Фронтовая судьба летчика Камозина

За 1418 дней и ночей, которые продлилась Великая Отечественная война с участием более 26,6 миллиона человек, произошло огромное количество событий, о которых уже написано, но еще большее количество хранит лишь память участников войны и их потомков.  Но они достойны, чтобы о них узнавало больше людей, интересующихся историей Второй мировой войны.

Еще одна статья о летчике-истребителе времен Великой Отечественной, имя которого тоже основательно подзабыто и известно в основном специалистам. А ведь он - Дважды Герой Советского Союза, сбил десятки немецких самолетов.

Но, что-то такое было в его военной судьбе, что, даже несмотря на свои несомненные заслуги, несмотря на две звезды Героя, он так и остался в звании капитана и после войны был уволен из Вооруженных Сил, по сути - просто изгнан. Почему так произошло? В статье будет озвучена версия, но так ли было на самом деле?...

Это судьба и жизнь Павла Михайловича Камозина

Он родился 16 июля 1917 года в городе Бежица (ныне это район г.Брянска). После шести классов средней школы в 1931 году поступил в фабрично-заводское ученичество, работал слесарем на заводе "Красный Профинтерн" (сегодня Брянский машиностроительный завод) .

С 1937 года Камозин - рядах Красной Армии, получил направление в Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков имени В.П.Чкалова, которую окончил в 1938 году.
Почему летчик? Еще в 1934 году Камозин стал посещать аэроклуб при заводе, где работал. Инструкторы заметили его способности к управлению летательными аппаратами. Окончив аэроклуб, он стал там инструктором.И после окончания Борисоглебской авиашколы Павел Камозин снова остался в ней в качестве летчика-инструктора - у него была очень хорошая летная подготовка.

Великую Отечественную Павел встретил в звании младшего лейтенанта в составе запасного авиаполка Киевского Особого Военного округа, летал на И-16. Сразу после митинга в полку, где было объявлено о начале войны, Камозин обратился к командованию полка с просьбой об отправке на фронт.

Уже 23 июня ему довелось вступить в свой первый воздушный бой с врагом. В ходе боевого крещения Камозин получили и свое первое военное ранение - в воздушном бою пуля пробила ступню навылет. Павла отправили в тыл, в госпиталь.

После излечения он был послан для переобучения на истребитель ЛаГГ-3. С декабря 1941 года и до октября 1942 года Камозин снова служил летчиком-инструктором в 25-м Запасном ИАП в Закавказском Военном округе (г.Кюрдамир, Азербайджанская ССР).

Овладев техникой пилотирования ЛаГГ-3, Павел опять в своей не такой и долгой летной карьере стал заниматься обучением других - его оставили в полку обучать молодых пилотов.

ЛаГГ-3 - одноместный одномоторный истребитель, стоявший на вооружении ВВС РККА во время Великой Отечественной войны. Использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика, производился в 1941-1944 годах. Один из трёх истребителей нового поколения, принятых на вооружение перед вторжением Германии на территорию СССР.

За время нахождения в учебном полку им было подготовлено более 40 летчиков. В октябре 1942 года Павел Камозин снова на передовой - сражается в небе с асами люфтваффе.
С октября по декабрь 1942 года он был командиром звена 246-го ИАП в 5-й Воздушной Армии Закавказского фронта.
В декабре 1942 года Камозин стал заместителем командира эскадрильи уже в 269-й ИАП. Он успешно воевал до мая 1943 года в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта и на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях. За это время на его счету уже было от 12 до 16 (по разным данным) сбитых самолетов противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года лейтенант Павел Камозин был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

А летом того же 1943 года Камозин уже осваивает новый истребитель - американский Р-39 "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я Воздушная армия), где вскоре назначается заместителем командира эскадрильи.

А потом он стал командиром эскадрильи, воевал на Северо-Кавказском фронте и в составе ВВС Отдельной Приморской Армии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

В конце 1943 года самолет Камозина был дважды сбит в воздушных боях.
Так, 16 ноября 1943 года, его самолет был сильно поврежден огнем гитлеровских зениток, но летчик сумел приземлиться на нейтральной полосе, прямо рядом с окопами наших войск.

