Зайчик на распутье

 Жили в одной лесной избушке Зайчик и Медведь. Не то, чтоб сильно дружно жили, ссорились иногда. Но потом мирились. Когда быстро мирились, когда и не очень. Помогали друг другу. Когда Медведь много мёду наберёт, то с Зайчиком делится. А иногда и Зайчик много кореньев нароет, то и Медведю даст погрызть. Только в одном случае Медведь с Зайчиком едой не делился – когда какую-нибудь косулю задерёт. Он же хищник. Волк и Лиса хотели конечно Зайчика съесть, но Медведя побаивались. Медведь хоть с виду и неуклюж, но большой и зубастый.

    Однажды пошёл Зайчик в лес. Смотрит – на полянке сидит Лиса.
-Не убегай от меня, Зайчик, я теперь хорошая.
-Как это - насторожился Зайчик – разве лисы хорошие бывают?
Зайчик Лису слушает, но близко не подходит, при малейшей опасности удрать готов.
-У тебя сведения устаревшие, милый мой Зайчик – говорит ему Лиса – теперь мы, звери, договорились жить мирно. Никто никого теперь не ест. Все мы теперь кормимся травой да листом, да кореньями. Согласись, Зайчик – это же варварство – поедать каких-нибудь милых мышек или белочек. Или оленят пушистых.
-Не верю – говорит Зайчик.
-Ну и совершенно напрасно. Вон, посмотри на Льва. Даже он…

      За речкой, величаво поводя хвостом, прогуливался Лев. Иногда он подцеплял лапой корешок и подавал Шакалу. А тот, прополоскав корешок в речке, нёс его обратно Льву. Лев открывал огромную пасть и съедал корешок с хрустом и видимым удовольствием. Вокруг ходили газели и антилопы. Близко ко Льву не подходили, но и далеко не отбегали. Не все сразу могли привыкнуть к травоядному царю зверей.
-А вот Медведь твой не хочет от хищных привычек отучаться.
- Все звери хотят, а он нет? Почему? – спросил Зайчик.
-Потому что ретроград махровый и самодур. К прогрессу непривычен и иногда падалью не брезгает.

Да. За Медведем такое водилось. Иногда он кого-то ел, но всякий раз стеснялся Зайчика. После этого он тщательно мыл зубы и был с Зайчиком особенно любезен. О хищности Зайчик старался своего друга не расспрашивать, это была нежелательная тема для разговоров, её старались избегать.
-Зайчик. Подойди ко мне. – сказала Лиса – Даю самое честное слово, что тебя не укушу.
Зайчик подошёл. Лиса была на удивленье красива. Рыжая, шелковистая шерсть, пышный хвост с белым кончиком. И очень умильные, искренние глазки. Зайчик был поражён. Он ведь никогда лис вблизи не рассматривал. Привык убегать со всех ног при первом их появлении.
-Нравлюсь? – спросила Лиса – А ведь ты ещё моей избушки не видел.
Зайчик вдруг чего-то испугался и неуверенно сказал:
-Лиса, я лучше пойду, а то меня Медведь заждался.

      Медведь сидел на крыльце избушки. Он был слегка покусанный пчёлами, злой, растрёпанный и неопрятный. Он всегда бывал таким после неудачных походов за мёдом.
-Где шатаешься, серый? – спросил он Зайчика.
-Да вот… - уклончиво ответил тот.
Зайчик подумал, какой его друг, в сущности, неотёсанный и грубый. Не то что гладкая и ласковая Лиса. Сейчас вот его пчёлы покусали, и он обязательно пойдёт на скотомогильник, а потом будет долго мыть в речке длинные свои зубы. А может, не пойдёт, но всё равно останется злым и неопрятным. И избушка у нас… подумал Зайчик.

      Медведь почесал лапой за ухом и грустно спросил:
-Зайчик, у нас с прошлого раза кореньев не осталось? А то, что-то проголодался я, еле ноги таскаю.
-Есть ещё – сказал Зайчик – Иди ешь, я завтра новых накопаю.
-Кормилец ты у меня.
-Так ведь и ты, Медведь, со мной делишься, когда мёд есть.
Медведь похрустел кореньями, а под вечер отправился куда-то далеко, Зайчик даже не спросил, куда именно. Медведь давно уже никуда не уходил, а тут, видно, припёрло.

