Александр Проханов. Идеология как откровение. Комм

В России объявлен сезон охоты. Охоты на идеологию. Либералы и патриоты, "кремлёвские мудрецы" и "яйцеголовые" интеллектуалы спустили борзых и гончих и ринулись в "отъезжие поля с охотою своей", полагая найти в полях желанного зверя, затравить и вернуться с добычей. "И страждут озими от бешеной забавы, и будит лай собак уснувшие дубравы". Дубравы нашей сонной историософской мысли.

Идеологию нельзя придумать в угоду заказчику. Она не рождается за круглыми столами. Её не провозгласит красноречивый вития. Идеология государства обнаружит себя на полях сражений, в непочатых народных трудах, в великих поражениях и светоносных победах. Не поверим тем, кто утверждает, будто у сегодняшней России нет идеологии. Если есть государство, значит, есть идеология. Ибо государство без идеологии невозможно. Идеология — здесь, в нас, вокруг нас. Надо приглядеться, прислушаться. Перечитать скрижали русской философии, романы и поэмы "золотого" и "серебряного" веков. Прошагать с Бессмертным полком. Промчаться по Крымскому мосту через керченскую лазурь. Увидеть, как в Северодвинске спускают на воду тысячетонный "Борей". Схватиться в яростном споре с врагами Государства Российского.
И тебе откроется идеология "континента Россия".

История русского государства — это история сменяющих одна другую империй. Симфония пространств, народов, языков, культур, верований — это и есть империя, есть Россия. Русская история — таинственная синусо-ида, по которой движутся царства. Зарождаются, достигают цветения, опрокидываются в чёрную дыру, как в гроб, чтобы снова воскреснуть.

Киево-Новгородская Русь — Первая империя. Московское царство — Вторая империя. Романовская Россия — Третья империя. Сталинский Со-ветский Союз — Четвёртая империя. Мы пребываем в Пятой империи в период её становления.

Россия повторяет земной путь Христа с праздничным въездом в Иерусалим, крестным страданием, Голгофой, схождением во гроб и чудесным Воскресением. История России пасхальная.

В многоязыкой империи народы образуют симфонический имперский народ. Народ народов. В нём составляющие его народы обретают цветение, творят мировую историю, совершают всемирно-исторические деяния, непосильные отдельному народу. Увеличиваются под имперской линзой, становятся видны остальному миру. Имперский сгусток обладает колоссальным запасом исторической энергии, наделяет этой энергией все составляющие сгусток народы.

В государстве, достигшем симфонизма, каждый народ, даже самый малый, даже тот, что состоит из двух или трёх человек, — драгоценен. Является государствообразующим, поддерживает каждый на своём месте свод государства. Народ — это столп, подпирающий небо империи. Исчезает народ — рушится столп, падает свод государства. Есть империя — есть Россия. Империя распадается — исчезает Россия, исчезает Народ народов, а вместе с ним сиротеют все его составляющие. Существование единого симфонического народа есть незыблемое условие существования России. Этот симфонический народ сберегается при переходе одной империи в другую. Он неизменен при всех изменениях внешних имперских форм. Отдельные народы могут уходить из империи, вновь возвращаться. При этом имперский народ остаётся незыблем. Важнейший идеологический постулат Государства Российского — "Один Народ".

Народ, двигаясь в историческом времени, из империи в империю, из одной государственной формы в другую, сберегает глубинный идеал, Мечту об идеальном бытии, идеальном царстве, где исчезают несправедливость, дисгармония, человеческое несовершенство. Об этой Мечте говорили сказочники и волхвы, православные мистики, русские космисты, вся вели-кая русская литература, большевистские теоретики. Разным языком, созвучным эпохе, провозглашалась эта Мечта. Сберегать её, нести как путеводную звезду — было судьбой народа, и народ переносил эту Мечту через все "чёрные дыры" истории, и эта Мечта была воскрешающей силой, сотворяла из праха новое государство. Продлевала русский путь, чтобы "свеча не погасла". Мечта сращивала исторические разрывы, сберегала единый световод русской истории. В этом световоде драгоценен любой его фрагмент. Попробуй исключить этот фрагмент, сочти его ненужным, безобразным, безбожным, вырежи его из световода, и распадётся связь русских времён, сольётся в никуда историческая энергия, исчезнет пасхальное чудо.

