О творчестве Кобзона
Сейчас в желтой прессе появились заметки о поведении Кобзона в личной жизни. Кое-какие высказывания можно ставить под сомнения, каким-то можно верить стопроцентно. Например, бывшему охраннику Берии полковнику КГБ , который жил в одном доме с супругами Кобзоном и Гурченко. Он сказал в своем интервью, что они предпочитали выяснять отношения во дворе дома, на публике. Официально Кобзон был женат три раза. Первый раз на певице Веронике Кругловой (два года), затем на Людмиле Гурченко, но брак тоже был скоротечным. И лишь в третьем браке с Нелли Дризиной он прожил много лет. Видимо, потому что его мудрая жена предпочитала закрывать глаза на его "амуры" на стороне - с Людмилой Сенчиной, Таисией Повалий, потому что Кобзона хватало и на жену, и на детей. Мало кто из мужчин может выдержать без женщины месяц гастролей, но никто не бросил упрек Иосифу, что он приводил в номер фанатку из публики, чем "прославились" другие "звезды" нашей эстрады, те же Юрий Антонов и Михаил Муромов, не говоря о "звездочках" меньше калибром.
Так что две якобы подтвержденные связи на стороне (хотя никто свечку не держал) при такой популярности и длительности брака такая мелочь, по-моему. Особенно на фоне его творчества.
Кобзон был первый эстрадный певец, которого я увидел живьем, во время его первых гастролей по стране в начале 60-х. Он еще не был супер-звезда, прославился разве что песенкой Аркадия Островского на стихи Льва Ошанина "А у нас во дворе". Но песня стала таким хитом, что по требованию публики авторы написали продолжение из трех песенок, одну из которых пела девушка. Вот как это случилось.
Я учился в старших классах школы, и на лето меня отправляли в более теплые края из нашего северного поселка. Этим теплым местом был город Хабаровск, вернее, даже не сам город, а его далекий пригород, в районе Ильинки. Моим наставником по городской жизни был мой дядя Вова, всего на один год старше меня. Мы с ним и проводили лето, изредка приезжая в город. В тот 1962 год, когда я впервые увидел на концерте Кобзона, на летние каникулы к родителям приехала тетя Алла, на 7 лет старше меня. Она училась в институте в городе Днепропетровске. О Кобзоне мы уже слышали, нам нравился его приятный баритон и его песни – «Мальчишки», которую он пел с Виктором Кахно, и уже в тот год ставший шлягером «А у нас во дворе», другие песни. И Алла решила нас повести на концерт своего почти земляка, Иосифа Кобзона, она слышала, что мать Кобзона живет в Днепропетровске. Мне было 15 лет, в Вовке 16 лет. Вот тогда я и увидел этого певца, как говорится, живьем, на концерте в Доме офицеров Советской Армии. И заболел им.
Как многие мальчишки тех лет, в одиночестве стал петь песни Кобзона и скоро выучил все тексты их. Уже звучали «И опять во дворе», «Бирюсинка», песни Пахмутовой из цикла о Братске и Ангаре. Потом появилась книга о поездке авторов песен Добронравова, Гребенникова и композитора Пахмутовой по Сибири. Я её увидел в книжном магазине и купил. Вместе с поэтами и композитором ездили Кобзон с Кахно, выступая перед молодежью на этих комсомольских стройках. В этой книге мне запомнились такие строки, написанные кем-то – «Пусть от Братска до Гудзона раздается бас Кобзона.» И вторая – «Цепь фамилий велика теноров на букву К. Но кончаются на О лишь Карузо и Кахно». Странно, но они запомнились больше, чем на 50 лет.
В это время я уже несколько лет играл в школьном духовом оркестре и знал ноты. А так как в конце книги были тексты и мелодии некоторых песен Пахмутовой, стал играть их по нотам на баяне, и негромко подпевать. Обычно я этим занимался, когда родителей не было дома. А вот летом, приезжая снова к бабушке под Хабаровск, пел в голос, выйдя на улицу. Поэтому мои кузины, двоюродные сестры многочисленной родни, таким, поющим Кобзона, меня и запомнили.
Однажды мама получила письмо от сестры Аллы из Днепропетровска. В конверт была вложена небольшая заметка местной газеты с критикой Кобзона. Якобы на всех его концертах в этом городе присутствовала его мама, и он каждый раз представлял её публике. Тогда это было не принято, поэтому заметка называлась «Зазнавшийся земляк». Но этот выпад местных корреспондентов, завидующих растущей популярности Кобзона, остался без последствий. И у меня это не вызвало отторжение, каждый раз, когда Кобзон выступал с концертами в Хабаровске, я ходил на них.
