Критическое сжатие нашего жизненного пространства

Друзья!

Одно из самых популярных произведений Гумилева "Конец и вновь начало" раскрывает его знаменитую теорию пассионарности и объясняет закономерности возникновения и развития этносов, гибели и крушения великих империй.
По мнению ученого, этносы в своем развитии проходят определенные ступени, на каждой из которых имеют свои особенности культуры, науки, общественного уклада, социальных и правовых институтов.
Отступление.
"...Мы наблюдаем, в ангажированных слоях общества, т.н. “пассионарные” сдвиги, вызванные различными протестными настроениями. Не только в России, во всей Европе происходит диффузное перемещение народов, пересматриваются критерии нац. самоидентичности. Тектоника этих сдвигов причудлива, эпицентры трудно прогнозируемы. В публицистике обсуждение наиболее острых вопросов этнокультурных отношений завершилось и стало выплёскиваться на улицы. И всё это на фоне “парада” освободительных движений, который устраивают на периферии нашего континента окружающие нас государства.
Да, сейчас происходит критическое сжатие нашего жизненного пространства. Но мы понимаем, учитывая самоочевидный “пульсирующий” хар-р этого пространства, - за этим сжатием должно последовать его полномасштабное разворачивание.
Именно сейчас, в момент обострения конфессиональных и многонациональных противоречий, когда даже славяно-центристский проект кажется несбыточным, мы готовы предложить своё видение того, как конвертировать русскую цивилизацию в российскую.
... Не политическая эмоция, а политическая воля способна построить общество на принципах российской самобытности, на принципах русского архетипа.
Они хотят коллапса – мы хотим морального единства. Таким образом, вместе с серьёзной озабоченностью, с которой мы констатируем падение уровня самосознания граждан РФ, мы считаем необходимым начать строительство той идеологии, которая охватила бы все народы России.
Исходным пунктом этой идеологии должен стать, в той или иной форме, культ традиции. Здесь не нужно измышлять ничего нового – примеры русского иммунитета к различным стрессовым историческим потрясениям сами просятся в руки.
Мы должны создать комплиментарное общество, воспитать комплиментарных граждан, окружить себя – внешне-политически – союзниками, особенно в зонах повышенной угрозы со стороны непредсказуемых супердержав. Со стороны Китая, например, у нас находится традиционно дружественная Монголия, во главе которой стоит выпускник Литинститута им. Горького.
Одним словом, мы намерены отстаивать целостность Федерации, в пику сложившейся обстановке, когда Федерацию пытаются превратить в конгломерат эгоистически напряжённых этносов".http://proza.ru/
...Други!
Это очень и очень ВАЖНО! Враги погубили СССР, сейчас пытаются развалить  Россию, избрав тараном нацистскую Украину. Уже готово вторжение бандюг в Донбасс. Из Луганска и Донецка срочно вывезены в Россию десятки тысяч мирных жителей.
Третья мировая нависла над планетой! Но, верю, Иерархия Света начеку и не даст темным извергам погубить нашу родную Землю!

Вл.Назаров

********
Священные вершины Азии в творчестве Н.К.Рериха

5 февраля 2022 года в казанской Галерее современного искусства на еженедельном лектории «Держава Рериха» выступил руководитель отдела передвижных выставок Международного Центра Рерихов Дмитрий Ревякин. Благодаря его программе «Священные вершины Азии в творчестве Н.К.Рериха» слушатели смогли перенестись на заповедные маршруты, пройденные великим русским художником, ученым и общественным деятелем Николаем Константиновичем Рерихом и запечатленные им в неповторимых живописных полотнах. Это цепи Восточных и Западных Гималаев, пики и перевалы Каракорума, Куэнь-Луня, Ак-Тага, вершины Монголии, хребты Танг-ла и Тибетского нагорья.

Материал лекции охватил более чем двадцатилетний период творчества Николая Рериха и включил произведения Мастера гор, созданные им с 1924-го по 1947 год во время Центрально-Азиатской экспедиции и после нее – в гималайской долине Кулу.

– На Востоке существует многовековая традиция поклонения священным местам, особенно значимым для истории и современной жизни людей, и эта традиция соблюдается, – сказал Дмитрий Ревякин. – Николай Константинович Рерих всегда был человеком, который, как мудрецы Востока, осознавал эволюционное значение исторических, культурных и природных ценностей и при этом с настоящей западной энергичностью привлекал внимание общественности к проблеме их сохранения и сам трудился ради этого непрестанно.