Судьба — проносить свою мечту через все невзгоды, судьба — принимать историю всю целиком, с её победами и поражениями, плахами и космическим взлётом. Всё это наше, неотъемлемо для всех и во все века. Таков второй идеологический постулат государства — "Одна Судьба".

Мечта недостижима. Возможно лишь вечное к ней приближение. Приближение к идеальному бытию, к Царствию Небесному. Мечта — это Победа. Царствие Небесное — это Победа. Недаром на Распятии, попи-рающем ад, греческими буквами выведено слово "Победа". Христос — Победитель. Свершилось очищение от земных грехов, одоление тьмы. Мир стал прозрачен для света. Человек стал прозрачен для света. Случилась Победа побед. Венец всех побед, одержанных народом в его стремлении к Мечте. Наступило Царствие Небесное. Конец истории, конец времён.

Эта высшая Победа, Победа побед, складывается из бесчисленных одолений, из побед, одержанных народом на пути к Мечте. Это военные победы, самые малые, уже забытые. И великие победы на священных полях России. Ледовая сеча. Куликовская битва. Бородино. Сталинград. Прохоровское поле. Но и не только военные победы. Победы духовные. Несравненная русская иконопись. Несравненная русская архитектура — северная деревянная готика. Это "золотой" и "серебряный" века русской литературы. Это труды, которых не знал мир. Освоение льдов и пустынь, строительство великой цивилизации: заводов, городов, космодромов, научных центров. Это создание "ядерного щита", вакцины "Спутник". Это победы, которые одерживает отдельный человек, одолевая в себе зверя, запечатывая тьму, открывая дорогу к свету, побеждая в "невидимой брани". Преподобный Сергий Радонежский, Лев Толстой, Доктор Лиза, все они — победители.

Все победы вливаются в Победу побед, становятся одной лучезарной Победой. Третий постулат русской идеологии — "Одна Победа".
Так возникает сакральная триада русской идеологии. "Один Народ, одна Судьба, одна Победа".

Идеологию Государства Российского в его современном исполнении невозможно выразить без понятия "Русские коды". "Русские коды" — это навыки, уменья, духовные приёмы, определяющие неповторимость русского человека. Эти коды позволяют народу не изменить своей Мечте, превозмогать напасти и бездны в заповедном стремлении к божественному идеалу. Годовые кольца в стволе дерева показывают, как взрастало дерево, одолевая засухи, пожары, затопления. Русские коды помогают понять, как взрастало древо русской государственности, древо Русской Мечты. Этих кодов множество, очевидных и потаённых. Мудрый правитель, опираясь на эти коды, запуская их, может направить народ на великие свершения, на великие стояния. Если же кодами овладеет враг, он может погасить, подавить народ, остановить и разорвать русское время. Знание этих кодов есть сокровенное знание, путь к управлению русской историей.

Мы называем обретение Русской Мечты Победой. Стремление к мистической Победе, влечение к Мечте, поиск "обетованной земли", где Победа одержана, есть "Код Взыскания". Тот таинственный зов, побуждающий русского человека искать райскую обитель в Беловодье, уходить "за три моря", в полярные льды, в космические выси. Этот зов погружает "очарованного странника" не только в бесконечность пространств, но и в бесконечность души. В ней он отыскивает райское, Божье, ищет его в человеке, в птице, цветке, в снегопаде, в вешних водах. "Благоговение перед жизнью" определяется в русском человеке "Кодом Взыскания".

"Код Труда Священного" делает русского человека самым трудолюбивым человеком земли. Труд — священный. Большевики, атеисты, замыслив Царство Божье на земле, обожествили труд. Он занял место Бога. "Владыкой мира станет труд". Трудами, великими, надрывными, слёз-ными, создавалось это земное советское царство. Труды возводили плотины и заводы, прокладывали дороги, распахивали пустоши. Русским судьба вручила огромный континент, и русские непомерными трудами очеловечивают, одухотворяют эти топи, льды и пески. Господь изгнал со-грешивших людей из рая, повелев им трудиться в поте лица своего, чтобы искупить грех. Труд — это Божья воля, Божье наказание, но и ключ к спасению, к возвращению в небесный чертог. Великий памятник Мухиной "Рабочий и Колхозница" — это Адам и Ева, завершившие земные труды. Они показывают Господу орудия своего труда — молот и серп, и возвращаются в рай. "Труды праведные" — так говорит народ о своих земных трудах.