А 5 декабря 1943 года, в воздушном бою над Керчью, "Аэрокобра" Камозина была подбита истребителями противника. Но он снова сумел совершить вынужденную посадку у самого берега косы Тузла. Правда, при посадке самолет был сильно разбит, летчик каким-то чудом не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, Камозин заметил транспортный самолет Ju.52 - "Тетушку Ю", как называли самолет гитлеровцы. Транспортник шел в окружении 6 Ме-109. Маскируясь в лучах солнца, Камозин набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил "Юнкерс", после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушел на свою территорию.

Нет, нет, а иногда мелькает, что, якобы, в этом самолете летело аж 18 немецких генералов! И Камозин их уничтожил!
Но, во-первых, Камозин был с ведомым, а, во-вторых, такого случая - гибели разом стольких генералов у немцев - не отмечено.

Вспоминает сослуживец Камозина, полковник в отставке Борис Александрович Шугаев (в годы войны - лейтенант) - "Конечно, на малых высотах «кобра» была посредственным самолетом. Поэтому главное — это тактически грамотно построить атаку, набрать высоту, разогнать скорость. Вот еще такой пример. Я уже говорил, что 31 декабря 1943-го меня чуть не сбили при штурмовке одного из немецких аэродромов. В это же время Камозину было поручено пойти в паре до Владиславовки. Такой перелет мы могли себе позволить. У нас на «кобрах» запас горючего был солидный. Даже были подвесные баки (их при необходимости сбрасывали после выработки бензина, а если боя не вели, то привозили обратно). И вот, Павел Михайлович Камозин со своим ведомым разведали, что им было положено. Возвращаются обратно. В это время Камозин вдруг заметил Ю-52, транспортный самолет, который шел в нашу сторону, в сторону Керчи. Его прикрывала шестерка «мессеров». Павел Михайлович своему ведомому говорит: «Держись!» Отошли они в сторонку, набрали высоту и на большой скорости спикировали на этот транспортный самолет, атаковали. Он загорелся. Они зашли и еще раз по нему ударили. Там шестерка «мессеров» была, а они такое сотворили парой! Потом выяснилось, что в этом самолете летело 30 - 40 старших офицеров поздравить немецкие войска с Новым годом, вручить награды, подарки..."

То есть, в самолете (не зря его сопровождала шестерка "мессеров") действительно мог быть ценный груз (награды, подарки) и достаточное количество высоких чинов (старших офицеров). Но генералов - увы...

В любом случае - факт есть факт: Камозин с напарником сбили транспортник с высокими чинами вермахта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка 4-й Воздушной Армии ВВС Отдельной Приморской Армии) капитан Павел Камозин был награжден второй медалью "Золотая Звезда".

В 1944 году Камозина... сняли с должности командира эскадрильи 66-го полка и перевели с понижением на должность заместителя командира эскадрильи в 101-й Гвардейский ИАП.

Что произошло? И вот тут версии разнятся.
По одной, самой простой - По воспоминаниям сослуживцев, за драку. В конце 1944 года эскадрилья Камозина приземлилась в Бобруйске. Погода была совсем не летная, долгое время летчики сидели без дела на земле. Начпрод их очень плохо кормил, проще говоря объедал. И все жаловался - продуктов нет, не выделяют. А как-то Камозин случайно обнаружил достаточное количество припрятанных продуктов. Он рассвирипел и жестоко избил тыловика. После этого было разбирательство, Камозина и перевели с понижением.

По другой версии, все закончилось трагичней. Правда, эта версия отдает каким-то "голливудским кино". Мол, Камозин разбирался не с начпродом, а с обычным поваром, что нагло воровал продукты, выдавая летчикам пустую водяную жижу вместо нормального супа. Камозин случайно обнаружил, что повар варит (вероятно, для своих) нормальную еду в большом чане и, то ли, вылил кипяток на повара, то ли толкнул его в этот чан, то ли толкнул на горячую печь... Словом, что такое, нереальное. Но повар в итоге якобы погиб.

