Свобода

Некоторые читатели могут упрекнуть автора в том, что пытается рассказывать им слишком элементарные вещи, которые хорошо известны даже ребенку. И усмотреть в этом своего рода оскорбление собственного самолюбия. Но это всего лишь очередная иллюзия из бесконечного ряда таковых. Но не только широко распространенных в человеческом обществе, но и весьма устоявшихся в общественном мнении. Начнем с того, что, по мнению одного из ведущих европейских психологов Э.Фромма, девяносто - девяносто пять процентов людей, как правило, не знают что именно делать с этой пресловутой свободой. И это очень актуальная и злободневная проблема всего человечества в целом. И, чем выше уровень цивилизации (в современном понимании этого слова), тем выше уровень проблематичности и драматичности явления «свобода».

Многие классики писали о том, что «свобода - это осознанная необходимость». Или еще что-нибудь в этом роде. В то время как, в житейском представлении свобода - это предоставление возможности делать что угодно, когда угодно, где угодно и как угодно. С формальной точки зрения, это действительно так. Но это еще один случай жесткого конфликта и противоречия мирской и духовной логики жизни. Когда то, что хорошо и правильно с житейской точки зрения, совсем не хорошо с духовной.

Распространенное фундаментальное духовное невежество, в частности, проявляется тем, что многие люди имеют предельно смутное представление о духовной составляющей человеческой жизни вообще и своей конкретной, в частности. И о том, что существуют четкие и конкретные психологические и духовные законы жизни, которые не позволено нарушать никому, нигде и никогда. Ибо, за каждое, даже самое минимальное нарушение этих законов идет вполне определенное наказание от Высших сил Вселенной. Не обязательно завтра. Но, тем не менее. Иногда тяжесть этого наказания может увеличиваться по нарастающей. Так, сказать, суммарно. Но, как говорится, незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение. И с этой позиции выглядит, мягко говоря, странным то, что большинство людей ведет предельно праздный образ жизни. С духовной точки зрения. И принципиально не желает повышать уровень своей духовности даже на один процент. Исходя из того, что их уровень ничуть не ниже того, что имеется у большинства других окружающих. То, что у окружающих он находится в интервале пять-десять процентов, остается, что называется, вне их поля зрения. Потому как для большинства людей главной задачей жизни является не обретение истинной личностной гармонии, а возможность выглядеть не хуже своего окружения.

Об истинной свободе можно вести речь только применительно к людям, обладающим на самом деле (а не в сфере собственной своеобразной фантазии) высоким уровнем конструктивности и созидательности, зрелости и самодостаточности, одухотворенности и гармоничности. Когда человек весьма подробно, многогранно и изощренно представляет себе то, что следует делать, как, когда, зачем и почему. В противном случае, его представление о свободе, скорее всего, это явление жизни, полное разнообразных и многочисленных искажений и извращений. С интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения. Как правило, все выше перечисленные параметры на высоком уровне бывают представлены лишь у истинных интеллигентов классического типа. Которые встречаются, мягко говоря, предельно редко. В большинстве стран мира. В отдельных странах Европы ситуация с интеллигентами обстоит несколько лучше.

Но это,  к сожалению, не делает погоды для всего человечества. В настоящее время. И очень трудно представить себе конкретно то, когда это положение дел существенно изменится в лучшую сторону. Ибо, отношение основной части человеческого общества к своим истинным интеллигентам и аристократам, как показывает история человечества, мягко говоря, оставляет желать лучшего. И так было и две тысячи лет назад и, видимо, и через две тысячи лет останется прежним. Поэтому говорить о какой-либо существенной эволюции человечества в целом не приходится. Ни в настоящее время, ни в обозримом будущем. И проблема, как ни странно, упирается, в том числе, и в понимание явления «свобода». Точнее сказать, в степень его искаженности и извращенности.
И это, к сожалению, не чисто теоретические выкладки автора, а четкий и однозначный вывод из общения с более пятьюдесятью тысячами людей и из анализа жизней более пятисот аристократов ума и души.