Но труды преображают не только землю, но и душу. "Царствие Небесное усилиями берётся", то есть трудами. Великие труды совершает человек, добиваясь духовного совершенства. Об этих духовных трудах повествует русская литература.

Создание Государства Российского, возведение его среди внешней тьмы и тьмы внутренней, одоление этой тьмы и построение могучего, праведного государства — есть плод великих трудов многонационального народа России, Народа народов. "Труд Священный" — важнейший код, приближающий русского человека к Победе.

"Код Воскрешения" объясняет череду русских империй, где каждая воскресает после смерти предшествующей. Смерти, после которой раз-верзается "чёрная дыра" русской истории, и в этой дыре исчезает государство, народ, историческое время. Кажется, что во веки не быть Го-сударству Российскому. Но из "чёрной дыры" возникает новое государство в блеске военных побед и духовных свершений. Пасхальное воскрешение после схождения во гроб. Россия каждый раз выходит из огней и пожаров в новом обличии, оставаясь верной своему историче-скому предначертанию. Так в сказке Иван Царевич ныряет из котла в котёл, вылетает из кипятка в новом кафтане, краше прежнего.
Используя "Код Воскрешения", Сталин извлёк Россию из кровавого месива Гражданской войны и создал могучее "красное государство". Это государство закрасило в красный цвет половину мира и часть космического пространства. Этот же код побудил народ в кратчайшие сроки восстановить истреблённое войной народное хозяйство. Этот же код украсил русскую землю монастырями и храмами на фундаментах пору-ганных и разорённых. Этот же код возводит сегодняшнее Государство Российское, Пятую Империю, среди бурь современного мира.

"Код Русского Чуда". Русский человек верит в чудо, знает, что оно случится. Когда, кажется, нет больше сил, чтобы бороться, когда опускаются руки, когда враг одолевает, когда смерть неизбежна, — тогда случается Чудо. Тьма отступает, силы прибывают, смерть минует, и продолжаются непрерывные труды. "Русское авось" — это глубинное верование русского человека в чудо. Русскую историю не понять без категории Чуда. Необъяснимы возрождения павших русских империй, ка-нувших в "чёрные дыры". Возникновение новой империи необъяснимо поведением вождей, разумением элит, новыми экономическими укладами. Всё это присутствует, и всего этого мало. Есть что-то ещё — чудесное, не оставляющее народ в годины великих напастей. Вся русская история наполнена чудесами. Сколько раз на поле брани являлась Богородица и отводила нашествия. Сколько раз убитые и погребённые появлялись в здравии на пороге родного дома. "Чудо под Москвой" в сорок первом: когда у русских не осталось войск, Москва стояла беззащитной, и немецкие мотоциклисты разъезжали в Химках, случилось Чудо, и немцы без видимой причины побежали, оставляя на подмосковных дорогах заглохшие танки и броневики. Оттого парад сорок первого года невоз-можно смотреть без слёз. Солдаты, пройдя по брусчатке, уходят в бой и оттуда — в небо. Русская история божественна и чудесна. Русская Мечта угодна Творцу. Когда у народа не хватает сил, и он начинает клониться, его подхватывает чудесная сила и ведёт дальше к Священной Победе.

"Код Общего дела". Сотворение совершенного государства невозможно в одиночку, а только сообща. Государство, которое дорого всем, создаётся всеми. Солидарное общество, в котором справедливо учтены интересы всех групп, сословий, вероисповеданий, возрастов, профессий, — такое солидарное общество воплощается в солидарном государстве. Оно — результат Общего дела. Артель, батальон, община, собор — всё это формы солидарности, они позволяют совершать невозможное. "Общим делом" выигрывается война. Сибирь осваивается сообща. В Космос летим сообща, и пусть в кабине корабля один космонавт, но ученики малочисленной сельской школы со старенькой учительницей участвуют в этом полёте. Советский Союз создавался проектами, и каждый — Ликвидация неграмотности, Индустриализация, Великая Отечественная, Создание ядерного оружия — примеры "Общего дела". Недостижимое становится достижимым. Сегодняшняя Россия, Пятая империя, обнаружила свою общность, свою исконную солидарность в дни возвращения Крыма. Тогда президент и крохотный фермер ощутили свою общность, соединились вокруг Херсонеса, откуда повелось Государство Российское, где ослепительно воссияла Русская Мечта.

