Челобака

     Я с детства любил животных. Всех, без разбора. Хомяки, морские свинки, кошка, черепаха, ящерицы, ужи, вороны, голуби, лягушки… Выводил в тёмной коробочке из гусениц бабочек и они зимой порхали по квартире! Кошка их ловила и ела. А я горько рыдал и готов был съесть саму кошку. Родители потакали мне во всём. Но вот собаки у меня никогда не было. Я мечтал о ней, но отец твердо отказал. Потом я вырос, и мечта как-то поутихла. Работа, семья, дети… Иногда мысли завести собаку приходили в голову, но вот с породой не мог определиться. У некоторых друзей были собаки. Овчарки, бультерьеры, ротвейлеры, у одного даже громадный сенбернар! Я присматривался, но как-то не торкало. Шерсть по всему дому, запах псины, собака вертится, как вьюн на сковородке, не слушается хозяина и т.д.  И, вот однажды, я случайно заехал на городской рынок, прикупить кое-каких материалов по стройке и увидел молодую пару. Они держали на тонких шлеечках четырех чёрных, как смоль щенков. Щенки забавно перегавкивались друг с другом, а коротенькие обрубочки хвостиков мотались по немыслимой траектории. Ноги сами меня понесли к этой паре.
 - Добрый день! А что это у вас за зверюшки такие забавные?
- Ой, это щенки русского черного терьера! Вы не слышали о таких? Это же самая лучшая порода в мире! Они такие умные! И верные! И не линяют, не пахнут, дрессируются прекрасно! Купите щеночка, не пожалеете! Всего за 150 баксов отдадим! Им уже три с половиной месяца, привиты! Вы не думайте, они с родословной, на ушках внутри клеймо стоит, все документы предоставим! – перебивая друг друга быстро заговорили парень с девушкой.

  Я слышал о  русском черном  терьере, знал, что эта порода злобная и агрессивная, что её выводили специально для охраны зэков. Но передо мной вертелись забавные трогательные щенки и даже не верилось, что они смогут стать охранными собаками. Да и 150 долларов в начале «нулевых» были еще неплохими деньгами. А тут собака…  И вдруг я вспомнил про детскую мечту, мечту о большой и сильной собаке, которая будет верным другом на всю жизнь! Я присел на корточки перед щеночками, протянул к ним руки. И тут один из щенков подошёл ко мне и тоже протянул мне лапу! Это была Блистательная Бетти, если по паспорту, а для нас она стала Бакси. Баксюнюшка, Баксинда, Баксюша…  Я, долго не раздумывая, отдал деньги, взял щенка за тоненькую верёвочку, заменявшую ему поводок и усадил его в машину. Близкие были в шоке. А Баксюня и подавно. В первую ночь на новом месте я положил ей коврик в своей спальне, рядом с кроватью, где она полночи вздыхала, поскуливала, даже подвывала пару раз. Потом успокоилась, а утром я увидел спящего щенка с моим носком на носу…  Вот так в мою жизнь вошел РЧТ, русский черный терьер! И, на мой взгляд, нет породы лучше!

  В то время не было такого обилия информации, как сейчас. И приходилось учиться воспитывать щенка буквально на ходу. Как кормить, как обучать, как ухаживать – миллион вопросов. Но вот в школу собачью мы пошли почти сразу. И там, к моему удивлению, нам хватило буквально 12-15 занятий, чтобы сдать зачет по ОКД. Собачка оказалась на редкость толковой, парень с девушкой не соврали. Я старался побольше общаться с «собачатниками», слушал, анализировал. Постепенно пришло понимание, что не только у каждой породы есть свои особенности, но и каждая собака не похожа на другую! У них все, как у людей – есть трусы и храбрецы, неврастеники и флегмы, есть собаки мудрые и есть застывшие в своём развитии в подростковом возрасте. Но мне на всю жизнь врезались в память слова дрессировщика-кинолога Игоря. Он как-то сказал хозяйке упрямого щенка шарпея, которая пнула собаку на занятиях: « Девушка, нет тупых собак, есть тупые хозяева! Просто одной собаке можно даже не объяснять ничего, она сама всё схватит, а со второй приходится заниматься, делать вместе домашнее задание, проверять дневник. Всё, как у людей. Вы же не бьёте своего ребёнка за то, что он не сразу понимает, как умножать обыкновенные дроби? Вы же ему объясняете, пока до него не дойдёт? А на собаку тратить время вы не желаете.  Ну, и не жалуйтесь потом, что собака неуправляемая!» По-моему, всё очень точно сформулировано.