Свобода - это не возможность делать, что попало и как попало. Это возможность наиболее эффективно проявить личные достоинства и добродетели, способности и таланты на повышение уровня гармонии в окружающем мире. И, естественно, и в самом себе. Ибо, это предельно тесно взаимосвязано друг с другом. Это возможность максимально интенсивно проявить свою сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, творческое мышление, некоторый элемент оригинальности и индивидуальной специфичности. Но только в рамках иерархии классических ценностей. Интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Все попытки придумать какую-то свою систему ценностей обречены на неудачу изначально. Меняться может только внешняя форма, а содержание должно быть только классическим. По возможности.

Чем больше степень соответствия классическим канонам прекрасного, тем выше вероятность создания чего-либо действительно гармоничного и совершенного.
Чтобы действовать свободно, нужно знать, понимать и уметь очень много. Что обретается только в  результате интенсивной и добросовестной, сознательной и целенаправленной работы по самовоспитанию. А если нет системы ценностей аристократического характера, то и говорить о каком-либо существенном совершенстве, к сожалению, не приходится. На осине не растут апельсины. И рожденный ползать летать не может. Четко и конкретно. Конечно, стремление к внутренней интеллигентности даже в умеренной степени можно только приветствовать всеми фибрами ума и души.

Свобода - это возможность выбрать то, что действительно близко именно тебе. В качестве главного ориентира в жизни. Но только из числа классических ценностей. Это возможность придать собственную трактовку того или иного явления жизни. Желательно из числа особенно важных и ценных. В оптимальном варианте - из числа фундаментальных. Особенно с духовной точки зрения.
Это только редчайшим индивидам дано врожденное чувство интеллектуальной и психологической эстетики. Когда они черпают идеи из космического банка информации, как и способы, и средства их практического воплощения. Но это всего лишь один случай на миллион. Или еще реже. Большинству людей особенно обольщаться на свой счет в этом плане, к сожалению, не приходится.

Собственно, по большому счету, проблема свободы заключается в том, что подавляющее большинство людей привыкло оперировать только очень простыми понятиями. Изредка понятиями средней степени сложности. И почти никогда - сложными. И ощущение легкости и непринужденности, возникающее при осмыслении самых простых понятий и явлений жизни, многие люди невольно механически переносят на явления средней и высокой степени сложности. Про очень сложные речь вообще не идет. Та иерархия сложности явлений, что есть в голове большинства, не только не совсем оптимальна, она к оптимальности, зрелости, гармоничности вообще не имеет никакого отношения. И вот уж действительно люди творят, что попало и как попало. И не только применительно к другим людям. Особенно дальнего окружения. Но и по отношению к самим себе, к важнейшим моментам собственной жизни. По этому поводу возникает своего рода определенная аллегория. В соответствии с которой из гнилых продуктов невозможно приготовить вкусный и полезный суп. Как бы сильно при этом не старался повар.

Все в жизни имеет вполне определенную и конкретную логическую подоплеку. И из комплектов низкого качественного уровня, как правило, не может возникнуть что-либо, похожее на шедевр. Если посадили семечко моркови, то ананас точно не вырастет. Как бы сильно огородник не молил об этом небеса. Только тот человек, кто создал внутри себя нечто, похожее на шедевр, сможет создать нечто действительно особенно прекрасное и совершенное. Если же человек родился со стандартным менталитетом, чуждым истинного творчества, то все его усилия будут абсолютно напрасными по созданию чего-либо действительно изящного. Какими бы они ни были по интенсивности и продолжительности.
Свобода в общении предполагает четкое и конкретное проявление вполне определенных достоинств и добродетелей. В частности, жесткого контроля за малейшими проявлениями авантюризма и интриганства, алчности и амбициозности, властности и высокомерия, горделивости и демонстративности, жадности и жажды чисто внешней аристократичности, зависти и злобности, карьеризма и коварства, критиканства и легкомысленности, лени ума и души, лживости и лицемерия, любви к лести и максимализма, мелочности и мстительности, навязчивости и наглости, претензии на обладание истины в последней инстанции, неблагодарности и непорядочности, непостоянства и нескромности, отсутствия чувства долга и ответственности, чувства меры, нетерпеливости и нетерпимости, пренебрежения авторитетами, как таковыми в принципе, нигилизма.