"Код Оборонного сознания" поднимает русский народ на защиту своего государства, божественного идеала, что таится в Государстве Российском с момента его сотворения, идеала Херсонеса, Русской Мечты, во имя которой и было сотворено государство. На этот идеал, волна за волной, идут нашествия. Тьма нападает на свет. Демоны сражаются с ангелами. Все войны, что вела Россия, заслоняли Русскую Мечту. Враг зарится на русские земли, на русские сокровища, но пуще всего желает затоптать Русскую Мечту. Разрушить Храм на Холме, что является для врага невыносимой укоризной. Россия, обращаясь к заносчивой Европе, говорит: "Ты, Европа, живёшь не по правде. Такая, какая ты есть, ты неугодна Богу". Чтобы не слышать укоризны, Европа насылает нашествия. То Стефана Батория, то Наполеона, то Гитлера. Оборонное сознание делает русских народом-воином, народом-Пересветом.

Но тьма приходит не только извне, но из глубин бытия. Тьма присутствует в каждой душе, плодит грехи и искушения, мешает стать государству пра-ведным. С этой тьмой сражаются праведники, русские святые. Если у народа есть святые и полководцы, значит, у народа есть государство. К концу двадцатого века, после крушения "красного царства", у русских не было государства. Но были живы два праведника — старцы Иван Крестьянкин и Николай Гурьянов. Возникли полководцы Владимир Шаманов и Геннадий Трошев — и появилось государство. Началось сотворение Пятой Империи.

Код "Россия — душа мира" — это русская всемирность, о которой говорил Достоевский в "Пушкинской речи". Этот код позволяет создавать небывалые по сложности и красоте империи. Сотни народов, языков, культур складываются в чудесный букет цветов, растущих на клумбах Русского рая. Храм Василия Блаженного — это образ Небесной империи, русского рая, где обитают народы. Россия открыта миру, любит мир, делится с миром своим добром. Спасает мир в годину тьмы, даёт приют мировым святыням, когда те попираются в их исконных землях. Аркаим, что на Южном Урале, — чаша, из которой излились предтечи индусов, иранцев, европейских народов. Пуповина, соединяющая эти народы с их российской прародиной, жива, по-прежнему питает великие цивилизации мира.

Сакральная триада русской государственной идеологии содержит три постулата. "Один Народ. Одна Судьба. Одна Победа". К каждому из постулатов восходят коды, побуждающие народ к государственному строительству. "Один Народ" создаётся кодами "Россия — душа мира", "Общее дело", "Труд священный". Постулат "Одна Судьба" взращивается кодами "Взыскание", "Воскрешение", "Русское чудо". Постулат "Одна Победа" соединяет все упомянутые коды и код "Оборонного сознания".

Каким же выглядит совершенное для данной эпохи государство, имеющее идеалом Царствие Небесное? Это многонациональное имперское государство, в котором все народы составляют симфоническое целое, — Народ народов. Это государство, пребывающее в общем потоке русской судьбы, несущее в себе исторические энергии и смыслы прежних эпох и судеб, всех без исключения. Судьба судеб.

Это государство содержит в себе элемент, способствующий постоянному улучшению, постоянному очищению, удалению из своей природы несовершенных форм, усилению духовной составляющей. Этим духовным чистилищем служат церковь, культура, семья и школа. Всё это направляет государство к идеалу, к Русской Мечте, к Победе Побед.
Государство Российское является продуктом неповторимой русской цивилизации, способной защитить свою неповторимость.

Цифровой характер эпохи, "искусственный интеллект" будут способствовать гармонизации всех элементов государства, избавят управление от ошибок, вносящих в государственную и общественную жизнь дисгармонию.

Конкретные формы управления, экономики, иных институтов будут подсказаны обстоятельствами, в которых созидается государство. Пятая империя русских.





