Нарисовано словом Кн 8 - 3

     Если спросят меня: «Чем отличается зимний лес от летнего?», немного задумавшись, отвечу: «Да, в общим-то ничем. Просто Природа немного убавила зелёных красок в сосновом бору и щедрой рукой добавила белой. И краска эта особенная, пушистая, на рассвете розовато-белая, а на закате дня – желтовато-белая, переходящая в голубовато-лилово-фиолетовый цвет. В лесу стало тише и загадочней, ветки отяжелели, деревья стали дружнее и заботливее друг к дружке, и даже есть у них некое сходство. Это если смотреть на вековые сосны. Низенький подлесок вроде садиковой группы в одинаковых панамках. Но всего краше зимняя дорога, узкая, в две колеи. Снежные сугробы по ту и другую стороны дороги, как белые пуховые подушки, которыми любящая мать обкладывает своё дитя, слабенькое, ещё только-только копит в себе силы, чтобы сидеть на кроватке. Потом, всё будет потом, а пока всё желает покоя. Даже неугомонный дятел- лесной барабанщик, всего лишь по-хозяйски, ответственно ведёт медицинский осмотр тех сестёр, в белых халатах, которые всю весну, летом и осенью лечили народ и всё живое на земле оздоравливающим хвойным воздухом. Лесному народу тоже нужен свой, личный, лесной лекарь, бескорыстный, внимательный, вот только не в белой, а в красной шапочке.
     По зимней лесной дороге не каждый рискнёт тронуться в путь, а если и решится, то даже самый опытный водитель будет вести машину осторожно, словно по призрачным шпалам, по лежащим поперёк дороги теням, голубовато-серым, молчаливо-спокойным, передвигающимся медленно, как часовая стрелка. Выезжая с лесной дороги на асфальтовую, редкий водитель не ощутит на спине взмокшую рубаху. Лесные правила езды не писаны и, случись поломка, помощь придёт, ох – не скоро…

                ***

     Осенняя просёлочная дорога! В ней особенная красота. Всего-то две недели в году можно проехать по укатанной различными колёсами дороге, обсыпанной золотой листвой, словно путь молодожёнов от свадебной машины до порога, где их с хлебом-солью встречают родители. И если этот путь у каждой пары свой, то у едущего по осенней дороге, где по правую руку ряд вперемешку серебристых тополей, берёз и лиственниц. И все они, сменяя друг дружку, словно живыми коврами, именно под своими ветками, устилают путь редким об эту пору проезжим, тем более пешим путникам. Не-ет, по такой дороге ехать – путь вдвое короче.  Словно с хорошим собеседником время коротать. С ковра на ковёр, с ковра на ковёр, то жёлтый, то бело-зелёный с лёгкой серебрянкой на листах тополей. А листва всё сыплется на капот, соскальзывает по стеклу: на счастье, на здоровье, на долгие годы… А по левую сторону золотистой щетинкой простирается  широкое поле, которое хлеборобы уважительно называют – Хлебное поле. А по полю теперь, то тут, то там на копны соломы, на туго скатанные тюки садятся вороны. Непривычно как-то старикам смотреть на туго скатанную солому. Может быть это практичнее и перевозить легче, но нет уже той вольной романтики ветра, шороха соломы, запаха и мышиного писка. Где же теперь мышкам спрятаться, чем кормиться, и заодно чем кормиться зимней порой лисам и совам… Выходит, человек невольно нарушил вековой уклад природы, ведь всё в Природе взаимосвязано…
     Вот, что за напасть! Так хорошо и весело было ехать по просёлочной дороге в золотых заплатах, так нет же, в каждой сладости есть хоть немного горечи. Видимо так мир устроен, наверное, как говорят: «Чтоб жизнь малиной не казалась!» Да ладно тебе! Нам не привыкать…

                ***
     Я не художник, но это не лишает меня права рассматривать картины самых разных художников и это уже стало привычкой, как ребёнку сказка перед сном. На картинах тот же рассказ, зарисовка, только в красках.
     Сегодня я рассматривала Солнечные, светлые картины из жизни людей села на фоне неба. Картины Валентина Михайловича Сидорова: «Лето», «Жаркий день сенокоса», «Погожий день осени». Всё мне близко, с детских лет знакомо, сюжеты картин ложатся на сердце радостными воспоминаниями. Но из множества картин одна, «Доски привезли», как говорится – всех краше. Всё по-житейски просто. На выделенный участок земли под строительство нового дома – доски привезли. Одинаковые по толщине, по размеру. Муж и жена с рассыпанной бесформенной кучи, по одной доске переносят и складывают в ровненький штабель. Тяжёлая, но в то же время радостная работа с большой мечтой о своём светлом доме…
     Всё сразу не увидишь, не поймёшь замысла художника. По своему опыту знаю, чтобы уловить мысль художника, вовсе не нужно всматриваться в детали картины, а нужно взглядом охватить её всю, как одно целое. А для этого нужно на какое-то время отвлечься. Я и пошла на кухню чайник ставить. Прихожу, глянула и даже охнула от восторга. На фоне увядающей осенней природы – светлое солнечное пятно. Это свежие распиленные, жёлтенькие доски! Словно за многие годы, пока росли эти деревья, природа копила в их стволах солнечные лучи… такие тёплые, как руки родителей, которые собираются строить дом для своих детей. Сколько же житейской мудрости заложено художником в этой картине…

                ***

               


Рецензии