А в 11 классе мы с моим кузеном Яном Щербаковым даже рискнули спеть со школьной сцены песню «Мальчишки» на два голоса. И хотя даже заработали аплодисменты, но весьма жидкие. Голосов у нас с ним не было, одно желание.
С тех пор я следил за творчеством Иосифа Кобзона. Он выступал на комсомольских стройках, в воинских коллективах, даже по время войны в Афганистане ездил туда, чтобы выступить перед солдатами. Репертуар песен Кобзона поражал. Тут и песня «ЛЭП-500», «Голубая тайга», «Таежный вальс», целый цикл песен о Великой отечественной войне. А когда вышел фильм «Семнадцать мгновений весны», все узнали голос Кобзона, исполняющего песни в этом сериале.
Голос Кобзона — лирико-драматический баритон ясной высветленной окраски. Положительные качества — специфический красивый и благородный тембр, моментально узнаваемый с первых звуков, и прекрасная дикция.
В 1960—1970-е годы ездил с концертами на ударные комсомольские стройки, активно боролся за мир во всём мире, неоднократно входил в состав официальных делегаций, посещающих зарубежные страны с визитами дружбы.
В 1980-е годы выступал для ограниченного контингента советских войск в Афганистане, ликвидаторов катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Член КПСС с 1973 года.
С мая 1989 по сентябрь 1991 годы — народный депутат СССР от общесоюзных общественных организаций по квоте профессиональных союзов. Входил в состав депутатской группы «Союз» (выступавшей за сохранение СССР как федеративного государства).
Широко известен своей миротворческой деятельностью во время подавления чеченского сепаратизма в 1990-х годах, а также во время нейтрализации банды М. Бараева, с которыми он вёл переговоры, 23-26 октября 2002 года в здании Театрального центра на Дубровке (Москва).
Во время захвата Театрального центра на Дубровке, террористы, по свидетельству его самого, назвали среди политиков, с которыми согласны вести переговоры, Кобзона, Г. Явлинского, И. Хакамаду и Б. Немцова. Хакамада ответила, что готова, и ради вызволения заложников отправилась вместе с Кобзоном в Театральный центр на встречу с террористами. В результате переговоров Кобзон и Хакамада смогли вывести из захваченного террористами зала женщину и троих детей. (прим. – «демократы» Явлинский и Немцов струсили, и не пошли к террористам, за что их так ненавидят в Чечне).
В репертуаре Кобзона тысячи песен, и он все их знал, никогда не пользовался телесуфлером. Это сейчас видишь, как у исполнителя в ухе торчит приспособление для подсказки текстов, или перед певцом стоит пюпитр с текстами. Однажды на телепередаче, которая одно время была популярной и называлась «Жизнь прекрасна», у Михаила Швыдкого выступала не очень популярная певица Сенчукова, жена Виктора Рыбина из ансамбля «Дюна». Ей поручили спеть простую песенку, и она не сумела это сделать без подглядывания в текст. А ведь передача шла по всей России. Видимо, поэтому и не популярная певица.
И на этой же передаче был Иосиф Кобзон. В процессе разговора со Швыдким всплыла тема выступлений артистов перед нашими олимпийцами на разных соревнованиях. Явная импровизация, но как достойно из неё вышел Кобзон. Он вместе с Левоном Оганезовым, который участвовал во всех передачах Швыдкого, исполнил много старых песен, 70-90 годов, когда он с тем же Лещенко и другими исполнителями ездили на Олимпийские игры поддерживать спортсменов.
Я с некоторым волнением ожидал юбилейный концерт Иосифа Кобзона по случаю его 80-летия. Как выдержит артист многочасовое выступление перед огромным залом? Ведь ему уже немало лет, да и болячки есть, в том числе сахарный диабет, об этом все знали. Но Кобзон не позволил себе расслабиться на протяжении 3-х часового концерта. Его голос звучал по-прежнему мощно, завораживал весь зал. И снова он выступал без телесуфлера. Вот что значит уважение к своему зрителю. Только за это можно уважать Иосифа Кобзона. Но еще больше я уважаю его на патриотизм, любовь к своей Родине. Для нынешнего поколения, привыкшего к песням практически без текстов, творчество Кобзона не всегда понятно. Но для нашего поколения это значит очень много. И не только песни о войне имеют такое гражданское звучание в исполнении Иосифа Давыдовича, а все песни в его репертуаре.