Комментарий.
 

                1.

   «Реформа Петра была фактом настолько определяющим всю дальнейшую историю России, что по оценке её разделились наши направления XIX века. Славянофилы видели в деле Петра измену исконным национальным русским основам… Западники никакого своеобразия в русской истории не видели, считая Россию лишь страной отсталой в просвещении и цивилизации…» - пишет в своей книге «Истоки и смысл русского коммунизма» Николай Бердяев. Далее он пытается объяснить в чём именно оказались «неправы» и те и другие, делая следующий вывод: «реформа Петра была неизбежна, но он совершил её путём страшного насилия над народной душой и народными верованиями…»*. В общем, «по-большевистски».
  Стоит добавить, что церковный раскол поставивший после казни сожжением на костре «первого еретика» - протопопа Аввакума старообрядцев «вне закона», способствовал дальнейшему проникновению в Россию «всякого рода идей »: «Начало XIX века – пишет Бердяев – стало эпохой разрыхления (!) русской души… Масонство было очень распространено при Александре I и играло большую воспитательную (!) роль. И тогда начала образовываться русская всечеловечность…» ** Но, как мы знаем из отечественной истории «всечеловечность» просуществовала недолго и ей на смену пришло совсем другое «мироощущение», которое можно охарактеризовать словами Ивана Карамазова: «если Бога нет, то всё дозволено.», а также другого литературного героя с топором: «тварь ли я дрожащая или право имею?».  Ну что мог противопоставить сему соблазну монашек Алёша? – Ведь, в конце то концов, он не блаженный «идиот» вроде князя Мышкина…
…А внук раввинов Карл Маркс, «который вообще не любил России и русских» *** впоследствии очень сильно удивлялся, что его «Капитал» с таким интересом читают эти немытые «варвары»…

                2.

   Казалось бы, что нам сейчас разгребать эти «дела давно минувших лет, преданья старины глубокой»?  - Однако ж, глядя «с высоты птичьего полёта» на результаты «демократического выбора» России стоит поразмышлять о том, «что день грядущий нам готовит», потому как современные «хомяковы – леонтьевы», равно как и «чаадаевы – герцены» не те уже, не те…
   Начнём со «славянофилов», а именно с уважаемого автора вышеприведённого манифеста о «русских кодах» Александра Проханова. Хотелось бы знать как, например, можно увязать с его неизменной тягой к соборности следующее высказывание относительно объединения трёх партий: «Справедливая Россия», «За правду!» и «Патриоты России». – «В квартиру Миронова вселяют подселенцев. Я не знаю кому он отведёт гостинную, зал, рабочий кабинет.». **** Наверное подобное слияние левопатриотических сил по его мнению вовсе не способствует реализации «русской Мечты» и формированию «совершенного для данной эпохи государства, имеющего идеалом Царство Небесное». Странно однако при этом наблюдать как из номера в номер газета «Завтра» публикует материалы связанные с деятельностью и планами тех самых «подселенцев» и хозяина «квартиры». Что ж, нам остаётся только развести руками: таковы особенности сегодняшней политической жизни.
   Другой «славянофил», писатель и главный командир партии «За правду!» Захар Прилепин несколько лет назад в небольшом эссе с названием «Чудесно без чудес», изрёк: «Совершенно неважно, что предки Проханова были молоканами, а сам он сплошь и рядом высказывает взгляды, которые могут вступать в некоторое противоречие с православием, — всё равно Александр Андреевич совершенно очевидно относится к числу людей, истинно верующих всем своим существом, на уровне уже физиологическом.
   Не имеет никакого значения, что последние книги Лимонова — «Ереси» и «Иллюминации» — в иные времена могли бы привести его ровно на тот костёр, где сжигали еретиков. Его уверенность, что Бог создал людей для своих эгоистических целей, и поэтому Бога нужно найти и убить, нисколько не вступает в противоречие с неизбывной, тайной и яростной религиозностью этого человека.
Чудеса, быть может, являются людям именно такого типа.
…Бог есть, я это знаю точно, но знание моё лишено хоть какого бы то ни было трепета и чувства причастности к чему-то, что неведомо и огромно.».
  Может быть за то время, что прошло с момента публикации этих строк в жизни Прилепина был задействован наиболее активно какой-нибудь из «кодов», ну, к примеру, «Код Русского Чуда» и ему стало чудесно от чудес? Или – «Код Труда Священного», что побуждает нас «преображать не только землю, но и душу»? Во всяком случае среди его соратников по партии есть православные, - тот же Сергей Михеев, да и Иван Охлобыстин как известно не без Божьей искорки внутри, хоть и снимался в сериале «Интерны».
  Вполне очевидно, что «нацбол» Захар способен находить компромиссы, если это не нарушает его личных принципов: «Я не высказывался против установки памятника Колчаку… не разделяя его выбора в 1918 году и… некоторых методов не отличающихся гуманизмом…
…В России существует «Ельцин-центр», с которым, так или иначе мирится значительная часть общества…
  Кажется мы вправе спросить: отчего виновниками якобы начинающейся гражданской войны должна считать себя только одна сторона?...
Больше демократии, друзья мои!» *****
  Так что же, «друзья», наследники либеральных традиций завещанных потомкам Радищевым, Чаадаевым, Герценом и другими борцами с царизмом? 
Процитируем строчки из стихотворения «католического монаха» Владимира Печерина (не путать с героем повести М. Лермонтова) эмигрировавшего однажды «в Европы»:
                «Как сладостно отчизну ненавидеть
                И жадно ждать её уничтоженья».

