Четвертая раса!

   Мы -из поколения,которое воспитано на фильмах с Гойко Митичем! Он стал для нас подростков настоящим кумиром,но не тем,кому поклоняются,а тем,на кого хотят быть похожим! И конечно поэтому или не только поэтому,мы не могли не "заболеть" индейцами. Причем заболеть в самом прямом смысле,т.е психологически воспринять себя индейцем,придумать имя,детские игры превратить в сцены из индейской жизни. Мы отращивали волосы,перевязывали их нарядной повязкой,втыкали вороньи перья(орлиных-то где взять),мастерили луки и томагавки,яростно сражались друг с другом в подмосковных лесах у дач и деревень. Особым счастьем было погарцевать на колхозной клячке ,потрясая копьем из ствола орешника и издать знаменитый(по фильмам)  индейский боевой клич. В библиотеках мы "тырили" втихаря "индейские" книжки-Серая Сова,Сат-Ок,Фенимор Купер-были нашими источниками знаний. Хотя я лично вырос на более реальной и позитивной книге Джеймса Шульца-"Ошибка Одинокого Бизона",что сказалось впоследствии.
   Шли годы,мир менялся,и мы вместе с ним.Менялись и наши познания,а следовательно и наше отношение к коренным американцам. Другая литература,другие фильмы,другие источники. Не все,но некоторые из нас так и остались в душе "индейцами",что трансформировалось в течение "индеанизма". Оставаясь в обычной жизни инженерами,врачами,строителями или фермерами,мы параллельно были команчами,сиу или шайеннами. Уже другие имена и поведение. Часть индеанистов(не только в нашей стране,но и по всей Европе)занялись помимо научно-художественных изысканий,материальной культурой индейцев-мастерили с разной степенью достоверности,зачастую превосходя оригиналы) предметы одежды,оружие,трубки,головные уборы индейских племен,часть восприняла психологию и обрядность,собираясь на ежегодные праздники -Пау-Вау. Многие из людей этого круга с годами стали настоящими знатоками по самым разным аспектам индейской культуры(она не едина конечно,а собирательна). Появились прекрасные переводчики англоязычной литературы этой направленности(а она очень обширна),историки и авторы художественной и научно-популярной прозы).Остальные стали просто виртуальными участниками сообщества,но искренне заинтересованными во всем,что касается индейцев. К сожалению,в среде индеанистов,как и среди самих индейцев(а может и поэтому) есть место трениям,даже вражде и разобщению по самым разным поводам-от поведения на Пау-Вау до аспектов истории и материального искусства.Но это все вроде предисловия,как вводная в тему. Рассказ здесь о самих индейцах,вернее,об их расовой принадлежности.
    Для несведущих,все индейцы краснокожи,что совершенно не так.Их так называли белые американцы за обычай раскрашивать лица ,а иногда и тело в красно-коричневый цвет.Такая краска делалась из глины и наносилась в ритуальных целях или перед боем. Настоящий цвет кожи у этих людей разного оттенка смуглости-от оливкового до почти темно-коричневого. Это зависело,как от племенной принадлежности,а скорее региональной. Все индейцы Америки)обеих ее частей) несомненно относятся к одной расе,с подгруппами-северо-американской,центрально-американской и южно-американской. Но это деление слишком общее,внутри имеется множество типов,столь различных,что для специалиста не составляет труда определить племенную принадлежность того или иного индивида. Даже среди индейцев Северной Америки,самых знаменитых в мире(благодаря кино и литературе)имеются значительные отличия,скажем племен Великих равнин-сиу,шайеннов,кроу или черноногих(высоких,стройных с орлиным профилем) от жителей Тихокеанского побережья(бородатых,широколицых и низкорослых). Да и среди членов одного племени мы можем видеть самые разные типы внешности,различна она порой(и значительно) у мужчин и женщин.На старых фото мы можем лицезреть исконные типажи американских аборигенов,их особенную стать,мужественность и физическую красоту,красоту совершенно особую,на которой явный отпечаток и самого индейского характера. Гордые,надменные лица вождей и воинов. Даже поездки делегаций вождей в Вашингтон,организуемые американцами для устрашения дикарей мощью белого человека,никак не изменяли этого надменного достоинства. Все попытки ученых-антропологов или этнографов привязать напрямую американских индейцев к каким либо народам Старого Света(от камчадалов и алтайцев до тибетцев или узбеков),весьма неубедительны и основаны на теоретических версиях либо на ряде схожих антропологических черт в физическом облике либо близости культурно-хозяйственных методов. И эта установка по происхождению индейцев Америки из Старого Света(путем миграций по т.н Берингову мосту или на лодках из Азии) имеет давнюю историю и принята сегодня почти как аксиома. Но думается,это следствие негибкости фундаментальной науки,ее приверженности к раз и навсегда установленным догмам.
    На деле имеется множество доказательств совершенной самодостаточности индейцев,как расы,на фоне которых все ее близкие с азиатами признаки оказываются весьма сомнительны.Эти доказательства и в области той же антропологии фиксирующие у индейцев самостоятельные черты физического облика,медицины-состав по группам крови у различных племен,генетики-по галогенным группам и т.д. Тут можно написать научный трактат,но это прерогатива серьезных ученых.А у индеанистов,да и у самих индейцев есть твердая убежденность в уникальности этих народов,составляющих четвертую,самостоятельную расу человечества.Факт, который и ученому и остальному миру давно пора признать. Как признать право индейцев на свою историю,культуру,своих героев и антигероев,свои мифы,песни,танцы,и перестать искать в них сходство с народами остального мира.

       p.s Еще не факт что наоборот- от индейцев происходят некоторые народы Земли!Все может быть в далеких анналах истории,ныне пока неведомых !


Рецензии