О чём эта книга?

Уважаемый читатель, а слыхал ли ты о книге одного из самых харизматичных преподавателей Мурманской мореходки Бориса Аркадьевича Вульфовича “Это было вчера…”? — Каков бы ни был ответ, моё намерение рассказать немного об этом издании непоколебимо. Книга велика по объёму. Охватывает диапазон времени от рождения её автора, с обязательным экскурсом к Коленам Израилевым, и до 2010 года включительно. Автору действительно есть о чём поведать читателю.

Я в своём сочинении коснусь только курсантских лет Борис Аркадиевича. Следуя той простой логике, что мне и моим товарищам-однокашникам пришлось встретиться с автором по жизни именно в этот курсантский наш период. Борис Аркадиевич с любовью описывает своих друзей-мореходцев, с юмором и уважением своих преподавателей. Интересно проследить параллели между теми послевоенными курсантами и, к примеру, нами, курсантами последующего поколения.

Однако к первоисточнику. “О котлетах. Начальник училища Кошкин … отличился тем, что однажды на общем собрании курсантов вскричал: “Я стараюсь вас кормить как можно лучше, а котлеты-то всё равно бегут!” Он имел в виду… воровство на камбузе, что вполне объяснимо, — но не оправдано в то голодное время. Мы часто повторяли эту фразу, вставая из-за обеденного стола…”

Об однокашниках. “Ванюша… Видимо он был абсолютно неспособен воспринимать и заучивать начертательную геометрию… Мы сидели и готовились, а преподаватель безответно задавал Ване всё более и более простые вопросы, и, наконец, уже в полном отчаянии вскричал: “Но хоть про точку-то Вы читали?!” На что Ванюша в ответ с полуматерком возопил: “Да читал я, енть, про эту точку, читал!”. Мы попадали со смеху, а преподаватель без звука поставил ему трояк.”

“...Коля, на правах бывшего старшины, построил всех выпускников… приготовился подать команду “Всем за столы — садись!”. И тут вбегаю я и прошу у него разрешения встать в строй. Коля свирепо рычит: “Вульфович, ты почему опаздываешь?”. Я виновато лепечу: “Товарищ старшина, я ездил в Публичную библиотеку”. И тут Коля выдаёт свой знаменитый ответ: “Вульфович, для твоих мозгов и в училище книг хватает! Встать в строй!”. Все взрываются хохотом. Мы хорошо помнили этот реальный случай и фактического его участника, кстати, учившегося не больно-то шибко. А тот стоит в строю и не знает — смеяться ему вместе со всеми или нет.”

“...не могу отказать себе в удовольствии воспроизвести некоторые преподавательские выражения, которые остались, — и надеюсь, не только в моей — благодарной памяти. Например, профессор Константин Александрович Звонарёв, который прекрасно знал и замечательно читал нам математическую картографию. Бывало, на наши идиотские ответы он невозмутимо реагировал так: “Тупость, глупость и невежество”. В почти 50-летней практике преподавания мне часто хотелось именно так и выразится, но я не считал себя вправе повторять эту замечательную триаду. Или такое его изречение при выводе одной из формул: “А теперь легко, нежно и безбольно получим “альфа” с контролем!”. Это вообще приводило нас в восторг. А в перерыве он часто доставал портсигар, вынимал папиросу, произносил: “Давайте курить!” — и в тот же момент захлопывал портсигар перед нашими носами, страждущими курнуть…”

“Старший преп. Ходырев на семинарах по истории ВКП(б), вызывая одного из нас отвечать, предупреждал, слегка гнусавя: “Отойдите от стола!”. А на столе у него стоял стакан с чем-то похожим на крепко заваренный чай. Из стакана он по глоточку этот чай отхлёбывал, и щёки его постепенно бурели… И ещё он часто нам заявлял: “Вы не понимаете сущности классовой борьбы!”.

“Ст. преподаватель “начерталки” был замечательным педагогом, но очень строгим при приёме у нас заданий. Потратишь на эпюр два-три вечера, а он возьмёт в руки толстый красный карандаш и со словами: “Дааа, пог(х)аненький эпюрчик, по-циг(х)ански сделан!” перечеркнёт его крест-накрест. И опять по-новой всё вычерчивай!”