                3.

  «Цифровой характер эпохи, «искусственный интеллект» будет способствовать гармонизации всех элементов государства…
Конкретные формы управления экономики, иных институтов будут подсказаны обстоятельствами, в которых созидается государство. Пятая империя русских.». Хорошо, допустим, созидается. А как быть с «империями нерусских»? И у них, наверное, тоже есть свои «коды осознания». Англосаксонские, например. Сюда же стоит добавить всевозможные «национальные интересы», т. е. геополитический фактор. Ведь в том и проблема, что так наз. «внешняя история» и «политика» есть производная от Внутренней, т. е. Сакральной Истории. Сейчас в связи с известными событиями в США у всех на слуху термин «глубинное государство», но ошибочно думать, что он является синонимом словосочетания «демократическая партия». Это лишь инструмент для манипуляций общественным сознанием и формирования очередных «законов». Вся эта история войн «глубинных государств» друг с другом уходит корнями в такую древность, что сразу волосы на голове начинают шевелиться. Новые IT технологии лишь часть определённого плана, как, собственно, и тайна внезапного появления Covid-19 вызвавшего мировую пандемию. Сможем ли мы с помощью наших прекрасных «русских кодов» заставить Twitter, Facebook  и прочих «иноагентов» наконец отвечать «по факту»? И кому в действительности на сегодняшний день принадлежит соц. сеть ВКонтакте или тот же Сбер? Теперь – на выходе имеем хакерские атаки на гос. серверы с временной их блокировкой, а также репетицию спектакля под названием «Оранжевое небо, оранжевое солнце». Как известно, кто платит тот и заказывает музыку и она, увы, с годами не меняется. Все эти "сильные мира" - почтенные семейства Ротшильдов, Рокфеллеров, Виндзоров и прочие «соросы», наверное, по-прежнему считают Россию своей колонией, а живущих в ней людей «нищебродами» подвешенными на крючок Мировой Сети, финансовых и транснациональных корпораций.
  Да, мы выиграли Вторую мировую. Да, мы пытаемся спасти молодёжь, поднять экономику, бороться с коррупцией и т. д.
 Но, если враг внутри, что делать с ним?...

…Наша Сакральная История ещё не закончена.
…А потому, всё возможно.
…Идеология Откровения. –
«Не в силе Бог, а в Правде.».





* см. Н. Бердяев. «Истоки и смысл русского коммунизма». М."Наука",1990., стр. 11
** там же., стр. 20
*** там же., стр. 28
**** АиФ, №9, 2021
***** «Завтра», № 7, 2021


Рецензии
Очень понравились Ваши мысли и рассуждения, Герман. Так хочется, чтобы подхватила чудесная сила и привела к Священной Победе. Ещё не вечер...

Галина Марчукова   01.05.2022 17:00     Заявить о нарушении