А также отсутствия любви к людям; минимальной самокритичности и пессимизма, поверхностности и повышенной обидчивости, повышенного любопытства к чужим слабостям и недостаткам, подлости и подозрительности, чрезмерного банального рационализма, привередливости и прихотливости, пренебрежительности к окружающим и пренебрежения духовными ценностями, равнодушия и черствости, самоуверенности и самовлюбленности, своенравности и сумасбродства, саркастичности и язвительности, скептицизма и скупости, стремления к бессмысленным спорам, стервозности и тщеславия, формализма и цинизма, эгоизма и чванливости и еще более трехсот «просто» недостатков. Кроме перечисленных выше пороков. А все это, мягко говоря, очень непросто в постоянном фоновом режиме.

Абсолютную свободу может позволить себе только тот человек, который развил в себе сознательно и целенаправленно многие достоинства и добродетели до высокого уровня. В том числе: альтруизм и благородство, внутреннюю силу и верность духовным законам, умение создавать в общении стабильное и перспективное качественное взаимное доверие, способность делать акцент на своем собственном удовлетворении собой и своей жизнью, гармоничность личности в целом, мощный  интеллект, умение отличать главное от второстепенного и в отдельной ситуации и по жизни вообще, доброту и доброжелательность, деликатность и тактичность, умение быть достойным другом и в радости, и в горе, добросовестность ума и души, дипломатичность и доброжелательность, жажду обретения мудрости, интуицию и проницательность, интеллигентность и иерархию жизненных ценностей, близкой к классической; умение учитывать сегодня интересы завтрашнего дня, умение создавать изящные мысли и чувства.
Вторая группа важных качеств: умение быть интересным и приятным собеседником для очень умного и достойного партнера по общению, способность вести дискуссию в конструктивной манере, коммуникабельность, умение высказывать критику только конструктивного характера, обладание системой критериев по тонкому и дифференцированному анализу личности другого человека, акцент на логических мотивах поведения, корректность, адекватная любовь к себе и любовь к жизни, осознание своей личной миссии на Земле, мудрость; умение настраиваться в резонанс мыслям и чувствам партнера по общению, если он имеет личность высокого уровня сложности; одухотворенность, осмысленность всех своих чувств и желаний, оптимизм как элемент мировоззрения, способность тонко различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера.

Третья группа качеств: сознательное отношение к своему духовному развитию, чувство долга и ответственности, умение строить прочные и перспективные, многогранные отношения, способность адекватно оценивать свои труды с духовной точки зрения, конструктивное отношение к критике, осмысленность свободного времени, сообразительность и изобретательность, психологическая добросовестность и бдительность, предупредительность и бережность, гибкость и аккуратность, умение создавать качественный психологический комфорт другому человеку, порядочность, умение и желание оказывать адекватную и эффективную помощь друзьям в сложных вопросах, постоянство психологическое и нравственное, понимание своего истинного места в жизни, проведение полноценной профилактики душевного ожесточения и очерствения, понимание истинного смысла человеческой жизни, способность понимать человека высокой степени сложности личности; умение и желание быть почтительным к более умным, более талантливым, более зрелым; стремление интенсивно и добросовестно заниматься своим самовоспитанием и самосовершенствованием.

Четвертая группа качеств: умение создавать хороший уровень сокровенности в общении, создание своей собственной точки зрения по всем важнейшим жизненным вопросам, самостоятельной и независимой; умение давать другому человеку возможность сохранять свое лицо в трудных и сложных, тонких и щепетильных, непонятных и конфликтных ситуациях; способность проявлять изящное сочувствие и сопереживание, постоянное и фундаментальное стремление быть значительной личностью, а не казаться только чисто внешне таковой, совестливость, трудолюбие ума и души, созидательность и творческие мышление, терпение и терпимость, уравновешенность; умение учиться на ошибках и своих, и чужих; умение хорошо разбираться в людях, философское отношение к ошибкам своим и чужим, честолюбие и чуткость, построение отношений с самим собой, с окружающими, с жизнью не по принципу рационализма, а по принципу целесообразности, чувство истинного собственного достоинства (а не банальная спесь и гордыня), чувство изящности мысли и чувство обратной связи в общении с людьми различной степени сложности, сила духа, чувство меры, чувство психологической и интеллектуальной эстетики, целеустремленность только к хорошим и добрым делам. Умение быть всегда и везде хорошим человеком (но не с житейской, а с духовной точки зрения), чувство долга и ответственности.

