Отступление Наполеона глазами генерала Ермолова

 Наполеон в Москве. Русские армии отступают. Их "сопровождает" со своими силами зять Наполеона Мюрат. По смерти генерала Багратиона Вторая Армия продолжала существовать только по имени. Генерал Ермолов становится Начальником Главного штаба обеих армий. Но похоже тоже только по имени. Главную роль в ближайшем окружении фельдмаршала Кутузова начинает играть дежурный генерал Коновницын. А Ермолов пишет о том, что теперь к нему мало обращаются и начинает вести "жизнь праздную". Это чуть не приводит к печальным последствиям в сражении у Тарутино. Именно в направлении к этому пункту не спеша отступала наша армия. Генерал возвращается к себе на постой после весёлой гулянки. Его встречает запыхавшийся адъютант Кутузова, который его не может найти. Оказалось, что фельдмаршал решил дать бой преследующим нас отрядам Мюрата. Он назначает сбор нашим силам на 6 утра. А это уже дело начальника Главного штаба. Ермолов бросается к Кутузову. Он понимает, что не успеет построить армию в боевые порядки к этому сроку. Кутузов в гневе. Он бросает :"Вот просят наступления, предлагают проекты, а чуть приступишь к делу ничего не готово." Ермолов толкает в бок стоящего рядом с ним генерала Раевского. "Это он на мой счёт забавляется".
 Ермолов быстро разбирается в обстановке  и докладывает, что ничего не потеряно. Мюрат не ждет нападения и можно начинать. Кутузов командует "Вперёд!" Но уже вскоре отдаётся команда стоять. И так несколько раз. В итоге победа была достигнута, но вовсе не решительная. Ермолов иронизирует над фельдмаршалом. В рапорте царю об одержанной победе тот исправляет число взятых у врага пушек с 19 на 38.
 Но в этот период самым плохим было то, что командование армии мало  знало о положении Наполеона в Москве. И когда Наполеон принял решение выйти из Москвы, это оставалось для Кутузова неизвестным. Он исходят из того, что  имеет дело с силами Мюрата, не более того. Первым, кто из командования узнал о том, что армия Наполеона вышла из Москвы и движется по направлению к Малоярославцу во главе с Наполеоном, был генерал Ермолов. Он посылает два отряда партизан Фигнера и Сеславина на разведку неприятеля к Фоминскому. Фигнеру не везёт, а вот Сеславин сумел захватить несколько языков. А среди них унтер офицера  Старой Гвардии Наполеона, которая находилась всегда рядом с ним. Сомнения тут же отпали. Отступающая из Москвы армия Наполеона неожиданно оказалась неподалёку от нашей армии. Были получены данные, что Наполеон движется к Малоярославцу. А сам он в данный момент обедает в Боровске.  Ермолов немедленно приказывает генералу Дохтурову выступить к Малоярославцу. Посылает гонцов к Кутузову с просьбой как можно быстрее привести армию к этому городу. И сам во главе с кавалерийским корпусом бросается в том же направлении. Натыкается на обширный лагерь итальянской армии во главе с пасынком Наполеона принцем Евгением Богарне. В это время прибывают казаки, которых Ермолов послал к Малоярославцу разведать обстановку в городе. Выяснилось, что в городе небольшой отряд наших казаков. Но Мюрат уже подошёл к городу. Жители разобрали мост перед воротами , что остановило его на время. Ермолов бросается туда. Начинается знаменитое сражение за Малоярославец. Город несколько раз переходит из рук в руки. Фельдмаршал, наконец, тоже подходит с основными нашими силами к месту сражения. Но неожиданно даёт команду армии отдыхать. Ермолов из города с большими трудностями шлёт гонцов к командующему с просьбой начинать. Безрезультатно.  К счастью генерал Раевский, подошедший к городу в составе основной армии, решает лично разведать обстановку. Понимает, что армия может не успеть подойти к месту сражения и на свой страх и риск командует своему корпусу выступать. За ним потянулись и другие наши корпуса.
 Итог. Формально город остался в руках Наполеона. Но это была его тактическая победа. В стратегическим отношении он проиграл. Он оказался отрезанным от дороги на Калугу, в хлебородные края. В этом и состоял гений Кутузова. Он не ввязался всеми силами в бой за Малоярославец, а расположил армию так, что Наполеону для дальнейшего движения оставалась только одна дорога к Днепру и Березине.  На которой его армию ждали голод и холод, партизанские атаки и многие другие неприятности. Самая большая неприятность состояла в том, что на Днепре и Березине его ждали наши свежие армии. Но об этом в следующей публикации.


Рецензии
Да,порой читая и представляя,что происходит там и сям,выводы делать рановато,хорошо смеётся только последний.

С уважением.

Юрий Симоненков   14.03.2022 13:11     Заявить о нарушении
Это точно!

Игорь Тычинин   14.03.2022 18:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.