   Моё небольшое повествование предназначено вовсе не кинологам-профессионалам, не заводчикам, и не собачьим «блогерам - гуру», коих сейчас развелось бесчисленное множество на просторах интернета. Я пишу для обычных людей, которые просто любят своих собак. Для людей, которые называют своих собак «моя девочка» или «мой мальчик», которые называют себя «мамой» и «папой» по отношению к своим питомцам, которые видят в собаке не просто животное, а личность! Пускай и примитивную, незамысловатую, но личность! Личность со своими желаниями, убеждениями, страхами и со своим пониманием окружающего мира! Я не хочу обсуждать рабочие качества чернышей. Хотя, собака действительно уникальная. Тот же ротвейлер гораздо более свиреп и неудержим, кавказец – мощнее и злобнее, лабрадор – жизнерадостнее и позитивнее относится к людям, а немецкая овчарка более работоспособна и обучаема. Но, по  совокупности рабочих качеств, пожалуй, черному терьеру действительно нет равных. И ко всему этому прибавьте его интеллект, чувство собственного достоинства и память.
 
   Я хочу поговорить о душе русского черного терьера. О собачьем сердце, если угодно. Знаю, что любой профессионал высмеет мои суждения. Я с большим уважением отношусь к порядочным заводчикам-чернышистам. Ведь именно благодаря им мы имеем таких великолепных собак! Однако, иногда мне хочется сравнить их с врачами. Ну, это как отношение врачей к появлению человека на свет. Для любой женщины это стресс, знаковое событие в её жизни. В конце концов, и рождение человека, и его смерть  - это некое таинство, чего обывателю просто не постичь. Но врачи видят это ежедневно, ничего нового и необычного для них тут нету, и острота впечатления притупляется, для них это – ежедневная реальность и обыденность. Я, например, сам был свидетелем того, как санитар скорой помощи докуривал на крыльце сигарету, держа под мышкой оторванную руку человека, которого несколько минут назад примчали в больницу после аварии и готовили к операции. Так и перед заводчиком проходят десятки чернышей, они их продают и, безусловно, по-своему любят каждого щенка, но это просто бизнес. А для нас, обычных собачатников, в нашей собаке заключена целая вселенная!

   До того, как у меня появился черныш, я сам посмеивался над рассказами об особом собачьем уме, о собачьей проницательности, о способности собаки отличать хороших людей от плохих. Сейчас я над этим не смеюсь. Потому что это – правда. Например, мою бывшую тёщу, откровенно говоря, редкостную стерву, имевщую ощущаемую даже внуками негативную энергетику, Бакси обходила по большой дуге с утробным рыком и не приближалась ближе двух-трёх метров, хотя она никогда ничего плохого собаке не делала.  Причём я просто стоял в стороне и молчал. Собаки видят и чувствуют то, чего нам, людям, не дано ни увидеть, ни услышать, ни почувствовать. Наверное, научники смогут все разложить по полочкам, подо всё подвести научную базу. Но факт остается фактом: некоторые вещи объяснить не получается. Ну, вот как объяснить тот факт, что я очень часто не произносил клички собаки, а только спрашивал жену: « И где это лохматое чудовище?»  И Бакси вплывала в комнату. Очень часто я только думал о собаке и через пару секунд мокрый нос уже тыкался в ногу.
 