Подведя итог размышлению о полной свободе, можно сказать, что на нее могут рассчитывать в полной мере только истинные интеллигенты и аристократы. Которые даже среди формальной интеллигенции встречаются только в одном случае из ста.


Рецензии
Эссе к авторской работе Александра Ивановича Алтунина
«Свобода»
Бремя и благодать подлинной свободы
Есть работы, которые не просто занимают ум, но берут в плен душу. Они вскрывают пласты реальности, о которых мы догадывались краем сознания, но не решались оформить в ясные мысли. Работа, посвященная феномену свободы, принадлежит к этой редкой категории. Это не отвлеченное философское упражнение, а глубокое, почти хирургическое исследование одной из самых профанированных и выхолощенных ценностей современности. Автор с первых строк совершает смелый шаг — он отбирает у нас привычный, удобный миф о свободе как о вседозволенности, чтобы предложить взамен нечто более сложное, требовательное и подлинно прекрасное.Уже с первых страниц возникает щемящее чувство узнавания, будто тебе возвращают твою же, давно затерянную и забытую мысль, но возвращают ее очищенной, выверенной и облагороженной. Ты понимаешь, что интуитивно всегда стремился к такой — высокой и строгой — свободе, но не решался даже самому себе в этом признаться, опасаясь груза ответственности, который она за собой влечет. Эта работа становится голосом твоего лучшего «Я», того, что говорит шепотом, пока остальной мир кричит о правах и разрешениях.

От иллюзии к ответственности: диалектика свободы
С изящной, но неумолимой логикой автор развенчивает главную иллюзию массового сознания: отождествление свободы с анархией желаний. Он напоминает нам горькую, но спасительную истину, восходящую к Эриху Фромму: большинство людей просто не знает, что делать с дарованной им свободой, превращая ее в источник тревоги и бегства от самого себя. Это противоречие между «свободой-от» и «свободой-для» становится центральным нервом всего повествования. В этом моменте текст перестает быть просто рассуждением и становится актом освобождения. Он снимает с нас тягостное бремя ложного выбора между хаосом и клеткой, показывая третий путь — путь сознательного согласия с высшим замыслом. Согласия не рабского, а творческого, подобного тому, как музыкант добровольно принимает законы гармонии, чтобы обрести в них подлинную мощь для самовыражения. Свобода оказывается не своеволием, а со-волей, со-творчеством с самой основой мироздания. Автор мастерски проводит черту между мирской и духовной логикой. То, что с житейской точки зрения кажется торжеством воли — «делать что угодно и как угодно», — с духовной оказывается величайшим рабством, пленом у собственных низменных импульсов и страхов. Здесь звучит мощный мотив закона и ответственности. Работа мягко, но настойчиво внушает мысль, что Вселенная устроена по принципу нерушимой причинности: за нарушение ее духовных законов неминуемо следует расплата. Это не угроза, а констатация порядка вещей, подобного закону тяготения.

