Школа на всю жизнь

     Памяти Анны Петровны Зинченко

         Анна Петровна Голоюда появилась на свет в апреле 1933 года, в селе Богатырка Уссурийской области, где жили тогда её родители – Пётр Потапович Голоюда и Анастасия Онуфриевна Голоюда (в девичестве Дидук). Семьи отца и матери приехали сюда в 1907 году, в год основания переселенческой деревни Богатырка. Родители с детства занимались крестьянским трудом. Грамотность отца послужила одной из причин, по которой он был избран односельчанами в Богатырский сельский Совет, стал его председателем, затем секретарём. После окончания в 1934 году счётно-бухгалтерских курсов, он был направлен на должность счетовода в Корсаковскую МТС. Мать была колхозницей. Богатырский колхоз «Просвещенец» входил в зону обслуживания МТС. В 1939 году, когда у родителей было уже трое детей, семья перебралась на жительство в Корсаковку, где отец работал главным бухгалтером.

В семье любили чтение. Отец понемногу собрал небольшую домашнюю библиотечку, которая уместилась на нескольких полках этажерки. Подрастающие дети вносили свою лепту в пополнение библиотечки, книги которой многократно перечитывались. Чтение содействовало грамотности детей.

С детства Аня Голоюда находилась в кругу детей. В семье она была старшей дочерью. Когда маленькой Ане исполнилось два года, у неё появилась младшая сестрёнка Катя. В неполные шесть лет Аня стала помогать матери растить ещё одну сестрёнку – Валю. А ещё через два года, когда Аня уже окончила первый класс Корсаковской начальной школы, у неё появилась сестрёнка Женя. Когда у четырёх сестёр появился, в первый послевоенный год, братик Лёня, Аня уже закончила шестой класс семилетней школы.

И в школе и дома Аня находилась среди детей. Если в школе она была, весте с другими ребятишками, объектом школьного обучения и воспитания, то дома, в окружении младших сестёр и брата, ей и самой приходилось, как старшей девочке, помогать матери в их воспитании. Возможно, это как-то повлияло на выбор Аней жизненного пути, пути школьного учителя.

В 14 лет, после окончания семилетней школы, Аня поступила в 1-й «а» класс Ворошиловского педагогического училища. Это была осень 1947 года. В 1948 году перешла во 2-й класс (курс) педучилища. Здесь она стала комсомолкой и состояла впоследствии в рядах ВЛКСМ до 1960 года.  Ворошиловское педучилище она окончила в 1949 году, шестнадцатилетней девчонкой. Педучилище стало как бы продолжением школы, и предметы здесь изучались большей частью привычные для школьницы Ани. Русский язык письменный и устный, литература, математика (арифметика, алгебра, геометрия), история СССР, география, естествознание (химия, анатомия), физика. Добавились и специальные предметы – чистописание с методикой, рисование с методикой, пение с методикой, физвоспитание, музыка, психология, практические работы в мастерских и по сельскому хозяйству.

В 1949 году, после окончания двух классов (курсов) Ворошиловского педучилища, Анну перевели на третий курс Владивостокского педучилища, где она училась два года, 5-8 семестры. Здесь к учебным дисциплинам добавились химия и минералогия, основы дарвинизма, общее землеведение, география зарубежных стран, новая история, конституция СССР, психология, логика, школьная гигиена, история ВКП(б), педагогическая практика, выразительное чтение. В Дипломе, полученном 01.07.1951 года, значилось, что Голоюда Анна Петровна окончила Владивостокское педагогическое училище по специальности «Учитель начальной школы», и ей присвоена квалификация учителя начальной школы.