Сейчас, снова просматривая его концерты, которые записаны и их можно смотреть в интернете (спасибо тем, кто изобрел "всемирную паутину") с понял еще одну причину популярности Кобзона у нашего народа. Он на сцене не просто поет, а сопереживает вместе со словами, как правило, очень глубокими. На концерте в 1991 году, в сентябре, накануне его дня рождения 11 сентября, когда уже был путч ГКЧП, он исполнил песню "Эти глаза напротив". И потом обратился к корреспонденту одной из газет, сидевшей в первом ряду, и напомнил её слова с критикой слов этой песни, написанной в газете, потому что увидел её улыбку во время исполнения песни. И сказал, что в свое время даже текст этого, без преувеличения, шлягера, вызывал критику, а что же сейчас можно сказать о песнях, где непонятно о чем поется, и мелодия на три прихлопа и три притопа. Но не стал продолжать эту тему, он же не критик творчества своих коллег по эстраде.
А вот его концерт "В кругу друзей", посвященный 55-летию певца, предварял небольшой ролик с интервью Иосифа Кобзона. Напомню, это уже был 1992 год, Россия стала "суверенной, демократической, свободной". Видимо, отвечая своим критикам, что он певец коньюктурный, пел песни по заказу властей, сказал, что он пел настоящие песни, со смыслом, потому что именно такие песни писали советские композиторы, и ни одной приличной песни не появилось за год существования "демократической" России, когда не стало никакой цензуры, на которую так обижались многие авторы песен.
На концерте 1991 года, который продолжался почти 4 часа, он спел много песен или написанных уже ушедшими в мир иной композиторам ( Фрадкин, Мартынов, Островский, Бабаджанян, Кристалинская) или посвященных им - Френкелю, Высоцкому, Утесову, Руслановой. А еще исполнил песню Днепрова, которую тот посвятил памяти покинувшей этой мир за 4 месяца до концерта матери Иосифа Давыдовича. Если бы видели, как принимала эти грустные песни публика, для которых все эти композиторы и авторы песен как родные люди, на их песнях выросло не одно поколение советских людей.
Немного скажу о публике на концертах Кобзона, увиденных в эти дни, но состоявшихся много лет назад. В основном это были зрелые люди, красиво одетые, они шли на концерты Кобзона как на праздник, они любили творчество певца и уважали его. И Кобзон уважал и публику, и себя. Публику - потому что всегда пел вживую, даже на передачах "Песня года", где многие пели под фанеру. На концертах Кобзона, даже очень продолжительных, всегда "живая" музыка и такой же живой голос.
А себя он уважал, потому что всегда модно одетый, он не суетился на сцене, солидно передвигался, так же солидно кланялся - чуть-чуть, и также солидно брал многочисленные букеты цветов, которые ему преподносила благодарная публика. Он не лобызался ни с кем, даже с теми, кто выходил на сцену, а не подавал букеты из зала. На этих, по сути, творческих концертах, присутствовали многие авторы песен - поэты и композиторы. Еще бы - если песня попала в репертуар Кобзона - она тут же становилась популярной и любимой.
Как известно, Иосиф Кобзон дружил со многими сильными из мира сего людьми. С тем же мэром Москвы Юрием Лужковым, с меценатом и "паханом" Квантришвили, которые бывали на его концертах. Кобзона уважали все категории населения, даже его концертная бригада была поистине интернациональной. Десять оркестрантов, с которыми он колесил по стране и по миру, где все его концерты проходили с аншлагом.
Теперь еще об этом явлении, связанном с именем Иосифа. Не раз слышал, что у него на голове лысина, и он выступает с накладкой. Если это так, то накладка, а сейчас парик, сделаны у него великолепно. Сейчас-то точно видно, что он выступает в парике, ни одного седого волоска в его шевелюре не видно, а ведь когда-то она была на висках.
Мне кажется, что имя Иосифа Кобзона будет так же в памяти нашего народа, как имена Леонида Утесова, Клавдии Шульженко, Муслима Магомаева, Марка Бернеса. По крайней мере, для меня точно. Пусть земля будет пухом этому выдающемуся исполнителю.
Свидетельство о публикации №222021900540