Случай был просто дикий и с этим даже (по этой версии) разбирался сам Сталин! Который, якобы приняв во внимание заслуги летчика и характеристики от командиров, распорядился оставить летчика в кадрах, но в звании и должности больше не повышать... А повар...вор. Воров Сталин не жаловал. Вот такая версия. С трудом верится.

Но, что любопытно - вот, что пишет, вероятно, какой-то родственник Павла Камозина уже в наше время. Творческая работа "История моей семьи..." -

на странице 5 написано - "...После одного из вылетов пришел на обед, а повар украл его продукты. За это Камозин бросил его в раскаленный котел полевой кухни — повар был заживо сварен. О данном происшествии было доложено Сталину, который сказал, чтобы его от полетов не отстраняли, но и в звании не повышали. Камозин так и закончил войну в звании капитана..."

Что на это можно ответить? Семейная байка, что гуляет десятилетиями? Или все-таки что-то такое было? Может и без смертельного итога, но с травмами?

Что Камозина отправили с понижением - факт. Что не вырос больше в званиях, так капитаном войну и закончил, хотя летал и сбивал - тоже факт. И что после войны, при первом, скажем так - удобном случае, его уволили, при этом без права на пенсию... Но с другой стороны - такое дикое, жестокое убийство...

Словом, что-то такое было в этой истории. Может и обошлось без смертоубийства (при этом дикого просто), но то, что Камозин сильно в чем-то проштрафился - было. А недоброжелателей среди командования у него было с избытком.

Свою последнюю победу в воздухе Павел Камозин одержал 20 февраля 1945 года, сбив ФВ-190.

Кстати, в книге М.Ю.Быкова довольно странная таблица сбитых у Камозина. Последний - 20.02.1945, а предпоследний - 22.03.1944! Выходит, почти год летчик-истребитель Павел Камозин не сбил ни одного самолета противника? Верится с трудом.

5 марта 1945 года во главе 5 "Аэрокобр" гвардии капитан Камозин сопровождал бомбардировщики в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели группа была атакована 12 ФВ-190. На самолете Камозина внезапно заклинило мотор. С высоты 3500 метров он спланировал на свою территорию и произвел вынужденную посадку с убранными шасси. При вынужденной посадке на сильно неровную площадку самолет несколько раз даже перевернуло, он был разбит, а летчик в итоге получил тяжелые травмы - перелом обеих ног.

В итоге осложнений ему даже грозила ампутация левой ноги. Однако, рискуя жизнью, Павел Михайлович настоял на сохранении конечности, настоял на том, чтобы избежать операции, после которой он остался бы инвалидом. На этом война для Камозина закончилась. День Победы он встретил в госпитале.

Среди победных страниц биографии истребителя были и трудные периоды, и откровенные неудачи. Это была война с сильным и хорошо подготовленным противником. И военная карьера летчика не проходила гладко и спокойно. Пару раз Камозину приходилось сажать горящую машину, едва дотягивая до своей территории. Один раз он даже "приводнял" подбитый истребитель на воду в море. Его спасли сотрудники медпоста, расположенного на косе Тузла. Было у него и капотирование (перевертывание истребителя на спину через головную часть) на расколоченной снарядами взлетно-посадочной полосе, всякое было за годы войны...

Порой чудом выживая, Павел всегда умудрялся находить выходы даже из самых сложных ситуаций, анализировал произошедшее с ним и делал выводы.

После войны Камозин продолжал служить в 101-м Гвардейском ИАП (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; а с января 1946 года - города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). 4 сентября 1946 года дважды Герой Советского Союза гвардии капитан П.М.Камозин был уволен в запас.

По отзывам сослуживцев Павел Камозин был дисциплинированный, грамотный летчик, умело и храбро воевавший, умевший управлять людьми. Отмечали, что он с любым летчиком на любые темы мог говорить, был очень прост в общении, без бахвальства и самолюбования. По словам его товарищей, Камозин был исключительно скромным человеком, по природе своей застенчивый. Как вспоминали, придет в столовую и сядет тихо в углу, ожидая, пока его заметит и обслужит официантка. Сам же никогда не лез вперед и не подзывал к себе.

