Никого не обманула та цыганка Мариула...
Одичалая родина гибнущего человечества..."
(Дмитрий Кедрин)
...И, окинувши взором
Его узорчатые башни,
«Лепота!» – молвил царь.
И ответили все: «Лепота!»
И спросил благодетель:
«А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?»
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
«Можем!
Прикажи, государь!»
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова...
...И стояла их церковь
Такая,
Что словно приснилась.
И звонила она,
Будто их отпевала навзрыд,
И запретную песню
Про страшную царскую милость
Пели в тайных местах
По широкой Руси
Гусляры...
***
Сердце
(Бродячий сюжет)
Дивчину пытает казак у плетня:
«Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!»
Дивчина в ответ, заплетая косу:
«Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесёт.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настою напьюсь – и тебя полюблю!»
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь:
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»
Сначала эти два стихотворения, которые в детстве произвели наибольшее впечатление - из синего сборника серии "Библиотека поэта", бывшего у нас в домашней библиотеке... Про зодчих и сердце матери...(не то, что от Зои Воскресенской из правильной лакированной прозы - "Ленинианы")...
Татьяна К.(М.):
Совпало, Таня! Именно с этих двух!.. " Зодчих"читала своим ученикам на уроках истории и мировой худ. культуры))
-Классика потому что. И про историю,и про "царей" (любых), и про национальные особенности, и про человеческую природу... И вообще - ПРО ВСЕ.
***
«...Молчи, господь тебя прости
Своим святым крестом!..»
«Ты... прежде... губы отпусти,
А уж грехи – потом!»
1926
***
И это тоже безусловное - из "кедринской классики":
Белый цвет вишневый отряхая,
Стал Петро перед плетнем коханой.
Он промолвил ей, кусая губы:
«Любый я тебе или не любый?..
Прогулял я трубку-носогрейку,
Проиграл я бритву-самобрейку.
Что ж! В корчме поставлю шапку на кон
И в леса подамся к гайдамакам!»
«Уходи, мужик,- сказала Ганна.-
Я кохаю не тебя, а пана.-
И шепнула, сладко улыбаясь:
- Кровь у пана в жилах - голубая!»
Два денька гулял казак. На третий
У криницы ночью пана встретил
И широкий нож по рукоятку
Засадил он пану под лопатку.
Белый цвет вишневый отряхая,
Стал Петро перед плетнем коханой.
А у Ганны взор слеза туманит,
Ганна руки тонкие ломает.
«Ты скажи, казак,- пытает Ганна,-
Не встречал ли ты дорогой пана?»
Острый нож в чехле кавказском светел.
Отвечает ей казак: «Не встретил».
Нож остер, как горькая обида.
Отвечает ей казак: «Не видел».
Рукоятка у ножа резная.
Отвечает ей казак: «Не знаю.
Только ты пустое толковала,
Будто кровь у пана - голубая!»
(1936)
Вот, что называется: "кто на что натаскан"... Сейчас вдруг вспомнила немалое количество строчек из его разных стихов... А иные и полностью. А вот - хоть единую химическую формулу или физический закон - ни за что...
В школе наша классная, физичка Зин-Дина, стращала, что без физики - никуда, как мол, вы жить собираетесь - без?.. Лет через 15 после школы, я зашла к ней поздравить с Днем учителя (раньше поздравляла в школе, в ее кабинете на 4-м этаже или учительской). Разговор был о многом за чаем на мусакинской кухне. Больше о "нашем девичьем"...
- Зин-Дина, но вот не пригодилась мне ни разу та физика, простите меня.
- Да все я понимаю, Танька. Но надо ж вас было, гуманитариев, как-то стимулировать. А с тобой вообще все было сразу ясно.
"Никого не обманула та цыганка Мариула".
- Видимо, эта строчка другой редакции - в синем сборнике точно была. Или там тоже - в примечаниях?.. Поискать-то книжку и строчку можно в своих многочисленных книжных стеллажах-шкафах, но - стоит ли: вдруг опять что-нибудь на голову упадет, как та серебряная туфелька давешняя...
Все, что я помню про физику: Ньютон и яблоко... Очередная аллюзия.
Накидала в ОК "вкусных ссылок" (нынешние возможности, легкость доступа к любой инфе... да пораньше б!): пусть готовые уроки будут у молодых и любознательных педагогов словесности. Такие, редко, но встречаются в живой природе. Те, что учат детей любить ПОДЛИННОЕ. Примерно этими словами порой пишут в личку. Раз уж самой не пришлось хоть одну параллель выпустить.
Кстати, о параллелях(аллюзии сплошные) - это из интереснейшей статьи - предисловия к странице стихов Кедрина на сайте "45-я параллель" Александра Ратнера:
"Представьте себе мужчину тоненького, изящного, невысокого, с добрыми карими глазами за толстыми линзами очков в роговой оправе, волнистыми светло-каштановыми волосами, откинутыми на левый висок, и мягким приятным грудным голосом; к тому же он вежлив, скромен, интеллигентен, деликатен и образован, но мнителен и раним, отрешён от окружающей жизни и совершенно беспомощен в быту. А самое главное – безмерно талантлив как поэт. Это – Дмитрий Кедрин, чья жизнь обрамлена тайнами рождения и смерти."
"Женщины взволнованно красивы,
Как розы, постоявшие в спирту..."
