Чревоугодие. Развенчиваем мифы

 "Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете". (Лк. 6:25)



   Однажды Аристиппу, древнегреческому философу, устроившему праздник для своих друзей, пришлось выслушивать порицание от одного из присутствующих за слишком роскошный стол и дорогое угощение.  «А разве ты отказался бы купить все это за три обола?» — сказал Аристипп. «Конечно, нет», — ответил тот. «Значит, просто тебе дороже деньги, чем мне наслаждение».

    Я думаю, что лучшего примера для того, чтобы показать, что все мы подвержены страстям, не придумаешь. Но я остановлюсь сегодня только на одной, на той, от которой страдал этот древнегреческий философ, называя её наслаждением.

    Сейчас людей, которые услаждают свой вкус, называют гурманами. И таких людей с каждым годом становится всё больше. Посмотрите сколько в YouTube развелось кулинарных сайтов! Где повара и просто домашние хозяйки показывают чудеса кулинарного искусства. Это уже не готовка супа или каши, это священнодействие. Еда уже не служит для насыщения и утоления голода. В нашем современном мире еда стала наслаждением. Мы садимся за  стол не для того чтобы утолить голод, мы приступаем к еде чтобы получить удовольствие. Ради знакомства с новыми блюдами мы готовы пойти не только в новый ресторан, но и поехать в другую страну. В последнее время набирает популярность гастрономический туризм, когда люди за новыми ощущениями едут за тысячи километров.

   В послевоенные годы, когда люди пухли от голода, никто не мечтал о деликатесах. Мало кто ел досыта. Тех же кто ел много называли обжорами. Эти люди не думали о разнообразии. Им было всё равно чем набить желудок, лишь бы до отвала. Но в связи с ростом благосостояния народа обжоры ушли в прошлое.

    Сейчас, чтобы получить всё новые и новые вкусовые ощущения кулинары всего мира пытаются сочетать несочетаемое. Появились такие продукты как: шоколад с солёной карамелью, с перцем чили; варенье из помидор, лука, кактусов. А сколько сортов соли стоит на прилавках магазинов! Сколько новых заморских специй и соусов появилось в продаже, и не перечесть. Молодежь не может жить без чипсов, кока-колы, пива и солёных орешков.  А торты вообще напоминают произведения искусства.

     Для чего всё это делается? Чтобы извратить ещё больше наш вкус и нажиться на нашей страсти. Но, возможно, что это спрос рождает предложение. Я не буду сейчас о производстве и производителях, не моя это область. Поговорим о нас. Потому что не все, кто ищет наслаждения в еде, понимают насколько это губительно. Они забыли одну простую истину: всё, что есть прекрасного в этой жизни, либо аморально, либо незаконно, либо приводит к ожирению.)) Это, конечно же, шутка. Но в каждой шутке есть доля правды. Дело не в том, что человек получает удовольствие от пищи, дело в излишестве. Всё что чрезмерно, чересчур, сверх всякой меры не полезно ни для тела, ни для души.
 
Тело расплачивается лишними килограммами, болезнями сердца, печени, желудка, ног. Душа тоже страдает, только мало кто об этом догадывается. Люди, забывая о душе, всю свою сознательную жизнь пекутся о теле. Но таких в конце пути ждёт очень неприятный сюрприз, потому что именно душа будет платить по счетам.

    А чтобы такого не случилось я сегодня попытаюсь вас немного, как могу, просветить в этом вопросе.
     Поэтому, для начала, все эти красивые слова: наслаждение, вкусовые пристрастия, ценитель тонких изысканных блюд, знаток напитков и вин, любитель французской, итальянской, японской, средиземноморской  кухни и т.д, оставим тем, кто готов и дальше оставаться в неведении относительно своих страстей. Мы же назовём всё своими именами:

  - чрезмерное влечение к особого рода пищевым изыскам, к гурманству – гортанобесием;

  - пристрастие к определенного рода пищевым продуктам- зависимостью сродни наркомании.

  - чрезмерное влечение к алкоголю- пьянством.

    Если всё это назвать одним словом, то это чревоугодие- один из семи смертных грехов.  Это нарушение второй христианской заповеди и один из видов идолопоклонства.