Товарищи любили и уважали Павла Михайловича, восхищались его боевым мастерством. Он как-то по-особому дерзко и напористо вел воздушные бои и одерживал победы. В полку Камозина уважали.

А еще отмечали сослуживцы, что Павел был честным, за спину не прятался и всегда говорил правду в глаза независимо от звания и должности того, кто перед ним стоит. А вот это уже нравилось далеко не всем. Одним из таких был начальник штаба полка майор Гейко, с которым у Камозина сложились неприязненные личные отношения, они постоянно ругались и говорили на повышенных тонах.

Воспользовавшись после войны указанием командования избавиться от всех нарушавших дисциплину летчиков, вне зависимости от их заслуг, этот самый майор Гейко "за многие обиды" от принципиального и довольно прямолинейного Камозина, подал на него докладную, где собрал в кучу все прегрешения и нарушения со стороны Павла Михайловича. Что-то и приукрасил, не без того. Эту докладную вышестоящее руководство, по меткому выражению генерал-полковника авиации С.А.Красовского, командующего 2-й Воздушной Армией, "подмахнуло не глядя". В том числе и он сам.
Вот как описывал это 1 февраля 1985 года председатель совета ветеранов 66-го ИАП полковник авиации в отставке А.А.Латышев -"Камозин был хороший человек: добрый, порядочный, честный. Тому, кто неправ, умел сказать правду в глаза. К сожалению, во главе полка у нас оказались люди мелочные, трусливые, мстительные, способные на подлость".

В итоге был подписан приказ уволить Камозина по пункту "е". Как говорили тогда летчики - пункт "е" означает "ешь сам". Это значит, что тебя увольняют без пособия и без пенсии, а на гражданке и на работу могут не принять.

Уже в 1948 году сослуживцы Камозина слышали, как генерал-полковник авиации Красовский высказывал командиру полка Павликову, что его обманули и он уволил Камозина фактически по навету, не разобравшись...

Поначалу Камозину, дважды Герою Советского Союза, действительно пришлось трудно. Как он сам вспоминал при встречах с сослуживцами, по начальству ему пришлось ходить, на работу и в самом деле какое-то время не брали. Чуть позже он все-таки смог устроиться в Гражданский воздушный флот.

Жил в г.Брянске. С 1947 по 1952 годы был заместителем командира 204-го авиаотряда спецприменения по летной службе. В 1952-1955 годах - заместитель командира авиаэскадрильи по летной службе в 170-м авиаотряде спецприменения. Участвовал в проведении сельхозработ и аэрофотосъемки на самолете По-2. В 1955-1957 годах - заместитель командира 189-го авиаотряда по летной части. Летал на самолетах По-2 и Як-12. В марте 1957 года по состоянию здоровья Камозин был отстранен от летной работы. Налетал к этому времени более 5 000 часов.

После ухода с летной работы Павел Михайлович трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970-1979 годы - инструктор тренажера в Брянском объединенном авиаотряде.
Павел Михайлович Камозин был женат, вырастил сына и дочь
В 1950 году дважды Герою Советского Союза П.М.Камозину на родине был установлен бронзовый бюст

Одна из улиц Брянска, Сочи, села Отрадное Брянского района названы именем Камозина. На здании аэропорта Брянска и Бежицкого авиаспортивного клуба в память о нем установлены мемориальные доски. Его имя носит Брянский авиаклуб и средняя школа №11. В этой школе открыт музей Героя. П.М.Камозин - почетный гражданин Брянска.

Скончался Павел Михайлович Камозин 24 ноября 1983 года. Похоронен на Центральном кладбище Советского района (Аллея Славы) в Брянске.

Фронтовая судьба Павла Михайловича была, как лихо закрученный сюжет для фильма. Ему много пришлось испытать. Но свои награды он заслужил честно.


Рецензии
Во время войны моя бабушка лично была свидетелем такого случая - летчик опрокинул тарелку с супом (не горячим) на голову главного повара. Летчика отправили на гаутпвахту на 15 суток.

Антон Курилов   26.10.2022 14:32     Заявить о нарушении