27. 19. Пушкин. Синусоида идеалов-любовей
<<Поверьте мне - хотя жизнь и s;sse Gewohnheit [сладостная привычка], однако в ней есть горечь, делающая ее в конце концов отвратительной...>> Пушкин в октябре 1835 года,
В этой сладостной привычки жития поэт плавал по синусоиде, пока ему всё не осточертело, а горечь тотальных неудач, погоняемых грязной молвой и правдоподобными сплетнями, сделали ее абс-но отвратительной … Поэт отдался человеку и отправился искать смерти
Соломон Воложин в работе «Пушкин - идеалы и любови» предложил Синусоиду любовей, соответствующую Синусоиде идеалов Пушкина
прокомментировав структуру так:
1 - Полное самоотвержение и привязанность, которые ни от чего устать и ослабеть не могли; в своем незлобивом смирении рада была (рад был) и малому. Это любовь периода примирения с действительностью
2 - Что мне дело до вашего характера? И разве красивые женщины должны иметь характер? Самое существенное - глаза, зубы, руки и ноги...
Это необузданная жажда жизни со всеми ее радостями...
Они страстны, влюбчивы и доступны...
Она пользовалась жизнью очень просто, по-видимому, ничего не искала в ней, кроме удовольствий, и постоянно отворачивалась от романтических ухаживаний, словно ждала чего-то более серьезного и дельного
3 - Любовь-катастрофа, страсть к роковой, демонической личности. Мазохистское наслаждение изменой
4 - Яростное оскорбление любви: разоблачить пленительный кумир, растоптать идеал чистой женственности и показать воочию призрак безобразный, скрывающийся за ним
5 - Любовь - индивидуализированная, личная социальная сила; внешнее сближение - от случайности; на самом же деле - оно от общих высоких стремлений
6 - Она предстает не как свободный выбор, а каприз, фатальная неизбежность, нечто из царства необходимости. Кроме полового влечения нет иных мотивов для развертывания любовной интриги, ибо в обществе нет более почти ничего, что могло бы сблизить людей. Любовь - с первого взгляда, как магическая сила, колдовство, которое нельзя вплести в ткань реальной жизни
7 - Любовь одухотворенная, эфирная и даже носит какой-то мистический отпечаток. Платоническая любовь
PS
Выготский позволил себе осмыслить катарсис от столкновения противочувствий лишь один раз: он назвал его переживанием парения к Богу - от развоплощения толщенных стен готического собора ажурными, узкими и стрельчатыми окнами в этих стенах (все остальные разы он ограничивался лишь указанием на противочувствия)...
И ведь почему-то никто так и не применяет психологическую теорию художественности Выготского для практики осознавания катарсиса от противочувствий...
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222021900315