Вяземский котел Памяти Марова Федора Николаевича

  "ВЯЗЕМСКИЙ КОТЕЛ."
Памяти Марова Федора Николаевича.

После завершения Смоленского сражения и Киевской операции советское командование ожидало массированного наступления на Москву в направлении автомагистрали Минск-Москва. Поэтому здесь были сосредоточены силы Красной армии Резервного и Западного фронтов.
В начале осени 1941 года немецкое командование решило начинать операцию «Тайфун», чтобы до наступления распутицы и зимних холодов захватить Москву. На одном участке фронта оказались сосредоточены значительные силы вермахта. В операции было задействовано 78 дивизий. В составе армий и трёх танковых групп в подчинении немецкого генерала фельдмаршала Федора фон Бока было 1 183 719 человек. Общая численность личного состава в боевых и вспомогательных частях группы армий «Центр» в начале октября 1941 составляла 1 929 406 человек.
7 октября танковым соединениям вермахта 3-й и 4-й танковых групп удалось соединиться и сомкнуть кольцо у Вязьмы в районе д Дуброва.
 В немецком окружении оказались войска 16-й, 19-й, в которую входил 20й ДЭП (дорожно- эксплуатационный полк , где последнее время воевал политрук 20 ДЭП ,  19 й армии, позднее, назначенный командир , Маров Федор Николаевич ).
 А также 20-я, 24-я, 32-я армии,  группа генерала Ивана Васильевича Болдина, а также часть сил и тыловых служб 30-й, 33-й и 43-й армий.
С 7 по 12 октября 1941 года Красная армия предпринимала попытки выйти из окружения, но большинству частей и соединений так и не удалось прорвать немецкие «клещи».
Несколько дней шли ожесточеные бои  под Вязьмой , армии и дивизии  попали в Вяземский котел (под Вязьмой, в районе д. Дуброва).
Роковой оказалась последняя попытка 19 й  и 20-й армии выйти из окружения, во время попытки прорыва в бою погибло около 5 дивизий. 20-я армия как боеспособная единица перестала существовать, а командовавший ей генерал Филипп Ершаков попал в плен.
Части 24-й армии также не смогли прорвать кольцо окружения, командарм Константин Ракутин погиб.

 Войска 19й армии под командованием генерал-лейтенанта Михаила Лукина, действовавшие в районе севернее Вязьмы, д Дуброва (19-я и 32-я армии и группа генерала Болдина), готовили прорыв вражеского кольца в направлении на Богородицкое. Он начался 11 октября в 16 часов. Прорыв был осуществлён, но обеспечить и укрепить фланги нашим войскам так и не удалось.
Немцы очень быстро вновь замкнули 
 кольцо окружения. 19 я армия, 20 й дорожно эксплуатационный полк, входящий в 19 ю армию , были разбиты.
 
Из "Вяземского котла " удалось выйти только отдельным частям 2-й и 91-й стрелковым дивизиям, остальные дивизии были взяты в кольцо .
Несмотря на первоначальный успех под Вязьмой, немецкое наступление всё же на время было остановлено , но какой ценой ?
  Воины 19 й армии (   20 дэп)
Армии и дивизии, участвовавшие под Вязьмой, в "Вяземском котле" были разбиты.
Раненые  попали в плен , подкрепления не было. Дивизии оказались в кольце у немцев, которые имели превосходство по количеству и качеству  оснащенной техники.
Около 1 млн погибших солдат и 500 тыс раненых взяты в плен , 5 армий практически погибли. Армии были не доукомплектованы.
 И только 5 декабря Красная армия перешла в контрнаступление.

История боевого пути ,участвовавшего в последнем бою под Вязьмой, в районе д. Дуброва  Марова Федора Николаевича.

 Маров Федор Николаевич,  1919 г р ,, место рождения : Вологодская область, Кубено - Озерский район , д. Тимошкино, русский, дворянского происхождения.
В октябре 1940 г  был призван на воискую службу из г. Ленинграда, Кировского района .
Учетная карта военного билета  ТО 226199,
запас 1, стрелок, рядовой, б/п , русский, служащий, окончил
автодорожный техникум г Ленинграда, н/высшее  образование (строит.институт) до 1940 г
В Манчегорске, Мурманской области прошел подготовку, - курсы мл политрука, стрелка.
После курсов направлен в 4 й стрелковый корпус роты связи, Позднее, полк был разбит.

 Был переведен в 444 артиллерийский полк, мл.политруком, курсантом стрелком.(Прошел военную  подготовку в Манчегорске, Мурманской области, ул. Малая,Собча, корп 3).
С июня по июль 1941 г участвовал в боях  в составе 444 артиллерийского полка. (По данным полк был разбит)

С июля по 25 октября 1941 года воевал в 20 м дорожно-эксплуатационном
полку, 19 й армии Западного фронта,в звании  политрук, стрелок, позднее,  командир.

377 армейский запасной стрелковый полк. (со  2.01.1946 года в запасе
)учетная запись в картотеке.

До 25.10.1941 года воевал в 20 дорожно-эксплуатационном  полку  19 й армии Западного фронта.
 В ожесточенном бою в "Вяземском котле" под Вязьмой, д Дуброва полк был разбит. (данные из картотеки).
Полк был окружен, разбит, раненые взяты в плен.

25.10.1941 года ранен,  пленен.

 Был отправлен с другими , оставшимися военнопленными бойцами в немецкий фильтрационный пересыльный лагерь (на территории СССР).Далее,
С 13.06.1942   по 14.03.1945 г г. плен в Германии, г. Хепенхайм, завод "Тонверк", черновые работы в плену, На заводе "Тонверк", Германия, Позднее находился в оф.лагере 269, г  Баутцен , Германия.
6.10.1945 г из фильтрационного лагеря г Баутцен, оф. лагерь 269,
регистр номер 37022, место убытия: 2.01.1946 г.  1 ЗСД (1 я запасная стрелковая дивизия)

Награды:

Орден Красной Звезды
орденская книжка номер 761636, номер ордена 3551175 ,
получен в 1958 г.

После войны внес большой вклад  в развитие строительства и восстановление народного хозяйства страны. Работал в строительных организациях Урала и Башкирии в должности прораба, инженера- проектировщика.

Принимал активное участие в
освоение целинных земель и строительства обьектов в Северном Казахстане, Кустанайской области.
 
Умер: 15.10.1962 года при исполнении служебного долга( на рабочем месте).

Дополн. сведения:
Жена: Марова Татьяна Дмитриевна
;
В Вяземский котёл попали пять советских армий, было захвачено около 500 тысяч пленных, погибло до миллиона советских солдат и офицеров.
 © / Кадр youtube.com
Глазами очевидцев:
«Вязьма! Вязьма! Кто её забудет? Я прослужил в нашей Красной армии, считай, не один десяток лет, бывал в боях, видывал виды!.. но то, что всем довелось пережить под Вязьмой, такое было впервые. День и ночь наши дивизии били врага. И как били — насмерть. Раненые отказывались выходить из боя. На место павших вставали всё новые и новые бойцы. Всё кругом пылало... Тогда наши солдаты грудью закрыли дорогу на Москву».
 Советские воины ценой своей жизни защитили Москву.
Информация о боях в "Вяземском котле" какое то время была засекречена, но сейчас открываются архивы и люди узнают все больше сведений об ожесточеных боях под Вязьмой.


Рецензии