    Почему-то очень мало пишется и говорится о том, что черныш – это собака одного хозяина. Именно поэтому они не получили массового распространение в караульной службе. Та же немецкая овчарка работает на границе, на таможне, в полиции долгое время, невзирая на то, что проводники периодически меняются.  Для овчарки это неважно, главное – она делают свою работу, ищет наркотики, задерживает нарушителей. И ей всё равно, кто отдает команду к действию. Но с точки зрения черныша хозяин может быть только один! И он же – наместник собачьего бога на земле. Он один – свет в окошке и только его он будет слушаться беспрекословно. Правда, есть одно условие: звание собачьего бога для своего черныша нужно заслужить! Но если уж заслужил…

   Я не знаю, как черныш выбирает себе хозяина. Например, нашу вторую чернышку моя жена со щенячества кормила, причёсывала, чистила глазки, о чём-то ворковала часами, гуляла с ней гораздо чаще меня. Мы уж было решили, что это «мамина дочка». Но когда впервые с Нюшей поехали за грибами в лес, и мы с женой разошлись в разные стороны, собака, немного помявшись, пошла за мной. Периодически она убегала от меня, проверяла, как там мать, и возвращалась ко мне. Хотя явно было видно, что собачка нервничает от того, что «стая» разбежалась в разные стороны. Жена тогда ещё надулась и обозвала Нюшу предательницей.
 
    Тягу черныша к хозяину я бы назвал даже патологической. Для этой породы близкий контакт с хозяином просто необходим. Это у них в крови. Даже вольер не является приемлемым вариантом. И дело даже не в том, что с их точки зрения хозяин нуждается в постоянной защите и опеке. Просто они не могут по-другому. Меня собака сопровождала повсюду. Лежала у дверей туалета, спала рядом с кроватью, я не мог перекинуть ногу из душевой кабины, потому что она лежала рядом. Конечно, можно было закрывать двери, не пускать ее, можно было прикрикнуть, в конце концов, но тогда начиналось подвывание, царапанье дверей, скулёж. Когда мы с женой в зале смотрели телевизор, Бакси тихонечко лежала на своём месте. Вроде бы спала. Но стоило мне встать и выйти на балкон покурить, как через две секунды она уже скреблась в двери. Я шел на кухню поставить чайник – она шла за мной. Ложилась посреди кухни и молча наблюдала за моими манипуляциями! Бакси готова была часами ездить со мной в машине, ждать меня в ней, пока я решал свои вопросы, лишь бы не разлучаться. И, поверьте мне, собакой руководил вовсе не страх остаться в одиночестве. Если нужно было, она великолепно оставалась в доме одна с утра до вечера. Просто «я хочу быть с тобой». Тушкой, чучелом, лишь бы с тобой! И я таскал псюху с собой всюду, где мог. К родителям, на пикник за город, в гости к друзьям, если они не возражали. Кстати, все мои друзья знали о нашей привязанности и обычно не протестовали. А Баксюня забиралась под стол и тихонечко там сидела. Еду у чужих она не брала, но мои ноги были под контролем. И если я выходил из-за стола, собака проходила сквозь частокол стульев и чужих ног как нож через масло
 
    Забавно было постоянно наблюдать одну и ту же картину, когда я привязывал Бакси возле магазина, пока ходил за продуктами. Она спокойно садилась по команде «ждать» и молча сидела, не сводя взгляда с дверей. Но когда я приходил, под Баксюней была целая лужа слюны - она нервничала, переживала, а вдруг папа не придёт, вдруг бросит, забудет. И после того, как я её отвязывал, мне приходилось минуту-полторы уворачиваться от собачьих поцелуев! А как же! Не бросил, не забыл, вернулся! Словно прошло не полчаса, а целая вечность. Впрочем, возможно и так, с собачьей точки зрения. Иногда мне казалось, что собака как бы живет в другой временной реальности, в которой есть две составляющих – с хозяином и без него. Как-то раз я вынужден был уехать на три дня в командировку. Жена тоже уехала в Питер на лечение. И я отвёз Баксюню младшему сыну. Три дня собака просто лежала на коврике. Ничего не ела, только пила воду, Саня выводил её на улицу, и она снова ложилась. Бакси не жила, она просто функционировала! И ждала меня… Вот уж действительно для неё было, как в песне: «Расставанье – маленькая смерть»… Я думаю, многие собаки так относятся к хозяину, но у чернышей это фактически поголовно. Но, повторюсь, звание хозяина в глазах черныша нужно заслужить.