    Про таких людей апостол Павел сказал: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном» (Филп. 3, 18-19).

    "Их бог – чрево", т.е. чрево – их кумир, идол, которому они поклоняются и которому они служат.


   Многие, конечно, даже не подозревают, что страдают от чревоугодия. Их не настораживает даже то, что человек без чипсов со вкусом бекона и баночки энерджайзера, например, жизни себе не представляет? Или, чтобы заснуть, обязательно нужно съесть что-нибудь сладкое. Человек становится зависимым от еды, но не видит в этом никакой опасности.
 
   Вот вчера прочитала рассказ одного автора, где он пишет: "...из всех заповедей «Не чревоугодничай» – самая безобидная". Откуда он это взял, ума не приложу. Наверное, выдумал. Так обычно делают люди, желая себя успокоить, чтобы не усложнять жизнь.

   Итак, чтобы не быть голословной, обратимся к Библии.

   В своём первом Послании к коринфянам апостол Павел сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
   Люди так пекутся о своей свободе, о своих правах, но совершенно не беспокоятся о том, что попадают в зависимость от своего желудка. Мы должны быть свободны от любых пристрастий и привязанностей, потому что они мешают  делу нашего спасения. Мы не должны привязываться даже к людям. Вторая заповедь, данная Моисею, гласит: "Не сотвори себе кумира". Это из той же области.
   
   В Священном Писании чревоугодие обозначено как один из наиболее вредоносных плотских грехов.

   Так, Книга Исхода отмечает, что привязанность сынов Израиля к вкусной и сытной пище до того затмевала их разум, что однажды, утратив возможность есть досыта, они не только дерзнули на ропот, но и принялись воздыхать о хотя и рабской, безбожной, но зато вполне сытой жизни в Египте. Впоследствии пророк Иезекииль поставил чревоугодие в один ряд с гордостью и праздностью (Иез.16:49).

    Русская пословица гласит: "голод- не тётка". Человек, который не привык с ним бороться может попасть в очень неприятную ситуацию. Вспомним, что ради миски чечевичной похлёбки Исав, внук праведного Авраама, уступил своё первородство своему брату-близнецу Иакову. О чём потом очень сильно жалел, ведь он навсегда лишился возможности быть прародителем Спасителя. Он потерял право быть благословенным отцом для всего человечества… И виной всему – пресловутая тарелка чечевичной похлебки.

    Но когда идёшь на поводу у своего желудка, может случиться и не такое. Будучи не уврачеванной, страсть чревоугодия низводит верующего до уровня идолопоклонника. Алгоритм такого падения хорошо раскрыт Моисеем на примере Израиля: «И ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» (Втор.32:15).

   Человек пресыщенный ни о какой духовной жизни не помышляет.  Зачем человеку думать и стремиться к чему-то возвышенному если для полного счастья у него всё есть в холодильнике?! Но даже если и помышляет, то грех, как гиря, висит на ногах и не даёт сделать ни одного шага в сторону Бога. Здесь уместно вспомнить народную поговорку, что сытое брюхо к учению глухо. Оказывается не только к учению, но и к своему спасению тоже.

    Преподобный Симеон Новый Богослов:

    "Невозможно и плоть наполнять досыта яствами, и духовно наслаждаться умными и божественными благами. Ибо в какой мере кто работает чреву, в такой лишает себя вкушения благ духовных. И напротив, в какой мере кто станет утончать свое тело, соразмерно с тем он может насыщаться пищей и утешением духовными.

Чрево, отяжелевшее от пищи, погружает ум в мрачную дремоту, делает его ленивым и тупым. Чревоугодник не может глубоко мыслить и рассуждать о духовном".

    Исходя из сказанного можно сделать неутешительные выводы: чревоугодие не так безобидно как кажется. Оказывается оно не только препятствует восхождению к Богу, но и может столкнуть тебя с правильного пути и сделать отступником.

    Святитель Василий Великий писал, предупреждая об опасности греха чревоугодия: «Если будешь владеть чревом, то станешь обитать в Раю, а если не овладеешь им, то сделаешься добычей смерти».
 