К учителям младших классов начальной школы предъявлялись особые требования. Учитывая, что именно в начальных классах у детей воспитывается широкий интерес к многообразию окружающего мира, культурная основа для глубокого изучения основных школьных предметов, да и для жизни в целом. От студенческих лет у Анны Петровны остались рабочие альбомы «по рисованию», в которых были представлены цветными квадратиками десятки различных оттенков цветов, выполненных масляными красками и акварелью на занятиях по рисованию. Сохранились нотные издания, рукописные «песенники», книги – антологии мировой детской литературы, которыми, естественно, охотно пользовались младшие в семье дети. Сёстры и брат Анны Петровны в конце сороковых и в пятидесятых годах учились в школах – Корсаковской начальной, Кроуновской семилетней, в старших классах Борисовской средней школы.
В августе 1951 года Анна была принята на работу педагогом начальных классов в Борисовскую среднюю школу Ворошиловского района. Однако в декабре того же года приказом РОНО её перевели в Кроуновскую семилетнюю школу, преподавать историю и Конституцию СССР. В 1952 году Анна прошла во Владивостоке курсы по усовершенствованию учителей Конституции СССР, после чего несколько лет преподавала школьникам в Кроуновке этот предмет.

Директором семилетки был в то время Иван Иванович Гриднев, он возглавлял коллектив молодых учителей. Опекал их в школьной работе, привлекал к участию в общественной деятельности – чтению докладов и лекций, в художественной самодеятельности. Анна, вместе с подругами, участвовала в певческих коллективах – в вокальной группе и в хоре. Жила она в небольшом домике, с двумя другими учительницами. Жили молодые учительницы очень скромно в бытовом плане, но не слишком сильно огорчались. И даже патефон имели, с несколькими десятками пластинок. Девушки-учительницы, с которыми рядом она начинала свою трудовую биографию, остались подругами на всю жизнь и после того, как жизнь разбросала их по разным уголкам страны.
 
Кроуновку отдаляло от Корсаковки всего лишь 4 километра, и Анна могла теперь чаше бывать у родителей. А в 1955 году Анна стала женой кроуновского механизатора Ивана Андреевича Зинченко (16.08.1931-25.09.1990) и взяла его фамилию. Приказом РОНО в 1956 году Анну Петровну Зинченко перевели в Корсаковскую начальную школу № 10 Ворошиловского района, для работы по специальности – учительницей начальных классов.

Один любопытный факт. В Трудовой книжке Анны Петровны, между служебными записями от 1956 и от 1986 годов, есть две записи, не совсем обычные среди сведений о перемещении по службе владельца книжки. Это запись от 20 декабря 1957 года о переименовании Ворошиловского района в Славянский, решением Приморского крайисполкома, и запись от 23  декабря 1962 года, о переименовании Славянского района в Уссурийский, по Указу Президиума Верховного Совета РСФСР, в связи с изменением административно-территориального деления Приморского края.
После записи в Трудовой книжке 1956 года о переводе Анны Петровны в Корсаковскую начальную школу учительницей начальных классов, следующая служебная запись сделана в 1986 году, об уходе на пенсию. 30 лет длился её непрерывный стаж учительницы младших классов в Корсаковской школе. За эти годы начальная четырёхклассная школа № 10 сменилась новой восьмилетней школой, в здании по улице Школьной (1962), а затем стала десятилетней (1967) и переехала в 1977 году в новое трёхэтажное здание по улице Ленина (1977).

Менялась школьная обстановка, менялись обстоятельства учебного процесса, но неизменной оставалась сущность учительской профессии. Профессии, которая стала для Анны Петровны жизненной потребностью в эти годы. В 1965 году в районной газете, в рубрике «О людях хороших», был опубликован очерк под названием «Обыкновенная профессия». Журналист В.Измайлов рассказывает в нём о трудовых буднях сельской учительницы начальных классов, Анны Петровны Зинченко.

«Шелестят тетради, старательно поскрипывают перья, головы мальчишек и девчонок склонились над партами: четвёртый класс решает задачи и примеры. А второклашки, что занимаются в этой же классной комнате, по очереди бойко читают «Родную речь». Между рядами, часто останавливаясь, ходит невысокая, худощавая женщина. Она склоняется к ребячьим тетрадкам, помогает разобраться. Спокойно и внимательно слушает чтение и пересказ младших.