   Я хочу еще рассказать пару эпизодов из своей жизни. Когда Баксюне было два года, я заболел. Заболел серьёзно – лимфома, 4-я А стадия, метастазы в лёгких и паху.  10 курсов лошадинных,  учитывая моё спортивное прошлое, доз химиотерапии каждые три недели, потом 50 сеансов облучения. А потом долгое время психологической реабилитации собственными силами. Дело в том, что в силу физического здоровья я выдержал все эти процедуры относительно успешно. Вышел в стойкую ремиссию. Кстати, прошло уже 15 лет. А вот постреабилитационный период… Я особо не распространялся, что болею, благо бизнес не требовал моего ежедневного присутствия на работе. Знала только мать, жена с дитями, да несколько самых близких друзей. Отец умер, например, через 6 лет, так и не узнав ничего, хотя мы жили в одном городе. И когда я лечился, всё было понятно – вот болезнь и её нужно победить. А вот потом… Я отдал все силы на борьбу, а сил на «просто жить» у меня уже не хватило. Тут еще и семейные проблемы начались. А поговорить, получилось, и не с кем было. С женой – все шло к разводу, с матерью – не хотелось отнимать у неё несколько лет жизни, с друзьями – так я же крутой мачо, нехрен жаловаться. А выговориться хотелось… И я брал фляжечку коньячка и шёл с Баксюней в лесопарк, благо он был рядом. Садился на скамеечку, отхлёбывал коньячок и говорил, говорил, говорил… Разговаривал с собакой. Баксюня сидела рядом, смотрела на меня и не шевелилась. Она не рвалась гулять, она слушала меня, внимательно глядя в лицо. Только вздыхала иногда, утыкалась лохматой головой в колени и сопела… Это продолжалось пару месяцев. Потом начался бракоразводный процесс. Классический. С претензиями, с судами. И тут я обнаруживаю, что у собаки на крестце образовалась проплешина, шерсть выпала эдаким пятаком сантиметров в 10 в диаметре. Я всполошился, думал, зараза какая-то, ломанулся к Айболиту. Тот выписал какие-то дорогущие уколы, на основе плаценты. Прокололи курс, потихоньку шерсть восстановилась. Развод благополучно завершился, через пару лет я женился на бывшей однокашнице ( спустя 25 лет! ), всё было нормально. Бакси, несмотря на свой мухоморный характер, приняла мою вторую жену очень спокойно. И вдруг заболел мой отец. Умирал он долго и мучительно. Наверное, это самое страшное для мужчины – не иметь возможности помочь близкому человеку… А тут еще и у жены проблемы очень серьёзные со зрением начались, дали вторую группу инвалидности. С бизнесом какие-то непонятки. Короче, засада со всех сторон. Я психовал, дёргался, рычал на всех… только Баксюня была моей отдушиной. И тут у неё опять полезла шерсть на спинке… Только тогда до меня дошло, что я убиваю свою собаку! У нас была такая тесная связь, что жена за 15-20 минут до моего приезда знала, когда можно ужин разогревать – Бакси вставала с подстилки и шла в прихожую. Она не могла слышать мою машину. Я мог приехать и в 5 часов вечера, и в 8. Но Бакси знала, когда я приеду! Как – это для меня загадка!  Она просто шла, ложилась в прихожей и ждала. И, получается, Баксюня принимала всю мою боль на себя…  Пропускала мои проблемы через своё собачье сердце! Она страдала вместе со мной, чувствовала мои мысли, понимала, как мне плохо… и расплачивалась своим здоровьем… А я грузил её снова и снова… Может, это и есть настоящая любовь – отдать часть себя ради любимого человека?

    Не всё в жизни можно пощупать, не всё можно увидеть. Но собаки видят то, что мы никогда не увидим. Однажды я привез Бакси в ветклинику на прививку от бешенства. Ветклиника была старая, ещё с советских времён. У чернышей очень высокий болевой порог, они спокойно относятся к любым уколам. Тем более, что это был наш первый визит к ветеринарам, раньше мы не бывали в этом учреждении.  Бакси в принципе ничего и никого не боялась. А тут она легла в машине и наотрез отказалась выходить. Я её за шкирку вытаскивал. Собаку колотила мелкая дрожь, слюна текла ручьём. И тут до меня дошло – она видела и чувствовала то, чего мне видеть и чувствовать не дано. Она чувствовала боль и страдания сотен и сотен животных, усыплённых и прооперированных в этой клинике! Сколько их там таких прошло за 20-25 лет? Какая аура висела над этой клиникой? Собака это ощущала! И когда мы в следующий раз приехали в другую клинику, новую, только что открывшуюся, она спокойно прошла внутрь, получила свой укол в холку и чинно пошла в машину.
 
