Утраченная красота

               

                Утраченная красота.
 Пол жизни прожить в России и не побывать в Питере, в Эрмитаже - нонсенс. Но, это удалось уже из Израиля. На третьем десятке жизни на Святой Земле сия мечта, наконец-то осуществилась. Нам удалось выбраться только на три дня и то на суккот.
На второй день в нашей перенасыщенной культурной программе значился знаменитый Эрмитаж.
Однако, всё вышло не так радостно, как ожидалось. Во - первых, начался настоящий ливень, что в Питере случается довольно редко, обычно в октябре дожди проливаются только ночью, а днём, как обычно светит яркое солнце.
Мы бегом пересекли внутреннюю площадь с монументальной Александровской колонной - памятник в стиле ампир, спрятались под триумфальные ворота - Арку Главного Штаба, перекурили, и в ожидании нашей очереди, улучив момент, я поговорил с улыбчивым таджиком. Кстати, в Питере все дворники - таджики, я ни разу не видел русского с метлой.
Во - вторых, неожиданно выяснилось, что мы единственные в нашей группе забыли абонементы на посещение музеев. Нас элементарно могли не пустить в Эрмитаж, потому как билеты покупаются заранее. По началу очень расстроились такой перспективе, однако наш вездесущий гид тут же отошёл на несколько минут и вернулся довольный.                - Сергей, с вас тысяча за два билета.
- Да хоть, две тысячи.
В этот раз нас ничто не могло остановить, жутко хотелось собственными глазами увидеть легендарную, неповторимую и эротическую Данаю.
Забегая немного вперёд, должен заметить, нас ожидало полное разочарование, как будто развели по крупному.
Эрмитаж изнутри - верх помпезности, музей, сплошь в позолоте с десятками залов, в которых выставлены картины, иногда во всю ширину стены, изображающие царей, вельмож, сцены из дворцовой жизни, современное искусство отсутствовало полностью и это было одно из разочарований.
Нет слов, впечатляют скульптурные залы и галереи, бесило же огромное количество народа со всего света, ничего в данном искусстве не понимающие.
Гиды с небольшими группами, пытались перекричать друг друга, рассказывали подробности написания того или иного полотна, создания той или иной статуи. Из этих рассказов я толком ничего не запомнил, а от всеобщего шума и гама интерес пропадал напрочь.
С бешенной скоростью мы, буквально, пробежали два десятка залов, чуть не потерялись в толпе зевак и вот, наконец, с трудом протиснулись в помещение огромного размера, где у противоположной стены выставлена легендарная картина Рембрандта Даная.
Зал до краёв забит восторженными туристами, которые двигались бесконечной змейкой. Довольно медленно к растиражированному шедевру протиснулись и мы, но приличное расстояние не позволяло разглядеть ближе.
Где - то, через часа полтора - два мы, всё таки прошли перед картиной, толпа позволила задержаться, буквально на секунду и медленно вытолкнула наши тела дальше, в другой зал. Точь в точь, как люди проходят мимо мумии Ленина, но только с опущенными головами. Не знаю как другие посетители, я же не испытывал всеобщего восторга, эмоций вообще не было, а только сплошное разочарование и эмоциональная пустота. Картину после реставрации, как будто подменили. Данаю удалось восстановить, это по-прежнему прекрасная картина, уже не тот холст, что висел в стенах Эрмитажа до 15 июля 1985 года. Были утрачены важные детали: нижний край покрывала, окутавший ноги Данаи, значительная часть кораллового браслета на левом запястье, связка ключей, которую держала в руках служанка и, самое главное, золотистый свет, струившийся на тело женщины, сообщавший ему мягкий приглушенный блеск и, словно овладевающий им...









    


Рецензии