Как я попал в сказку

Вы, наверное, думаете, что писатели всё только сочиняют. Вовсе нет. Вот я вам сейчас расскажу, что со мной случилось на самом деле, когда мне было примерно столько же, сколько вам сейчас – семь лет.
Я, в общем, как и вы, был уже довольно большой и сознательный. В школу уже ходил. Поэтому всякие новогодние утренники воспринимал как что-то несерьёзное. Развлечение для маленьких. Ну, разве что подарочные наборы с конфетами раздают в красивых упаковках.
Мои родители дружили с другими родителями, у которых тоже были свои дети. У дяди Андрея и тёти Иры был сын Кирилл, а у дяди Пети и у тёти Жанны была дочка Вика. Только эти дети были гораздо младше меня. Кирилл – на два года, а Вика вообще – на три. Конечно, у нас были не только родители, но и бабушки с дедушками, которых мы тоже хорошо знали, потому что часто ходили друг к другу в гости. Только, так как я был уже большой, чужих бабушек и дедушек я называл по-взрослому: дядя Володя, Тётя Соня и т.д.
И вот тётя Ира, мама Кирилла где-то достала пригласительные билеты на Новогоднюю ёлку для нас троих: для Кирилла, Вики и меня. Не могу сказать, что я согласился туда идти с большим удовольствием. Скорее так, компанию поддержать. Ведь понятно же: сначала хороводы вокруг ёлочки будут водить, со всякими там “Ёлочка зажгись”, потом спектакль, ну а потом – подарки. Хотя праздник Новый год я, конечно же любил. И ёлку любил наряжать, и подарки получать, и передачу “Голубой огонёк” смотреть после двенадцати ночи, хотя спать хотелось очень сильно. Я помню ощущение приближения какого-то волшебства, каких-то чудес. И вообще, в детстве я очень любил волшебные сказки. А когда подрос – фантастику. Я бы с удовольствием и в Новогоднее волшебство поверил, но, к сожалению, был уже большим. Семь лет – это не шутка.
Ребят на Ёлке было много. Сначала всё было, как я и предполагал: всякие игры и пляски в фойе театра вокруг новогодней Ёлки с Дедом Морозом и Снегурочкой. Правда, подарочные наборы раздали даже до представления. Но никакой неожиданности для меня в этом не было. Просто, подумал я, работники театра хотят побыстрее уйти после спектакля по домам, вот и раздали подарки сразу. Дед Мороз был, правда, очень весёлый и озорной. Так что было даже смешно. Он всё время шутил над малышами, которые не успевали повторять за ним всякие движения во время шуточной зарядки. Иногда он сам притворялся, что у него что-то не получается. Это тоже было довольно смешно. Хотя я понимал, что он это делает специально, чтобы повеселить публику.
Потом прозвенел звонок и открыли двери в зал. В зале был аншлаг. Это значит, когда свободных мест совсем нет. Я помню, что мы сидели довольно далеко от сцены и иногда приходилось выглядывать из-за спин сидящих перед нами зрителей, чтобы как следует разглядеть всю сцену, но зато сидели все вместе: я, Вика и Кирилл. Потом звонок звенел ещё два раза. А потом выключили свет и заиграла музыка. А я подумал, что теперь уж точно ничего интересного не будет.
Раскрылся занавес. На сцене были декорации комнаты маленького мальчика в городской квартире. В то время очень редко разрешали маленьким детям играть во взрослых спектаклях. Потому что актёр – это вредная для здоровья профессия. По крайней мере, я так думал. Иначе как можно было объяснить тот факт, что маленького мальчика в этом спектакле играл совершенно взрослый дядя. Он играл маленького лентяя, который, как в стихотворении Сергея Михалкова “Мимоза”, валялся на кровати и ничего не хотел делать. Не хотел даже позавтракать. Вокруг него суетились его мама и папа и предлагали ему то печенье, то варенье, а он всё капризничал и отворачивался.
 – Ну сыночек, – говорила лентяю его мама, – ну съешь ещё одну ложечку!
– Нет, – говорил лентяй и плотно сжимал губы, чтобы ложка не попала ему в рот.
– Ну мальчик мой! – говорил папа лентяя, – ну вставай! Уже время идти в школу!