    Я сейчас пишу эти строчки, и мысли уходят всё дальше и дальше… Баксюни нет уже почти 6 лет, а у меня столько воспоминаний, связанных с ней… Вспоминаю, как она вылечила меня от рожистого воспаления на ноге, когда у меня на фоне химиотерапии иммунитет упал до ноля и вся зараза просто липла ко мне. Нога была, как колода, не прикоснуться, температура под 40. Собирался уже ехать к бабкам-знахаркам. А тут подошла Бакси и начала лизать мне ногу. Никогда раньше так не делала! Надо ли объяснять собачатникам, каким ласковым бывает собачий язык? Долго лизала, бывшая жена даже ухмыльнулась и сказала, что это собака моет еду перед употреблением. А у меня через пару часов температура упала. Ещё несколько сеансов – и всё прошло! Буквально за три дня! Вот такой лекарь у меня был!
 
    И ещё я хочу затронуть одну тему, с которой собачьи «родители» рано или поздно столкнутся… Это уход собаки… Увы, собачий век короток… и это так несправедливо!!! Они уходят, а мы продолжаем жить… Моя Баксюня умерла от рака… Наш Айболит прооперировал её и подарил нам ещё почти полтора года счастья, но… Я понимал, что уже вот-вот… Бакси не скулила, не жаловалась, она просто перестала подниматься с подстилочки, и я выносил трехпудовую собаку на руках на улицу несколько раз в день, благо свой дом. Я колол ей обезболивающее и понимал, что надо бы вызвать врача, сделать последний укол милосердия… Но у меня не было сил это сделать… Ведь, хотя укол будет делать врач, но вызвал-то его я, значит это я убью свою собаку… И до сих пор помню этот собачий взгляд, полный любви и обожания… В итоге я всё же позвонил Айболиту, а Баксюня умерла за полчаса до его приезда… Вильнула своим обрубочком, лизнула руку и умерла… Получается, она даже смертью своей не дала мне взять грех на душу, я не убил её… Я никогда не думал, что может быть так больно… Водка не помогала… Знакомые говорили, мол, да ладно, это же всего лишь собака… Но я даже смерть отца перенёс спокойнее, чем смерть собаки, да простит меня папа. А потом я случайно нарвался на стихи:
Есть рай на небе для собак,
Его придумал самый мудрый бог —
Там нет ни блох, ни холода, ни драк,
А есть любовь и звезды у дорог.
Там вечны кость и миска молока
И солнце светит в синей вышине,
Но только лишь хозяина рука
Погладить не сумеет по спине.
Лохматые философы во снах
там видят дом и слышат окрик:"ФУ!"
Но снова просыпаются в цветах
На райском неизменном берегу.
И вновь молчат они и думают, что может,
Через столетья и туманные миры,
Там, на Земле, хозяин смотрит тоже
На звезды, как на белые костры.
И каждый пёс надеется — случайно
Услышит Бог их просьбу и тогда,
Вернется к каждому единственный хозяин
И больше не покинет никогда.
     Попы говорят, что у животных нет души. Я не знаю. Но, по-моему, у черных терьеров есть! И я думал, что когда придёт мой черед, меня там будет ждать моя Бакси… Я отмокал почти два года, было страшно завести другую собаку, не хотелось ещё раз испытывать эту боль… Но время всё лечит. И я решился. Вопрос о породе не стоял – однозначно черныш! И только девочка! Умная, ласковая, преданная! Я уже стал готов к тому, что я переживу свою собаку, и я понял, что те счастливые минуты, часы и годы общения с чернышом перевесят боль утраты. Это жизнь, мы ничего не можем изменить. Но можем просто быть счастливы с лучшей собакой в мире!


Рецензии