Незаметно переводит учительница ребят от пересказа к обсуждению, заставляет их задуматься, маленькими кирпичиками выкладывая в их душах твёрдые понятия истины. И малыши внимательно слушают её и, подперев ладонями головы, думают. Их руки тянутся вверх – каждый хочет что-то сказать о себе, о прочитанном, о своих товарищах.

Постепенно тема разговора выходит из стен школы, на новостройки родной Корсаковки. Малыши рассказывают о том, какая она сейчас, и что будет строиться в селе. Загоревшиеся мечтательным огоньком глаза видят его преображённым, разросшимся, с зелёными широкими улицами. И вот уже фантазия водит перьями второклассников по чистым листам тетрадок: они пишут о родной деревне, о её сегодняшнем и завтрашнем дне. А учительница уже занялась четвёртым классом, оканчивающим решение задач и примеров. Вместе с ними она решает, анализирует, задаёт им вопросы, проверяя смекалку ребят.

Весёлая трель звонка врывается в рабочую тишину. И уже по-командирски звучат слова учителя: «Закрыть учебники. Урок окончен». Ребята гурьбой выходят из класса, безудержно рассыпаются по коридору, бегут на улицу. Неторопливо собрав учебники и тетрадки, учительница идёт в учительскую…

Анна Петровна часто вспоминает о том, как после окончания Владивостокского педучилища в 1951 году она начинала свою учительскую биографию. Особенно ей вспоминается первый день в Кроуновской школе. Класс встретил её, восемнадцатилетнюю учительницу, настороженно. Оробела поначалу, глаз не могла поднять. Навсегда запомнился ей этот урок истории, хотя он и окончился благополучно. А после Анна Петровна начала с первого класса в Корсаковской школе.
 
Те первоклассники уже достигли десятой ступеньки школы. И всё-таки нынешние её питомцы как-то сильнее трогают душу, чем те, первые. Нет уже сейчас той напускной строгости, той сухости, что была в первые годы работы в школе. По-настоящему полюбила Анна Петровна Зинченко своих учеников.

Почти всё время, даже почти весь свой досуг она отдаёт детям. Занимается с ними в группе продлённого дня, часто ходит с ребятами на экскурсии по селу и его окрестностям. После таких прогулок дети пишут рассказы об увиденном. Как старший товарищ, во многом помогает Анна Петровна старшей пионервожатой. Вместе с нею проводит и организует пионерские сборы и утренники. А вечерами, порой допоздна, приходится сидеть над школьными тетрадками. Да и по дому управиться надо: сготовить, прибрать да за сыном с дочуркой присмотреть.

Вот так изо дня в день. В воскресенье – небольшая разрядка от недельного напряжения, а в понедельник снова работа. Но никогда Анна Петровна не чувствует усталости. Когда ребячьи дела идут хорошо, появляется радостное настроение, и ей вдруг очень хочется сделать столько хорошего для ребят, столько планов появляется и становится так легко и беззаботно.

Анна Петровна рассказывает о себе, вспоминает о своей работе, о жизни. За стеной голоса малышей старательно выводили: «зимой и летом стройная – зелёная была…». Чей-то голос резко вырвался вверх. Анна Петровна оживилась, улыбнулась: «Даниленко поёт».

А в учительскую заглядывали старшие ребята, звали её – они сегодня дополнительно занимались. Анна Петровна выходила, объясняла то, что оказалось трудным, возвращалась и снова, отвечая на вопросы, рассказывала о себе. Рассказывала просто, как об обыкновенном.

      Профессия учителя действительно стала обычной, но не обыденной. Нет обыденности и в работе Анны Петровны Зинченко. Она старается, чтобы каждый урок давал детям что-то новое, интересное, чтобы они уже с этих лет научились понимать полезное и прекрасное, и ценить его. Дети платят своей учительнице доверием и привязанностью.