    Страсть чревоугодия не существует без сопутствующих грехов, таких как пьянство, жадность, леность, сластолюбие и блуд.
   Вспомните поговорку, которая популярна среди мужского населения нашей страны: "Нет некрасивых женщин, есть мало водки". Упился чрезмерно вином и потянуло на сторону. Женщины сейчас легкодоступны и поэтому с поиском партнёрши проблем не возникает.

     Это конечно крайности. Но возьмём другой пример. Человек любит вкусно покушать и не только. Для этого нужны немалые деньги. И вот человек льстит, выслуживается, подсиживает, чтобы занять высокую хорошо оплачиваемую должность. Марает свою совесть и забывает о стыде. Часто идёт на кражу государственного имущества и всё только ради того чтобы вкусно есть и сладко спать.

     А скупость и чревоугодие это вообще гремучая смесь. Человек идёт на сделку со своей совестью ради копеечной выгоды.

     Итак, надеюсь, что мне удалось переубедить или хотя бы поколебать ваше мнение относительно этой страсти. Я не тешу себя надеждой, что вы начнёте с ней бескомпромиссную борьбу, но хотя бы не будете относиться к своей слабости так снисходительно.

     Монахи прошлых веков и просто люди благочестивые боялись чревоугодия как огня. Ели всегда очень простую пищу. Боясь чувственного наслаждения, смешивали всё в одну тарелку: и сладкое и кислое и солёное. Таким образом они не давали ни малейшего шанса для зарождения вкусовых пристрастий и услаждения своей гортани.

     Наш вкус испорчен настолько, что простая пища кажется безвкусной. Чтобы вернуться к простой и здоровой пищи нужно отказаться сначала от жирной, потом от раздражающей- всяких соусов, специй, а затем и от сладостей.

     Но сказать легко, а сделать трудно. Страсть чревоугодия очень коварна и трудноизживаема. Победить её можно только с помощью голодания. Голодайте раз в неделю по 24-36 часов и ваш вкус очистится, придёт в первозданное состояние. Все голодающие , как один, заявляют, что самые простая еда после голодания кажется деликатесом.

    Ну и в конце своего повествования хотелось бы познакомить вас с отрывком из "Рассказа блаженной Феодоры о мытарствах" мало кому известного. А его надо было бы знать каждому, потому что незнание ведёт к попустительству и халатному отношению к своему спасению. 

    Мытарство 4;е

    Продолжая путь, мы достигли нового мытарства, которое называется мытарством чревоугодия. Навстречу нам выбежали скверные духи, радуясь, что к ним идет новая жертва. Внешний вид этих духов был безобразен: они изображали собой разные виды сластолюбивых чревоугодников и мерзких пьяниц; несли блюда и чаши с яствами и разным питьем.

    Пища и питье по виду тоже были гнусны, походили на смердящий гной и блевотину. Духи этого мытарства казались пресыщенными и пьяными, они скакали с музыкой в руках и делали все, что обыкновенно делают пирующие, и ругались над душами грешных, приводимыми ими к мытарству.

    Эти духи, как псы, обступили нас, остановили и начали показывать все мои грехи этого рода: ела ли тайно когда-нибудь или через силу и сверх надобности, или с утра, как свинья, без молитвы и крестного знамения, или в святые посты ела прежде времени, назначенного церковным уставом, или по невоздержанию вкушала прежде обеда, или во время обеда пресыщалась не в меру.
 
    Высчитали также мое пьянство, показывая чаши и сосуды, из которых я напивалась, и прямо говорили: столько-то чаш выпила ты в такое-то время, и на таком-то пиршестве, с такими-то людьми; а в другом месте выпила столько-то и дошла до беспамятства и рвоты, и столько-то раз пировала и плясала под музыку, хлопая в ладоши, пела песни и прыгала и, когда тебя приводили домой, изнемогала от безмерного пьянства;

     еще показывали мне те чаши, из которых я пила иногда поутру и в постные дни ради гостей или когда по немощи пила до опьянения и не считала того за грех и не каялась, а напротив, еще и других соблазняла к тому же.