Аристократ духа: свобода как служение
Пожалуй, самой возвышенной и проникновенной частью работы становится образ истинного интеллигента-аристократа как единственного подлинно свободного человека. Автор рисует этот портрет без тени снобизма, с чувством почти трагического пиетета. Свобода для такого человека — это не привилегия, а тяжелый крест и высокая миссия. Это возможность наиболее эффективно проявить личные достоинства и добродетели на повышение уровня гармонии в окружающем мире. И здесь рождается тихая, но несокрушимая надежда. Автор не просто описывает недостижимый идеал, а методично, как опытный картограф, намечает путь к нему. Этот путь лежит не вовне, а вглубь — через интенсивную и добросовестную работу по самовоспитанию. Чтение этих строк подобно разговору с строгим, но бесконечно любящим наставником, который верит в тебя больше, чем ты сам, и потому не позволяет довольствоваться малым. Он напоминает, что самый великий подвиг — это победа над хаосом в собственной душе. В этом определении — вся суть. Свобода становится синонимом служения, а ее мерой — способность к созиданию. Автор убедительно доказывает, что подлинная свобода невозможна без внутренней дисциплины, без того жесткого контроля, который обуздывает в нас авантюризм и интриганство, алчность и амбициозность. Этот перечень из нескольких сотен пороков и недостатков может показаться кому-то чрезмерным, но в контексте работы он воспринимается не как морализаторство, а как исчерпывающая карта внутренней битвы, которую должен выиграть каждый, кто претендует на свободу.

Путь к себе: свобода как внутренний ландшафт
Работа обладает удивительным психологическим свойством: она заставляет читателя совершить поворот внутрь себя. Описывая качества свободной личности — от альтруизма и благородства до умения создавать изящные мысли и чувства — автор фактически предлагает нам зеркало, в котором мы невольно начинаем искать собственное отражение. Четыре группы качеств, подробно выписанные в работе, читаются не как сухой перечень, а как поэма о человеческом потенциале. Возникает образ свободы как внутреннего сада, который нельзя завоевать раз и навсегда, но который можно и нужно возделывать ежедневно, терпеливо и с любовью. Это титанический, но благодарный труд, где каждое усилие воли, каждое побежденное мелкое побуждение, каждая взращенная добродетель — это новый распустившийся цветок или окрепшее дерево. И аромат этого сада, его гармония и умиротворение — и есть та самая, истинная награда, по сравнению с которой все внешние права и разрешения кажутся жалкой пародией. Особую душевную отзывчивость вызывают размышления о сокровенности в общении как одном из плодов подлинной свободы. Это тонкое наблюдение: лишь тот, кто обрел внутреннюю целостность и независимость, способен на глубокие, лишенные манипуляций и масок, отношения с другим. Свобода, таким образом, оказывается условием настоящей близости, парадоксальным образом связывая нас с миром не узами зависимости, а узами добровольного и осмысленного со-творчества.

Свобода как путь и предназначение
И тогда приходит самое важное осознание: путь к такой свободе — это и есть сама свобода. Не далекая цель, а ежедневная практика, наполняющая смыслом каждый миг. Ведь когда твои мысли, слова и поступки перестают быть хаотичной реакцией на внешние раздражители, а становятся осознанным выражением твоих глубинных ценностей — ты уже свободен. Даже если твои внешние обстоятельства ограничены. Эта внутренняя автономия, это состояние души, которое никто и ничто не в силах отнять, и есть величайшее завоевание человеческого духа. Автор подводит нас к мысли, что свобода — это не личное достижение для самолюбования, а инструмент служения высшему благу. Свободный человек по-настоящему нужен миру — не как винтик в системе, а как активный созидатель гармонии. Его свобода становится лучом, освещающим путь другим, хотя бы тем, что доказывает саму возможность такого существования. В этом заключена особая миссия аристократов духа — быть живым свидетельством того, что человек может подняться над хаосом.

Заключение: приглашение к великому труду
Эта работа — не просто интеллектуальный трактат. Это духовный вызов. Она лишает нас удобного алиби собственного невежества и лени, но взамен предлагает величественную перспективу: возможность стать архитектором собственной души и со-творцом гармонии в мире. Она превращает жизнь из случайного набора событий в выстраиваемое самим человеком произведение искусства. Прочтя ее, уже невозможно по-старому рассуждать о своих правах и желаниях, не спросив себя: а что я могу дать? Как мое действие отзовется в общей симфонии бытия? Это эссе — мощный мотив для самого взыскательного читателя обратиться к первоисточнику, ибо оно говорит о самом главном: о том, как из хаоса эгоистичных побуждений рождается космос осмысленной и прекрасной жизни. Это приглашение на пир духа, где свобода обретает свой истинный вкус.

Кирилл Шевченко 3   25.11.2025 03:32     Заявить о нарушении