И не только дети. Весь педагогический коллектив уважает её, все родители. В знак уважения и за её заслуги в День учителя Анне Петровне был вручён ключ от новой квартиры. И вместе с ним ей снова вручили своё доверие односельчане, ей, обыкновенной женщине, делающей свою обыкновенную профессию самой нужной».

Благодарности, Почётные грамоты, ценные подарки неоднократно свидетельствовали о высокой оценке её труда и дирекцией школы, и РайОНО. А в 1966 году ей был вручён орден «Знак Почёта». Коллегия Министерства просвещения РСФСР и Президиум Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР сопроводили эту награду следующим посланием:

«Уважаемая Анна Петровна!
Сердечно поздравляем Вас с награждением высокой правительственной наградой орденом «Знак Почёта».
Министерство просвещения РСФСР и Республиканский комитет профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР выражают уверенность в том, что и впредь своим творческим трудом Вы будете вносить достойный вклад в дело обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения.
От всей души желаем Вам больших творческих успехов, хорошего здоровья и счастья в жизни».

В следующем, 1967 году, в подписи под фотографией А.П.Зинченко в окружении учеников, сообщалось:
«В прошлом году в коллективе учителей Корсаковской школы произошло радостное событие: Анну Петровну Зинченко наградили орденом «Знак Почёта». 16 лет отданы благородной профессии учителя.
На проходивших недавно выборах Анна Петровна Зинченко избрана депутатом районного Совета».

Продолжалась такая обыкновенная и такая наполненная добротой и теплом к детям её трудовая биография – биография школьной учительницы в начальных классах. Регулярно её отмечают и поощряют -  за высокие показатели в учебно-воспитательной работе, за успехи в работе в День учителя, за активное участие в подготовке районного семинара и т.п. Непрерывный стаж её работы в Корсаковской школе составил, по записям в Трудовой книжке, 30 лет, с 1956 до 1986 года, до выхода на пенсию по выслуге лет. Общий же рабочий стаж Анны Петровны при выходе на пенсию исчислялся с 1951 года, то есть в 35 лет.

Но в 1993 году, в возрасте 60 лет, она вновь вернулась в школу, к прежней профессии, и проработала учительницей 2 года, до 1995 года. Затем, в 1997 году, школе вновь потребовалось её участие в деятельности школы, и она вернулась на должность заведующей школьной библиотекой, ещё на 4 года. В 1997 году ей вручили ценный подарок – за многолетний добросовестный педагогический труд и в честь 30-летия школы. И ещё один ценный подарок получен ею в 1999 году, за многолетний добросовестный труд и в честь 130-летия села Корсаковки.

Все эти годы школьного труда Анна Петровна отдавала часть своего невеликого свободного времени художественной самодеятельности – пела в вокальных группах и в хоре ещё со времён работы в Кроуновской школе. В старых газетах можно найти репортажи со смотров и выступлений самодеятельных коллективов, в которых она участвовала. Это отражено и в газетных фотографиях.

В 2001 году Анна Петровна оставила работу в школе и стала вести образ жизни сельской пенсионерки – заботы по дому, помощь взрослым детям на огородных грядках и по хозяйству, а домашний досуг посвящала в основном чтению – была активным читателем сельской библиотеки, интересовалась новинками и перечитывала немногие книги из личной библиотечки, собранной ею за многие годы. И регулярно общалась с родными, детьми и внуками по телефону. Телефонное общение с ними стало её постоянной, ежедневной потребностью.

В селе ещё живут немногие бывшие её ученики, которые вспоминали о ней время от времени и поздравляли – в День учителя или в День пожилого человека.

Анны Петровны не стало с нами в возрасте 88 лет, в холодные декабрьские дни 2021 года. Её долго ещё будут помнить родные и бывшие школьники, которых она учила понимать полезное и прекрасное, и ценить его.

В материале использованы личный документальный архив и фотоархив Анны Петровны Зинченко.


Рецензии