Вспоминая афганскую дорогу жизни

                Все невзгоды и беды
                В пути одолеем.
                А.Букетов-Сайн
   Бывшие солдаты до сих пор с ужасом вспоминают Афганистан. Многим парням , рожденным в шестидесятые годы, пришлось участвовать в военном конфликте на территории Афганистана. Война длилась с 1979 по 1989 годы.
     Афганская война оставила неизгладимый след  в судьбе Виталия Михайлова. Ему суждено было очутиться в далеком краю, на севере страны в городе Пули-Хумри. Путь от Пули-Хумри до Кабула являлась афганской «дорогой жизни».
 Дорога  в основном горная. Особенно Виталию трудности  пришлось испытывать летом  в жгучую жару, терпеть было непривычно по сравнению  с нашим климатом. Зимой  с крутых горных дорог, покрытых льдом, дул  холодный ветер. Особенно страдали его друзья  водители, которым  требовалось  максимальное внимание  и выносливость.
  - Я родился 18 марта 1963 года в деревне Нуръял, в трех километрах от районного центра Морки. В семье третий ребенок. Родители  нарекли  меня  именем Виталий, что  в  переводе  от латинского  обозначает  «жизненный». В далекой стране погибло много моих  друзей, но мне повезло остаться живым. Отец - Евгений, глубоковерующий человек, работал в колхозе «Новый путь» плотником, а мама София – страховой  агент. Родители  меня всегда оставляли  за старшего. Доверяли  уход за сестренкой Галей и братишкой  Мирославом. Справлялся  прекрасно. Подростком во время летних каникул  в том же колхозе, где  трудился отец, ходил на зерноток, также помогал родителям сено косить для домашнего скота. В большой семье в деревне   без коровы  не обойтись! Окончив Большекожлаяльскую школу, поступил учиться  в Моркинское ССПТУ-24 на тракториста-машиниста .До армии прорабатал в родном колхозе. 19 ноября 1983 года был  призван в армию и направлен в  учебную часть в Ташкент. После трехмесячных курсов -  эшелоном  в неведомую страну Афганистан , в  395-й мотострелковый полк 201  мотострелковой дивизии города Пули-Хурми .
- Вспоминаешь и ты тех, кто не вернулся?
-Их нельзя забыть. Помню из  соседней деревни Рушродо Гену Григорьева, водителем был. Его колонна попала в засаду. Он тем же маршрутом шел, как и я. И Валентину Григорьеву  из Мари Кужера не повезло. Оба  погибли при выполнении  боевого задания в 1988 году.
- Какие воспоминания остались  о службе?
- Я  стоял на посту охраны военного объекта. По горам периодически била наша артилле-рия, не давая приблизиться душма¬нам. По ночам они всё равно обстреливали реактивными снарядами. Дорога в  тех местах в основном горная. На обочине часто попадались сожженные машины, столбики со звездами, где покоились наши солдаты.
Сопровождать колонны с грузом -  дело рискованное. В  одной колонне около ста машин, командовали  командиры рот в званиях старших лейтенантов и ка¬питанов. Все¬го на колонну было 3-4 офицера. На БТР впереди едет   командир с взводом охраны, затем -  машины с мирным и военным грузом во главе с офицером управления. Также сопровождает охрана с зенитными установками ЗУ-23-4. В конце колонны - БТР  с охраной.  Душманы при обстреле колонн старались в первую очередь вывести из строя установки.
- Виталий, а какой распорядок был  на службе?
- Распорядок на службе строгий. Подъём в четыре утра, за¬втрак и  выход в шесть утра. Провожал ко¬лонну лично комбат. Он долго инструктировал и рассказывал водителям  о том, какую дистанцию нужно дер¬жать между машинами, как надо обгонять, что делать при обстре¬лах… А мы стояли на посту. Начинается движение. К обеду проделывали половину пути  и после небольшого переку¬ра снова в путь.
- Я немного читала о тоннеле Саланг. Выход к тоннелю Саланг - самый короткий  путь на Кабул. В семидесятых годах советскими специалистами  был проложен горный тоннель около трех километров. Виталий, эту историю наверняка знаешь и ты?
- Знаю, так как службу проходил  на перевале Саланг, самом высоком гор¬ном перевале мира. Саланг - стокило¬метровая трасса, сжатая горными вершинами, утопающая в облаках и вечных снегах, с трёхкилометро¬вым тоннелем, пробитым в камен¬ной толще Гиндукуша, соединяет север Афганистана с его столицей. Караванный путь, доступный для передвижения не более трех месяцев в году, в шестидесятые годы был пре¬образован афганскими и советски¬ми специалистами в автомобиль¬ную трассу. Особое значение он приобрёл в годы десятилетнего военно¬го противостояния. По нему достав¬лялись продовольствие и боеприпа¬сы, гуманитарная помощь мирному населению .Так дорога помогала людям выжить. За это Саланг ува¬жали, прощая ему погодные ка¬призы и массу сюрпризов. Именно там, на Саланге,  душманы устраивали самые опасные засады.
- Наверняка наслышан о чрезвычайных ситуациях на перевале?
 - За время афганской войны в тонне¬ле произошло два случая массовой гибели военнослужащих. 23 февра¬ля 1980 года в результате ДТП со¬ветская колонна остановилась и  шестнадцать  военнослужащих  задохнулись вы¬хлопными газами. Другая трагедия произошла 3 ноября 1982 года, когда в возникшей пробке в тоннеле погиб¬ло 176 человек. Тоннель  не был  обеспечен системой вентиляции. Приходилось мне  слышать  страшную историю.  В ноябре 1982 года  в Саланге столкнулись колонны афганских и советских  военнослужащих .От работающей техники  солдаты  и офицеры с обоих сторон   отравились  выхлопными газами и погибли. Не смогли обеспечить   элементарную  службу мощной вентиляцией. Самому приходилось помогать устанавливать электричество в том злополучном месте. Перед глазами  до сих пор вдоль дороги, на обочине дороги  свалки с  подбитыми  душманами  советской военной техникой. Повсюду развороченные борта, сорванные башни, дыбятся остовы грузовиков. Становится жутко, не дай бог увидеть  такую картину. Вдоль дороги - памятники и обелиски пав¬шим солдатам и офицерам.
 - Страшно было?
- Боялись внезапного  нападения. Если не успеешь укрыться, и прощай, жизнь. Мне как-то везло. Наверное, я родился в рубашке, и имя, нареченное родителями, Виталий, помогло. Значит, я должен был остаться  в живых. Не всем везло.
  Так пролетела служба  в Афгане. Наступил декабрь 1985 года. В конце декабря  солдат вернулся домой. Новый  год встречал с родителями.
После возвращения  бывший солдат работал в колхозе  «Новый путь» трактористом. В 1987 году создал семью. Год за годом родились две девочки - Татьяна и Ирина, а через двенадцать  лет Андрей и Ксения.
  Время летит. До сих пор снятся  бывшему солдату погибшие друзья, сложившие головы в афганской земле. За  образцовую службу в Афганистане Виталий Михайлов  награжден медалью «Воину - интернационалисту от благодарного афганского народа» и  юбилейной медалью в честь 70-летия Вооруженных Сил СССР. А детям двойная награда. Внуки достанут из коробочки медали, с гордостью  расскажут своим  друзьям и одноклассникам о настоящем герое афганской войны.


Рецензии