В 1903-1904 гг. Рерих совершил путешествие по древнерусским городам, в ходе которого создал, как писали тогда, художественный «пантеон славы Руси былой». Позднее, с 1924-го по 1928 год, Николай Константинович осуществил крупнейшую в ХХ веке Центрально-Азиатскую экспедицию, во время которой и после нее написал порядка двух тысяч живописных произведений, посвященных культурным достопримечательностям, истории, духовному наследию народов Индии, Тибета, Алтая, других центральноазиатских территорий и создал таким образом настоящий «пантеон славы Гималаев».

Маршрут, избранный Рерихом, был тщательно продуман и наполнен глубочайшим смыслом. Николай Константинович исследовал места формирования современной земной цивилизации, древние пути переселения народов, так называемые «пассионарные сдвиги», как писал об этом Лев Гумилев. Особое внимание Рерих уделял вопросу общей истории Индии и России, близости наших истоков и традиций. Поэтому так важно, чтобы сегодня Николая Рериха изучали на Родине, в этом заложен важнейший потенциал новых научных открытий и свершений, духовно-культурного прогресса России.

Крупнейшим на сегодняшний день рериховедом стала индолог, академик, создатель и первый директор общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха в Москве Людмила Васильевна Шапошникова (1926-2015). Она в 1970-1980-е годы повторила путешествие по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, чтобы изучить и зафиксировать состояние архитектурных и историко-культурных памятников, быт и традиции народов, проживающих на данных заповедных территориях. Результатом этого сложного, временами опасного, но прекрасного путешествия стала уникальная серия фотографий «По маршруту Мастера», которая в настоящее время экспонируется в Галерее современного искусства Казани.

Дмитрий Ревякин провел для слушателей своей лекции экскурсию по выставке Людмилы Васильевны Шапошниковой, подчеркнув, что эта мужественная и неповторимая женщина, ученый, путешественник и общественный деятель в своей жизни открыла людям как мир Рерихов, так и мир Индии, Гималаев. Книги Людмилы Шапошниковой стали настоящим путеводителем по малоисследованным, но таким значительным территориям Азии.

Дмитрий Юрьевич отметил, что Людмила Васильевна в своей жизни продолжила формирование того «моста» между Россией и Индией, который построили Николай Константинович Рерих и члены его семьи: супруга, философ Елена Ивановна, сыновья – востоковед Юрий Николаевич и художник Святослав Николаевич.

В пространстве выставки «По маршруту Мастера» Дмитрий Ревякин также презентовал два новых издания Международного Центра Рерихов: двухтомник о Людмиле Васильевне Шапошниковой «Воин света» и ее авторский труд – «Философия космической реальности». Эту книгу Дмитрий Ревякин вручил в подарок соорганизатору выставки и лектория, председателю Региональной общественной организации «Татарстанское рериховское культурное объединение» Борису Зайцеву в знак благодарности за совместную многолетнюю работу, за вклад в популяризацию творческого наследия Рерихов и культурно-просветительское движение.
https://icr.su/
**************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
20 февраля 2022 года.
***************
ПРИЛОЖЕНИЕ

«Культура зашла в тупик»

 Сергей Дебижев считает, что искусство – это врач. Это большой, мудрый учитель.
 