– Не хочу! – хныкал лентяй.
Ну вот, думал я, новогодний спектакль, а даже нет никакого волшебства! Скукота!
А на сцене папа лентяя продолжал увещевать своего сына:
– Ну сыночек! Ну, разве можно так лениться! Ты посмотри на других ребят, – и папа махнул в зал рукой, как мне показалось, в нашу сторону. – Посмотри на Артурчика, на Кирюшу, на Викочку! Какие они молодцы!
Так как папа лентяя очень убедительно смотрел в зал, то и весь зал зрителей тоже повернулся и посмотрел в нашу сторону. А мы втроём смотрели друг на друга и на весь огромный зал зрителей в полном недоумении. Ну, может быть, Кирилл казался более спокойным, чем мы с Викой, но я подумал, что, возможно, он по малолетству просто не понял, что произошло.
– Вот с кого надо брать пример! – сказал сказочный папа, - А ты что?
Лентяй тоже посмотрел в нашу сторону, но быстро скуксился и отвернулся.
Я никак не мог объяснить себе это чудо! В советское время был такой мультик про пионера, который так хотел помочь героям на киноэкране, что по волшебству попал в фильм. У меня было полное ощущение, что с нами произошло то же самое. С этого момента я, не отрывая взгляда от сцены, просидел весь спектакль.
Дальше в спектакле было и волшебство, и поучительные приключения, в результате которых лентяй исправлялся и становился хорошим мальчиком. И в самом конце сказочный папа, теперь уже бывшего, лентяя говорил, показывая на нас:
– Ну вот теперь ты стал таким же воспитанным и трудолюбивым, как и твои друзья: Артурчик, Кирюша и Викочка.
В этот момент мне показалось, что я, а вслед за мной и Вика, и Кирилл, даже привстали со своих мест. И снова весь зал повернулся к нам, и даже бывший лентяй нам хитро подмигнул со сцены.
Можно было подумать, что мне это просто показалось, но с этого момента все зрители и в зале, и в фойе после спектакля, стали нас пристально разглядывать. А после спектакля к нам вообще подошли какие-то девочки и попросили автограф. Я, в отличие от Кирилла и Вики к тому времени уже умел писать “по-письменному”, но не расписываться. Поэтому просто аккуратно написал свою фамилию на протянутом нам театральном билете. Теперь мы были не просто участниками спектакля, а даже какими-то знаменитостями. Вот что значит “сила искусства”! Скажу честно, мы этого всего не заслужили. Но это было, тоже говорю честно, очень приятно!
Уже потом, после спектакля, всё объяснилось. Папу и маму лентяя в спектакли играли дядя Володя и тётя Соня, дедушка и бабушка Кирилла. Оказалось, что они работали преподавателями актёрского мастерства в театральном институте. А остальные актёры были их студентами. И конечно же они знали, что тётя Ира привела нас к ним на спектакль. Но почему-то, когда они играли на сцене, я никого не узнал.
Но всё равно, когда я понял, что это неожиданное происшествие был всего лишь актёрский розыгрыш, и что всё было понарошку, я совсем не расстроился. Я вам больше скажу: я абсолютно не помню, какие конфеты были в подарочных наборах на той Ёлке. Но то чувство волшебства, которое я испытал, когда герои сказки вдруг обратились ко мне со сцены, живёт во мне до сих пор. И я считаю, что это был мой самый лучший новогодний подарок за всю жизнь!
Много лет спустя, когда я уже стал совсем-совсем большой, я узнал, что дядя Володя был не простой дедушка, а Владимир Наумович Левертов, один из самых любимых преподавателей актёрского мастерства московского театрального института ГИТИС, у которого учились многие знаменитые актёры и режиссёры театра и кино, такие как Татьяна Веденеева, Татьяна Догилева, Юрий Стоянов, Андрей Звягинцев и многие другие.
А если вы считаете, что эту историю я выдумал, то можете сами спросить у Кирюши, который тоже вырос и стал целым Кириллом Андреевичем Соловьёвым, очень авторитетным доктором исторических наук и профессором, и уже сам написал много серьёзных и, главное, правдивых книг по истории.


Рецензии