Так и хочется поддержать и дополнить Борис Аркадьевича. А тот преп., что вёл историю партии, как он закатив глаза и приложив руку к сердцу восклицал: “Россия была беременна революцией!”. Или так, например, помнишь Дубовика с военной кафедры? — “Курсанты, запомните: в пятом отсеке диз(ж)ель!” Ах, пардон, Борис Аркадьевич, 40 лет между нами и мореходки разные, а так всё похоже!

Вульфович Б.А. на фотографиях галереи.
В книге много фотографий, много стихов. Собственно именно поэтической строкой будет уместно завершить это сочинение. Вера Юрьевна Орлова — ведущий специалист отдела кадров МГТУ на 80-летие Б. А. Вульфовича 21.10.2009 года посвятила ему такие строки:

Мне позвонил вчера Обама

И по секрету сообщил:

В конгрессе ихнем просто драма —

Вульфович взял и укатил.

Уже готовы были речи,

Помыт овальный кабинет,

Накидку соболя на плечи

Мишель пошила на обед.

Омары разложили кучкой,

Джин в холодильнике вспотел,

А он взмахнул небрежно ручкой,

На “Боинг” сел и улетел.

Сказал: “Хочу я в мореходку!

Я там свои осьмнадцать лет

Отпраздную под “рашн” водку

И вечно юный винегрет!”

В слезах заснул Сильвестр Сталлоне,

Арнольд Шварценеггер жив ли, нет?

А Вульф и в ус не дует ноне!

Ему, поди ж ты, горя нет!

Хвост — пистолетом, нос — морковкой,

Немножко — юн, немножко — пьян;

Он разделил по странам ловко

Свой возраст ровно пополам!

16.02.2022 г.

Post scriptum.
После публикации последовал ответ Борис Аркадьевича.

Дорогой Женечка, большое искреннее спасибо тебе за такие памятные строки из моей жизни. Только несколько примечаний в догонку твоему отличному сочинению:

1. Посвятив свои, проникнутые искренностью прекрасные стихи, она никак не ожидала, что я и на свой 81 год опять вернусь в Мореходку. И она добавила лишь одну строфу:

"Ура, он прилетел, он здесь, -

Как Карлсон, что живёт на крыше!

И хоть комплекцией не вышел, -

Зато моторчик, точно, есть!".

Оба стиха она подарила мне в рамочках под стеклом. Они висят в моей хрущёвочке на Театральном бульваре в ГГМ. Прилечу я и в этом году.

2. Мемуары "Это было вчера" изданы нашим однокашником Игорём Лысенко двумя изданиями в 300 и 150 экз. Как подарки вам всем, однокашникам по Макаровке (сейчас нас двое...), родным и коллегам, они разошлись все.

3. В 2017 и 2019 Игорь от имени курсантов "выпуска 1989" издал ещё две книги: переводы 75 и 100 русских романсов, песен ВОВ, лирики и романсов юности на англ. яз. Все они разошлись. Сейчас он издаёт перевод на англ. яз. клавира оперы Римского-Корсакова "Снегурочка" по "Весенней сказке" гениального драматурга Островскго. Надеюсь и на его помощь в издании "Пособия по Мор. Астр. (лекции и лаб. курс)" под общей редакцией нашего же однокашника Сергея Березенко, Нач-ка Мор. Академм нашего МГТУ. Есть и инициатива курсанта Андрея Борецкого в издании книги "100лекций по в/мат." , по которой первые 28 лет я вёл лекции в нашей Вышке у вас и на других факультетах

Дорогой Женечка, ещё раз благодарю тебя за твои трогательные воспоминания! Ваш однокашник Борис В.

Дорогой Борис Аркадьевич!

Благодарю за Ваши пояснения. Теперь всё встало на свои места, всё стало ясно. Как когда-то... Будто бы после лекции по высшей математике я ещё дополнительно посетил Вашу консультацию.

Относительно книги — докладываю. Всем курсом вспомнили, ещё раз прочитали. Глубоко вдохнули, животы подобрали, грудь вперёд! Следуем по жизни за Вами. Стараемся не отставать. Целеустремлённость, оптимизм и взаимопомощь — наш девиз, который почерпнули у Вас.

Вам желаю оставаться нашим лидером долгие годы вперёд!

С уважением, Евгений Орлов. 19.02.2022.


Рецензии