Недавно в Петербурге состоялась премьера документального фильма Сергея Дебижева «Последний рыцарь империи», посвящённого персоне Ивана Солоневича – русского мыслителя первой половины XX века, автора книг «Россия в концлагере» и «Народная монархия». Показ прошёл при аншлаге и оставил после себя жаркую дискуссию как в кинозале студии «ЛенДок», так и в обществе за его пределами. О судьбе этой картины и о причинах, побудивших её снять, «НВ» рассказал режиссёр фильма Сергей Дебижев.
– Сергей Геннадьевич, первые зрители вашей картины – мои коллеги-журналисты – замечали, что при всей остроте поднятых тем и их актуальности картина вышла максимально взвешенной и ваша позиция как режиссёра чётко не обозначена. В итоге сторонники как одних воззрений, так и других могут найти в ней какие-то факты в свою пользу.
– Это оттого, что в обществе царит неопределённость. И это состояние очень зыбкое, неприятное. Страна себя чувствует хорошо тогда, когда у неё есть определённый путь. А когда она раздираема внутренними противоречиями, а общество состоит из полярно противоположных по своему психофизическому складу людей, нужно с этой ситуацией обращаться как с хрустальной вазой. И опускаться до площадных лозунгов нельзя. Нужно очень аккуратно, политически взвешенно доносить те позиции, которые приведут к консолидации в обществе и к гармонии – экономической, политической, нравственной и просто человеческой. Ведь России, честно говоря, так и не удалось обрести гармонию, после того как в 1917 году она была разрушена. И установившийся хаос пожирает нас до сих пор.
– И в чём это проявляется?
– Сейчас наступает совершенно новая эпоха. Старое время закончилось, об этом вопиет всё. Все страны пришли в движение. Геополитическая ситуация меняется, все начинают искать новые пути: образуются новые союзы, новые линии напряжения, появляется новый взгляд на вещи. Почему? Потому что тот путь, по которому человечество двигалось после Второй мировой войны, закончился. Это был период спокойствия: есть ООН, с другими странами можно договариваться, и кажется, что уже всё, цивилизация! Айфоны, ватерклозеты, скоро чипы начнут вшивать… И вдруг выясняется, что это всё перестало работать. Как, почему? Этим занимался Лев Гумилёв с его теорией пассионарности. Он на многие вопросы ответил и если был бы сейчас жив, то с удовольствием наблюдал бы новые пассионарные сдвиги, этакие движения тектонических плит. Прежде всего это отразится на политике, а потом, я надеюсь, на культуре. Потому что культура зашла в тупик, причём ещё с 1960-х годов, когда переориентировала свои ценности на ложные. И эти ложные ценности, захватив её, как снежный ком начали перемалывать остатки былых национальных культур, пытаясь создать какую-то новую общечеловеческую культуру.
– А как же ваши друзья – Гребенщиков, Курёхин, Новиков? Они тоже, вы считаете, «зашли в тупик»?
– Вот как раз к этим людям быстро вернулось осознание происходящего. Тимур Новиков в конце жизни понял, что только подлинная классика может спасти искусство. Курёхин полностью отрёкся от постмодернистского бреда и занялся вплотную геополитикой. А Гребенщиков всегда занимался чистым духом... Если серьёзно, я считаю, что рок-н-ролл совместно с кино и телевидением нанесли такой удар по культуре, от которого она уже не оправится. Уничтожено практически всё. Музыка, живопись, архитектура – этого всего больше нет. Есть только пиар-технологии. Это уже не культура, это раковая опухоль на теле некогда великой культуры. И вот сейчас в новых условиях становится ясно, что возрождать нужно не только человеческий дух, но и национальные культуры, язык, традиционный уклад жизни...
– Глобальная культура естественна, она отражает быт: сейчас же в какую страну Европы ни приедешь – там даже модели трамвая одни и те же…
– Вот этого безобразия и не должно быть!
– Культура – это же в какой-то степени отражение жизни повседневной…
– Ничего подобного! Это главная ошибка! Никогда культура не отражала повседневную жизнь. Главной задачей искусства, помимо облагораживания человека, было восхищённое изображение потрясающего, неведомого в своём волшебстве и великолепии мира. И культура как локомотив тащила за собой всё остальное. Она пыталась создать те ориентиры, к которым человечеству нужно было двигаться. Как говорил Ницше? «Культура – это лишь тонкая яблочная кожура над раскалённым хаосом». И когда эту кожуру надорвали, раскалённый хаос хлынул в виде рок-н-ролла, сексуальной революции, вседозволенности и всего остального...
– Давайте поговорим о герое фильма Иване Солоневиче. Его жизнь побросала по миру – сначала он бежал из Советского Союза, об ужасах которого рассказал миру. Потом на его пути лежали Финляндия, Франция, Германия, Южная Америка… Все скитания были вынужденными: так складывалась политическая ситуация в этих странах. Как вы считаете, если бы он был нашим современником, где бы он был теперь?