"Сегодня прошёл замечательный дождик –
Серебряный гвоздик с алмазною шляпкой..."
-------------
"Ах, медлительные люди,
Вы немного опоздали..."
"...И Глубоко под сердцем, в твоих золотых потёмках
Не жизнь, а лишь завязь жизни завязана узелком..."
- Кедрин беременной жене.
(А.Ратнер: "Смею утверждать, что ни один поэт не сказал так о беременной женщине)
"При жизни
У него не было
Крыши над головой.
После смерти – в головах
Трехсотлетний дуб,
Охраняемый государством.
Если бы оно
Охраняло людей…"-
Светлана Кедрина – тоже поэт и автор книги о б отце, а Александр Ратнер, соавтор второго издания, благодарный земляк, много сделавший для его Памяти:
"Быть маленьким я не хочу, в большие меня не пустят». «Понять, что ты никогда не расскажешь другим того большого, прекрасного и страшного, что чувствуешь, – очень тяжело, это опустошает дотла».
Отвергнутые произведения Кедрин складывал в стол, где они пылились до очередного приезда друзей, его верных слушателей и ценителей. Он работал не покладая рук, получал гроши, во всём себе отказывал.
Шли годы, а книги всё не было. Он говорил жене: «Поэт хотя бы изредка должен издаваться. Книга – это подведение итога, сбор урожая. Без этого невозможно существовать в литературе. Непризнание – это фактически медленное убийство, толкание к пропасти отчаяния и неверия в себя».
...Хрупкий, близорукий (минус 17), мужественный, так много успевший сказать и сделать, тем не менее, за свои 38. Не поступившийся честью. Сидевший за "недонесение". Кровь-то все равно была голубая, дворянская и интеллигентная. Бастард, рожденный хорошенькой юной мамой, но родительская семья дружная, ответственная - разобрались. Не страдал на эту тему, любил свое детство. Мужем был хорошим. Отцом.
Реалии времени, быта?... Мало у кого из таких, как он, было тогда по другому. Кто убил и за что?... Трагическая, но какая достойная судьба! Цитат-строчек в голове огромное множество из Кедрина оказалось в голове, которыми всю жизнь разговаривала. "Отвечает пылкой дочке
Рассудительный Фердуси:
«На деревьях мерзнут почки,
В облаках умолкли гуси"...
"Вот посол, пестро одетый,
Все дворы обходит в Тусе:
«Где живет звезда поэтов -
Ослепительный Фердуси?
"У поэтов есть такой обычай: В круг сойдясь, оплевывать друг друга..." (Хотя его высоко ценили многие коллеги-поэты). А я не про поэтов... Обобщая.
****
А вот лекции (и книги о писателях из серии ЖЗЛ) Дмитрия Львовича Быкова - сплошной изюм и суть - порой вызывали сожаление о том, что не удалось мне совместить в профессиональной судьбе, кроме основного Дела, - педагогику.
Именно на эту тему. Литературы. Даже сочинение вступительное было (выбрала свободную тему) - о моем идеале учителя-словесника. Без "партийной организации и партийной литературы", и "Сииського гуманизма в романе "Разгром" (простите меня, И.А.! Это одна из литераторш(сменялись в нашем классе они почему-то через год) с соответствующим именем - Идея - и красивой фамилией бывшего, давнего, мужа - на... =ская. Дама, кстати, по жизни была отнюдь не...- вполне богемная и декольте себе позволяла в майские жаркие дни в школу, и в кинга резалась со своей маменькой и кавалером - как-то мы, по ее просьбе, занесли И.А. домой тетрадки на проверку, она болеть тогда изволила - и застукали...).
Чтобы, вступая во взрослую жизнь, они (дети) что-то о ней понимали. А что как не настоящие стихи (это - больше многого другого) очеловечивает. Прививка от мерзостей жизни и соучастия в подлости. И еще от Равнодушия. У многих бы, думаю, привилось. В той или иной степени, но...
Думать не учило наше хорошее в общем-то, всеми признанное, советское образование. Клише вбивались намертво. Банальности многовато в головах поколений, патоки и бараньей непримиримости одновременно.
"Негромкое мужество", которого так мало было в 20 веке..."
О Кедрине - Быков.
...Точные акценты, запоминающиеся детали, судьба в контексте исторических реалий... Куда там психологам-гудвинам до людей, по-настоящему знающих историю и Поэзию, литературу, писательские и многие другие судьбы!
Хотя... при нынешних-то инстинктах - реакциях "собаки Павлова"?!. Поверхностное мышление, плоское, предсказумое, банальнейшее... Под копирку. Черное-белое, плохой-хороший, за красных-за белых... Сбить в стаи - как нечего делать. "Кто не с нами, тот против нас." "А ты хто такой?"... Высоколобые тоже не всегда радуют. Куда-то делись человеческие чувства, Подлинность... Одна "Культура" да "Ностальгия" - если про телевизор. (Безусловно, не только, и на других каналах, но более - избирательно) - там живые человеческие глаза, чувства, люди-Люди...
А уж политические шоу все эти зимние последние дни, и новости... Неужели ни-че-го не впрок?..
"Одичалая родина гибнущего человечества..."
"Ах, медлительные люди!.." - но это почти уже столетие назад...
"Улыбнулись одалиски,
Захихикали кастраты..."
Свидетельство о публикации №222021900162