     И сразу же у двери зайчиковой избушки заскреблась Лиса.
-Ушёл Медведь? И ты уже понял, куда именно он пошёл?
Зайчик промолчал. А Лиса вдруг заговорила о пчёлах.
-Знаешь. А пчёлы-то тоже чего-то хотят и для чего-то живут. И совсем не для того, чтобы весь их мёд забирали вы с Медведем. Они, наверное, даже плачут, когда вы их грабите.
-Я-то причём? – сказал Зайчик – это Медведь их грабит.
-Как будто ты этого мёда не ешь? Значит и ты причастен.

Зайчик загрустил и тяжело вздохнул, сидя за дверью. Никогда он не считал мёд товаром, добытым преступным путём. Мёд, он и есть мёд. Дар друга. А на деле-то вон оно как.
-А ещё, милый Зайчик – слышался из-за двери воркующий лисий голос – Медведь может и тебя съесть. До тебя ведь легче лапой достать, чем до скотомогильника. Друг-то он тебе друг, но голод не тётка.
-Ой! – испугался Зайчик.
Он вдруг представил себе, как злой и неопрятный Медведь разом проглатывает его вместе со шкуркой и ушами.
-Переходи к нам. Будешь членом вольного содружества Добрых Травоядных Зверей, которые никого не хотят обижать. У нас уже и Лев, и Шакал и я, и ещё много других бывших хищников.
-А Волк? Неужели и он?
-А что Волк? И его вскоре уговорим к нам присоединиться. Льва же уговорили. А ты что, так и хочешь остаться сообщником мерзкого падальщика? С тобой же ни один порядочный зверь разговаривать скоро не станет.

     Лисий голосок внезапно смолк. За дверью послышались тяжёлые шаги Медведя. Медведь был спокоен, расслаблен и слегка мокр. И от него почти не пахло. Зайчик вдруг рассказал Медведю и про Лису, и про Льва, и про союз Добрых Зверей. И про пчёл, которые тоже для чего-то живут. Медведь был ошарашен.
-Да как же так, Зайчик? Неужели ты поверил Лисе? Лисе! Неужели ты и вправду думаешь, что хищников можно изменить? Заставить их питаться кореньями?
-Но я же видел…
-Враньё, всё враньё!
-А пчёлы? – кричал Зайчик.
-Пчёлы самой природой созданы для нас! К тому же, они кусаются, и очень больно. И твоя Лиса сама бы хотела полакомиться мёдом, да боится кусачих пчёл.

     Долго спорили Медведь с Зайчиком. Никто из друзей не мог переубедить другого. А Лиса стояла за дверью, слушала эту перебранку и ухмылялась.
-Зайчик, да они тебя будут держать как неприкосновенный запас – надрывался Медведь – Надоедят им коренья, они тебя и сожрут. А свалят всё на меня, скажут, что я тебя съел.
-Медведь, как ты не понимаешь. Это ведь новая жизнь, новое дружное сообщество. Жизнь без насилия и страха.
-Не бывает жизни без насилия и страха. Просто у твоих добрых хищников это будет проявляться как-то по-другому.
-Тогда скажи, как.
-Я пока не знаю. Но ты, Зайчик, можешь скоро узнать, только будет поздно.
Под конец Медведь выдал и вовсе несообразный аргумент:
-Они хотят оторвать тебя от меня. Они знают, что я без тебя стану слабее. Ты ведь друг мой, Зайчик. Только дружба делает нас сильными.
Медведь говорил и говорил, что его, ослабевшего, эти Добрые звери просто-напросто сожрут, а заодно и Зайчика, ведь защитить-то его потом некому будет.
-Скажут они, что их пацифизм был досадной ошибкой, да и сожрут. Или заставят меня мёд для них добывать.

     На другой день Медведь, героически отмахиваясь от пчёл, приволок в избушку здоровенный кусок мёда. Он был ещё более искусан, но настроен по-боевому. Пришёл и видит – сидит Зайчик на пенёчке и смотрит вдаль. А там, вдали, сидят добрые хищники. И Лев, и Лиса, и Шакал. И даже сам Волк. Приветливо улыбаются, жуют коренья. Правда, улыбаются так, слегка, чтоб зубы были не видны. А Волк даже приветливо помахал Зайчику мохнатой лапкой.

     Зайчик почувствовал запах мёда. И обернулся.
-Смотри, Зайчик, как много, какой сладкий – печально сказал Медведь.
Весь его боевой настрой куда-то улетучился, как только он заглянул в глаза своему другу. А Зайчику показалось, что и все Добрые звери тоже учуяли запах мёда и облизнулись. Но он мог и не разглядеть. Так и стоит бедный Зайчик на распутье. Куда бедному Зайчику податься?


Рецензии