– Это хороший вопрос. Когда мы были в Аргентине, Уругвае, Германии и встречались со знавшими его людьми, говорили с ними об этом. Все в один голос сказали: «Если бы он дожил до перестройки, то сразу бы вернулся». И это так, потому что его бегство было вынужденным. Он, родившийся в 1891 году, к моменту октябрьской катастрофы был взрослым человеком. У него был уже опыт жизни в царской России, и он имел, как никто другой, возможность сравнивать. Он 17 лет прожил в советской России и всячески пытался избегать каких-то партийных дел, занимался становлением спорта, созданием самбо. Он понимал, что люди, которые остались здесь, ничем не виноваты, что их нужно поддерживать. Но в какой-то момент, так как он был человеком очень талантливым, ярким, заметным, ГПУ стало его вербовать в сексоты, и он понял, что или его сейчас расстреляют, или посадят, или придётся бежать. Его побег был вынужденным: он больше, чем кто-либо, любил и понимал собственную родину. И где бы ни жил, всем сердцем был с Россией. И оказавшись в Париже, встречаясь с лидерами эмиграции, он им пытался объяснить, что нельзя сидеть сложа руки. Что родина захвачена чудовищем и нужно изо всех сил пытаться её освободить. Что не стоит ждать, когда кто-то приедет и извинится перед вами. Что зря они считают, будто увезли Россию в чемоданах, оставив позади грязную Совдепию. Что в России остались люди, простые русские люди, и нужно их спасать. Он понимал, что Россия просто не в состоянии существовать в той парадигме, которую ей навязали.
– Я замечала, что наша критика своей страны – «для внутреннего пользования». Я могу сколько угодно ругать то, как мы живём в России, но когда то же самое про мою страну скажет иностранец – мне будет неприятно. Как вы думаете, стал бы Солоневич писать свои труды, знай он, что они будут использованы врагами его страны?
– Солоневич был мудрым человеком. Его судьба занесла перед войной в Германию, где его хотели использовать на пропагандистском поприще, потому что к этому моменту его книга «Россия в концлагере» была широко известна. Она произвела эффект разорвавшейся бомбы: Солоневич первым рассказал миру, что из себя представляет лютая Совдепия. Потому что был железный занавес и информация просачивалась фрагментарно. В итоге книгу даже издали на немецком языке, без согласия Солоневича. И Гиммлер предложил ему возглавить пропагандистскую машину: вот вам в руки все инструменты, боритесь с советской властью. Но как только Солоневич понял, что из себя представляет сама Германия… Ведь попал он, казалось бы, в развивающуюся страну, антикоммунистическую, и лицо фашизма только начинало проявляться… Но он достаточно быстро разобрался во всём. И даже написал меморандум на имя Гитлера, в котором объяснил, что с Россией нельзя воевать. Это будет война не с Советским Союзом, не с партийной верхушкой, а война с Россией! И разгром Германии неизбежен. Но его не только не послушали, но и арестовали и сослали.
– Такая опасность стоит перед каждым деятелем искусства, которое считается политически актуальным. Потому что произведение может быть истолковано так, как автор и не предполагал.
– Как-то прецедентов в настоящем искусстве, честно говоря, не наблюдалось. Да, Франсиско Гойю обвиняли в антиклерикализме, хотя он на самом деле искренне критиковал церковь, пытаясь её поправить, «вылечить». Нужно очень чётко понимать, что одно дело – когда ты глумишься над чем-то, и совсем другое – когда болеешь и пытаешься помочь. Настоящий друг, настоящий отец, мать, сын не будут глумиться над своим близким человеком. И не будут его высмеивать. Они будут пытаться его поправить. И в этом в том числе была цель искусства. А сейчас искусство как бы охаивает действительность. Оно является юмористическим взглядом на неё: «Вот, смотрите, какие вы идиоты. Это вы такой мир построили, а мы теперь над ним смеёмся». Искусство – это врач. Это большой, мудрый учитель. И нужно с этих позиций на всё смотреть. Нельзя просто критиковать. Если ты что-то критикуешь, в этом должна быть твоя боль. И Солоневич только с болью критиковал свою страну и бился до крови с Совдепией, которая изуродовала лицо России.
– Я слышала, что вы собираетесь снять игровую версию.
– Не версию. Игровая картина – это изначальная идея. Но прежде чем снимать такую сложную историческую картину, надо рассказать, кто же он, Иван Солоневич, ведь имя его долгие годы было под строжайшим запретом и только сейчас общество начинает о нём узнавать. И просто несерьёзно, что в важнейший исторический момент в пантеоне личностей, на которых должна ориентироваться страна, нет такой мощной фигуры, как русский мыслитель Иван Солоневич. У мудрости Солоневича есть советский опыт, и он, возможно, единственный, пройдя через всё, нашёл и предложил выходы. Нашёл ориентиры и способы, как нам выбраться из духовного и политического тупика. Цель наших усилий – вернуть обществу столь яркую и актуальную фигуру. Нельзя сказать, что Солоневич – это панацея и он знает все рецепты. Но те пророчества, которые он произнёс, и те выводы, к которым он пришёл, более чем актуальны. Не надо ждать, пока нынешняя геополитическая ситуация разрешится, стабилизируется и для России наступит новое время. Многое зависит от нас самих. Чтобы иметь будущее, нужно как минимум прямо сейчас оторвать наших детей от айфонов, фастфуда, компьютерных игр, ядовитых газировок и объяснить им, что жизнь сложна, прекрасна и драматична. В конечном итоге ответственность за наш дом, наших детей, нашу страну лежит на нас самих...
 
Рок-н-ролл совместно с кино и телевидением нанесли такой удар по культуре, от которого она уже не оправится. Уничтожено практически всё. Музыка, живопись, архитектура – этого всего больше нет. Есть только пиар-технологии. Это уже не культура, это раковая опухоль на теле некогда великой культуры. И вот сейчас в новых условиях становится ясно, что возрождать нужно не только человеческий дух, но и национальные культуры, язык, традиционный уклад жизни...
https://nvspb.ru/


Рецензии