Франц Шуберт и спортивный кинематограф

Полное название:
Франц Шуберт и современный спортивный кинематограф, или рассказ о том, как музыка Шуберта в молодежно-спортивный фильм попала.


Несколько более иллюстрированная версия статьи: на z e n - канале автора, на
z e n . y a n d e x . r u / m e d i a / i d / 5 d d 4 9 9 6 4 0 d 1 3 0 1 7 d 4 f f 7 2 8 c a  , пробелы убить...
 
Или просто Наталью Евгеньевну Гусеву ; с юбилеем, ибо во всей этой истории ее юбилей сыграл не последнюю роль...

Если кратко изложить сюжет, то прекрасная девушка по имени Катя произнесла в микрофон речь, речь ее была взята в фильм, а еще к тому же вдохновила творческую группу на поиск оптимальной мелодии для музыкального фона, что совершенно внезапно переросло в конкуренцию между Крылатовым и Шубертом и завершилось победой первородности над вторичностью...

Шуберт или Крылатов? Как это ни странно, одна из дилемм при создании музыкального фона для одного из эпизодов в "Россия с нами не пропадет"

Эта приписка появилась лишь при появлении окончательной версии статьи в ноябре 2022 года. А ниже как раз начинается ее изначальная версия...

Наталья Евгеньевна Гусева... Тогда и сейчас
Надо же ; опять романтика. Ибо "Наталья Евгеньевна родилась 15 февраля 1972 года в Звенигороде... В кино Наташу привел счастливый случай. В 1983-м году в среднюю школу № 692.... пришел ассистент с киностудии имени М. Горького, искавший детей с хорошей дикцией"

Далее очень не хочется излагать историю съемок "Гостьи из будущего" ; весьма стоящего внимания советского детского фильма режиссерства П.Арсенова. Опуская за текстом многое, сразу же переходим к Крылатову и Энтину с их "Прекрасным далеко" ; образом, взятым из Достоевского.

Последние кадры сериала "Гостья из будущего". Алиса вот-вот отправится в свою законную эпоху с ее космодромами, звездолетами и мелафоном
После того, как песня появилась в культурном пространстве, ее значение стало трудно переоценить, став, по сути, лирической, лирико-мечтательной или даже лирико-ностальгической песней номер один. Сайт детских песен пишет об этом так, что трудно воздержаться от цитирования: "Название песни «Прекрасное далёко» создает какое-то лиричное и немного взволнованное настроение ожидания чего-то необыкновенного даже у человека, который никогда ее не слышал". Хоть она была написана для детского фильма, его едва ли назовешь просто детской. Это песня-призыв, песня-символ, устремленная в будущее, полная бездонной романтики. Она наполнена, помимо прочего, трогательной щемящей грустью по прекрасным краям.

А теперь тот же кинематограф, но уже по теме другой и в эпоху другую.. Много лет спустя автор этих строк работает над его стартовым кинопроектом "Россия с нами не пропадет".

"Россия с нами не пропадет". Один из плакатов фильма
По ходу работы приходит в голову закономерная мысль дать речь самую красивую пиаровскую речь, произнесенную девушкой по имени Екатерина на первом представлении ее команды:

Екатерина с подругами по команде на первом ее представлении, имевшим место на жеребьевке. Кадр из "Россия с нами не пропадет"
«У нас очень большие амбиции. Мы хотим стать лицом нашей великой, могучей и спортивной державы, причем довольно красивым лицом. Мы хотим сплотить нашу страну и показать, что быть спортсменкой-девушкой – это почетно, престижно, а еще и интересно, потому что на девушек, бегающих за мячом, намного более интересней смотреть, чем на мальчиков, бегающих за мячом». Ее речь при работе над фильмом очаровывала многих, прежде всего футбольных тренеров.

