Ночь в Лувре

Она была прекрасна, эта ночь, проведенная мной вечером 16-го февраля 2022 года в Лувре! Это стало возможно, благодаря фильму об исторической выставке работ божественного Леонардо, состоявшейся в самом посещаемом музее мира два с лишним года назад, которую мне посчастливилось посетить 22 ноября 2019-го года.

Кураторы готовили ее целое десятилетие, погрузившись в творчество одного из самых мощных художественных гениев всех времен. И вот вывод, к которому они пришли и который постарались донести до зрителя.

Леонардо, которого называли универсальным человеком своего времени, всю свою универсальность вкладывал только в живопись, ибо она была единственной наукой, которой он посвятил всю свою жизнь. Да, я не ошиблась. Он называл живопись не искусством, а именно наукой, и эту науку живописи он постигал страстно и увлеченно, постоянно расширяя пространство своей личной, духовной и художественной свободы, которое требовалось ему, чтобы наукотворить.

И не достижение совершенства, а лишь присутствие Абсолюта было важно ему, и потому, находясь в постоянном поиске истинного пульса жизни, он сначала отказался от четкости и совершенства отдельных линий, затем обрел свободу оставлять свое произведение незавершенным, затем соединять, казалось бы, несоединимое, а затем просто быть самим собой наедине с тем, чему он дал свободно дышать в своих полотнах: Жизни, Красоте и Абсолюту. Да, все так.

Прожив довольно долгую, даже по современным меркам, жизнь, он оставил после себя бессмертные полотна, множество рисунков и научных идей, оставаясь до сих пор самым непостижимым, загадочным и … незавершенным...

И я пережила поистине волшебное чувство, впервые оказавшись в ночном Лувре, а потом следуя за движением камеры по его галереям, лестницам и залам, постепенно входя в то экспозиционное пространство, где расположились уникальные творения божественного Леонардо, привезенные со всех концов мира. А затем я была поражена тем, что до сих пор точно помню весь маршрут этой выставки, и что, следуя за камерой, я точно знала, в какой зал я сейчас снова войду, и какие полотна мне откроются в этом зале. Состояние невероятного чудоприсутствия было таким подлинным, что не передать! И как же сильно в эти мгновения билось мое сердце! И как я счастлива была пережить эту волшебную возможность, спустя два с лишним года, вновь побывать там и вновь насладиться божественной «леонардовской» красотой величайшей науки живописи!

Фильм начинается на закате и завершается на рассвете, и вот оно, солнце, которое встает над вечным и абсолютно прекрасным Парижем. И вот они, те самые пирамиды Лувра, так долго вызывавшие жаркие споры о том, что, зачем, для чего, почему. И вот они, эти абсолютно прекрасные пирамиды со своим спокойным и бесстрастным величием сияют и вечнотворят то уникальное музейное пространство, которым стало для всего культурного мира здание старинного французского замка, а затем королевского дворца.

И я стою на их фоне на грани той ночи, когда солнце над позднеосенним Парижем давно уже село, и его окутала холодная густая тьма. Но пирамиды за мной ярко сияют, уверенно рассеивая мрак ночи и настойчиво напоминая о том вечном свете, который несет миру истинное искусство, ставшее абсолютно прекрасной наукой в руках мощного леонардовского гения, всем своим долгим творческим путем показавшего бессмысленность и недостижимость совершенства и неугасимый свет вечного и бесконечного Абсолюта.


P.S. Для всех, кому будет интересен этот фильм, я даю ссылку на трейлер. Сам фильм можно увидеть только в кинотеатре. Это пока еще возможно в Москве. В Европе показ давно завершен. Потому поспешите.


https://www.youtube.com/watch?v=t0y3lGTMKcI


Рецензии