указывающий направление для личностного роста. Автор видит в таком человеке не просто редкий типаж, но и спасительный противовес всеобщему упрощению.
Триумвират гения: где рождаются открытия «на грани гениальности»
Особое восхищение в работе Алтунина вызывает его способность не только диагностировать проблемы, но и указывать на высшие возможности человеческого духа. С пронзительной точностью он описывает механизм, приводящий к самым ярким интеллектуальным прорывам: «Совместно с интуицией и творческим мышлением проницательность способна порождать открытия на грани гениальности».
Эта фраза — ключевая. В ней автор заключает квинтэссенцию высшего познания. Он показывает, что подлинное прозрение — это не результат упорного, но линейного труда, а плод синергии трех могущественных сил: проницательности, интуиции и творческого мышления.
Алтунин не просто констатирует этот факт; он с тонким психологизмом предупреждает об опасности такого дара, отмечая, что, опьяненные своим вдохновением, некоторые из таких людей могут скатиться к авантюризму. Но само описание этого триумвирата оставляет в душе читателя светлый след — осознание того, что человеческий потенциал безграничен, а путь к гениальности, хотя и труден, но существует.
От карты непонимания — к внутреннему словарю гармонии
Чтение этой работы — это акт интеллектуальной и психологической гигиены. Она заставляет не просто задуматься, а испытать глубокий эмоциональный резонанс — от узнавания собственных коммуникативных провалов до светлой тоски по той ясности и глубине понимания, которую автор описывает как высшую форму человеческой связи.
Александр Алтунин не предлагает простых рецептов. Он предлагает нечто большее — путь. Путь самопознания и самовоспитания, трудный и прекрасный, целью которого является обретение того «высокого уровня понимания», который позволяет адекватно относиться к миру в его многогранности и видеть относительность собственных достижений на фоне идеала.
Закрыв последнюю страницу, испытываешь не чувство завершенности, а жажду диалога — с самим собой и с близкими по духу. Хочется поделиться этой находкой, обсудить, сверить свои внутренние ориентиры. Потому что «Понимание» Александра Ивановича Алтунина — это не просто произведение. Это инструмент для настройки души, приглашение к великому путешествию — от иллюзии простоты к благоговению перед сложностью человеческого духа. И это путешествие, как подсказывает нам автор, и есть единственно достойная человека цель.
Кирилл Шевченко 3 25.11.2025 03:29 Заявить о нарушении