И те же романтические мотивы, то же стремление вверх побудили автора этих строк взять в качестве музыкального фона что-то романтико-ностальгическое. И, разумеется, первое, что вспомнилось - это энтинско-крылатовское "Прекрасное далеко". И именно эта мелодия была взята в фильм изначально. Кстати, тут же не обошлось без приключений: как оказалось, минусовку этой мелодии оказалось найти весьма нелегко, и она была наиграна умным и одаренным молодым человеком по имени Вадим на пианино в библиотеке имени братьев Гримм на Красной Пресне, который приходился сыном сотруднице библиотеки О.В.Вергелесовой.

Библиотека имени братьев Гримм на Красной Пресне всегда открыта для культурного досуга !
Далее центр событий нашего рассказа перемещается в другое место Москвы ; библиотеку иностранной литературы с ее ибероамериканским культурным центром, на одно из первых событий которого автор этих строк как разработчик концепта "Кон-Тики-XXI" был приглашен.

В ибероамериканском культурном центре так бывает
По итогам этого мероприятия автор этих строк познакомился с Валидой Акопян, талантливой армянкой, пишущей музыку

Композитор Валида Акопян
Валида, в свою очередь, пригласила его на открытие российско-итальянской художественной выставки в большой зал геологического музея, в котором и развернутся главные события нашего рассказа

Геологический музей, один из залов
Вид из выставочного зала геологического музея на Охотный ряд и манеж
Эти события не касались непосредственно выставки. Дело в том, что из соседнего концертного зала в один прекрасный момент начали доноситься звуки весьма некоего произведения, явно принадлежащего к классической музыкальной культуре... Мелодия была по теме и интонациям похожа на "Прекрасное далеко" - но.... нет, это было не само "Прекрасное далеко"... что придавало возникшей ситуации некую заинтригованность.

Ощутив, что занятные и загадочные звуки музыки его интересуют больше, чем российско-итальянская художественная выставка, автор этих строк последовал туда, откуда они доносились, наткнувшись тем самым на концертный зал геологического музея

Геологический музей. Концертный зал
На сцене были две прекрасные юные пианистки, как выяснилось впоследствии ; студентки консерватории, а в зале ; некоторое количество зрителей. Около пятнадцати человек.

Кроме вышеупомянутой загадочной и интригующей мелодии, были сыграны еще примерно три-четыре вещи. А на прощание, как и полагается, две прекрасные юные пианистки огласили список всех исполненных произведений, предварив это, как и подобает концертам, транслируемым по телевидению, словами:

; На концерте были исполнены... ; и было перечислено многое что, в том числе "Фантазия фа-минор" Франца Шуберта. Автор этих строк, когда девушки уже был на выходе, отважился на вопрос:

; Очень неловко, а то, что похоже на "Прекрасное далеко" ; это Шуберт? ; на что последовала утвердительная улыбка одной из девушек.

Сведения из интернета слова прекрасной юной пианистки подтвердили.

Франц Шуберт, в представлении не нуждающийся
Нельзя назвать состояние автора этих строк шоковым, но определенное удивление в связи с закономерным всплеском озарения ощутилось. Ибо... ибо четко стали видны музыкальные корни "Прекрасного далека". И как-то сама собой построилась креативная линия: поскольку Шуберт был в роли классика, а Крылатов в роли современника, то очень сильно в фильм хотелось взять именно классика. Во-первых, из соображений первородности, а во-вторых, из соображений авторских прав.

И, если совсем кратко, то саунд-трек минусовки "Прекрасного далека" был заменен на первые несколько секунд "Фантазия фа-минор". В кадр при этом попали несколько команд, в том числе команда "Шик"

Команда "Шик" присутствует в видеоряде "Россия с нами не пропадет" в момент звучания "Фантазии фа-минор" Шуберта.
Поддержка канала и кинопроекта: 2200 2404 0551 5350 Мир

И... не забываем подписываться !

Февраль 2022 (изначальная версия статьи) -
ноябрь 2022 (ее современная версия )


Рецензии