    Указали мне и на то, когда в воскресные дни случалось мне выпить прежде святой Литургии, и многое тому подобное указывали они мне из моих грехов по чревоугодию и радовались, уже считая меня в своей власти, и намеревались отвести меня на дно ада; я же, видя себя обличенной и не имея ничего сказать против них, трепетала.
 
    Но святые Ангелы, заимствовав из сокровищницы преподобного Василия добрые дела его, покрыли мои грехи и изъяли из власти тех лукавых духов.   

    Во время пути к следующему мытарству святые Ангелы вели между собою беседу. Они говорили: «Поистине великую помощь получает эта душа от угодника Божия Василия: если бы его молитвы не помогали ей, большую нужду пришлось бы ей испытать, проходя воздушные мытарства». Так говорили сопровождающие меня Ангелы, и я взяла на себя смелость спросить их: «Господие мои, мне кажется, что никто из живущих на земле не знает, что здесь бывает, и что ожидает грешную душу по смерти?» Святые Ангелы отвечали мне: «Ужели божественные писания, читаемые всегда в церквах и проповедуемые служителями Божиими, мало говорят об этом!

    Только пристрастившиеся к земной суете не обращают на это внимания, находя особую прелесть в том, чтобы ежедневно есть до пресыщения и пьянствовать, делая таким образом своим богом чрево, не помышляя о жизни будущей и забывая слова Писания: горе вам, насыщенные ныне, яко взалщете, и упивающиеся, яко возжаждете.

   Они считают Святое Писание баснями и живут в небрежении о своей душе, пируя с песнями и музыкой и всякий день, как евангельский богач, веселящиеся светло.
   
    Но те, которые милостивы и милосердны, благодетельствуют нищим и убогим – эти получают от Бога прощение грехов своих и за свою милостыню без особого истязания проходят мытарства, по слову Писания: милостыня от смерти избавляет и тая отпущает всякий грех.

    Творящие милостыню и правду исполняются жизни, а тем, кои не стараются милостыней очистить грехи свои, нельзя избегнуть этих испытаний, и темнообразные князи мытарств, которых ты видела, похищают их и, жестоко мучая, отводят на дно ада и держат там в узах до страшного суда Христова.

    И тебе самой невозможно было избежать этого, если бы не сокровищница добрых дел преподобного Василия, из которой были покрыты твои грехи».   
 
    Друзья мои, милостыня это, конечно же, хорошо. Но кроме чревоугодия в нас, как минимум, сидят ещё две или три страсти. И сребролюбие одна из них. Вспомните того гостя, который осудил Аристиппа за обилие стола. Он страдал скупостью настолько, что предпочитал деньги копить, а не проживать.

    Та же самая зависимость от денег не позволит вам благотворить направо и налево. Поэтому будет лучше избавиться от страсти чревоугодия, а заодно и сребролюбия, осуждения, раздражения, высокомерия и т.д. и т.п. Перечислять можно до бесконечности.

    А вот добрые дела, боюсь, можно пересчитать по пальцам. Поэтому очищайте своё сердце и убегайте от страстей. Вот это уже верный путь для спасения своей души. И читайте о мытарствах, хотя бы будете знать в чём вам каяться перед смертью, если Бог даст возможность покаяться, конечно.






     Георгиевна


Рецензии
Конечно мы все зависимы от еды, но одно дело биологическая зависимость, а другое дело - рабство от еды. Я искренне считаю, что питание должно быть полноценным для нормальной работы организма, но не для постоянного наслаждения и переедания. Иногда, все же можно позволить пироженко, или селедочку под шубой. Повторюсь: иногда. А вообще-то есть суровый и беспристрастный контролер - весы. Его не следует избегать.
С уважением,

Людмила Нор-Аревян   11.03.2022 14:48     Заявить о нарушении
Конечно же, для того чтобы жить мы должны есть. И еда должна быть полноценная. Мы не спартанцы и не монахи, можно себя и побаловать. Разговор идёт о зависимости. Всё что излишне, сверх меры-плохо не только для физического, но и морального состояния. Спасибо за ваше мнение. Татьяна

Георгиевна   11.03.2022 17:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.