Мало смотреть - видеть надо!

Истинное искусство – это нечто, поражающее сознание человека, меняющие представление о мире. В молодости любил посещать Дом художника на Крымском валу. Это огромный выставочный комплекс, со множеством залов. В каждом зале отдельно представлен очередной автор. Трудно представить, как можно вместить в себя такое количество информации?!  Несколько десятков залов и везде побывать хочется!

Вначале, я, как и многие: обходил зал за залом, останавливался у каждой работы, интересуясь названием, и, узнав имя автора, внимательно разглядывал её. После третьего зала приходила определённая усталость, терялось сосредоточенность, в четвёртом -садился на пуфик и отдыхал. Сидя, рассматривал картины, которые попадали в поле моего зрения. И, что я заметил?! По некоторым полотнам глаз просто скользит, как по безликой стене, совершенно не привлекая моего внимания, а на других, - словно прилипает к холсту! Встанешь, подойдёшь и не можешь глаз оторвать от полотна. Почему так происходит?

Вот откуда у меня появилось своё определение живописи: «Живопись – это, когда я смотрю, не понимаю, что это, а глаз оторвать не могу…» И с тех пор я стал упрощать задачу по просмотру картин. Я входил в зал, останавливался у двери и обводил взглядом периметр всего выставочного пространства. Глаза без задержки скользят по работам, но так получается, что, хотя бы одно цветовое пятно, но зацепит?! Я подхожу к нему… в данный момент меня уже не интересует не имя автора, не название картины. Меня уже ничего не интересует, кроме этой совокупности цветовых пятен - я нахожусь во власти увиденного. Бывало так, что на остальные работы я уже не обращал никакого внимания, сразу переходя в другой зал.

Такое происходит со мной и в Третьяковке. Прихожу в музей, экспозицию, которого я знаю довольно неплохо. Но появляюсь там вновь и вновь… так почему меня постоянно тянет туда? И прежде всего в зал Иванова…

«Явление Христа народу» просматривается с разных точек. Но вхожу непосредственно к нему, в его зал и, если есть места, сажусь на лавочки и просто смотрю перед собой. Нет смысла в очередной раз рассматривать столь знакомое полотно, поэтому я полностью погружаюсь в ауру этого чуда! Могу так просидеть пять минут и больше, но тут какой-нибудь экскурсовод приводит группу, нарушая своей бесчувственной и набившей оскомину, тарабарщиной моё единение с картиной. Встаю. Ухожу к Брюллову, а там рассматриваю только его автопортрет, всё остальное лишь лаковая живопись для богатых мира той эпохи.

У многих художников можно найти такие магические полотна. У Левитана я долго разглядываю «Над вечным покоем», улетая мыслями в это бескрайнее пространство тревожного неба над Волгой. У Куинджи я не могу оторвать глаз от небольшого кружочка, представляющего Луну над Днепром.

 А есть так называемые «художники одной картины».  Прежде всего - Саврасов и его «Грачи прилетели»! Конечно, у него есть – «Просёлок» и ряд других работ, но имя этого художника ассоциируется только с данной работой. Пукирёв и его «Неравный брак»! Никто не назовёт больше ни одной другой картины художника, а этот шедевр «жанровой живописи» знают все.

Что осеняет гениев в определённый момент жизни, а такое бывает единожды. Это приходит ниоткуда и уходит в никуда. Даже в гениальных «временах года» Вивальди, есть свой «Шторм», который исполняют все: от больших симфонических оркестров с виртуозной скрипкой, до рок-групп…

Да, истинный художник пишет свою картину, получая энергию свыше, когда на него снисходит благодать. А потом он удручается тому, что остальные его работы вроде и неплохие, но до повторения шедевра не дотягивают.

Это происходит с любым творцом, который слышит глас с неба, и вот тут ему просто необходимо не медлить ни минуты, но творить! Делать это день и ночь, пока информация проистекает через его подсознание.

А что происходит с музыкантами? Гендель находится в глубокой депрессии, - даже домочадцы начинают беспокоится за его жизнь, но вдруг он встаёт, садится за нотные листы и пишет целых три недели кряду, не выходя из своей комнаты. И вот, наконец, готово самое великое творенье композитора – «Мессия»! Бетховен, будучи практически глухим, создаёт девятую симфонию, а потом, уже полностью потеряв слух, дирижирует оркестром, когда тот исполняет его великое творение. А Моцарт и его «Реквием»?  Всю свою небольшую жизнь писать виртуозные произведения, несущие в себе жизнь и радость, а тут такое! Будто он предчувствовал свою смерть. На свет появляется гениальное произведение, превосходящие в разы все остальные его сочинения. А что говорить об адажио Альбиони?!. Нет слов восхищения! Мурашки по телу!

Но это всё там, - на недосягаемых высотах, а здесь мы с нашими повседневными заботами: работа – дом, банк-суд, кредит-машина, жена-любовница… и этот ряд обыденных, отягощающих наше душевное состояние вещей, можно продолжать бесконечно. Нам не до великих творений. Нам бы чего попроще. На кухню цветочки, в комнату чего-нибудь такое, чтобы душа развернулась, а в спальню поэротичней пожалуйста, и чтобы, как на фотографии обязательно. Да, и больше десяти тысяч не заплачу, - я вам не миллионер какой-нибудь…

И начинается: какой там цвет обоев, ковров, мебели – ведь в тон попасть надо и в колорит?! Плюс, необходимо отразить то, что заказчик пожелал и в сумму вложиться надо, а чего пахать без толку – нам что, больше всех надо?!

Вот и плодятся изо дня в день серые безликие картинки – это я о значимости их, а по цвету они могут быть далеко не серыми, а даже до наоборот: такими ярко-ядовитыми, что кажется: поживи в этой квартире недельку и зрение немудрено потерять. Я уже не говорю об ауре, которую такие работы несут в себе?! Это ещё хорошо, если они ничего не несут, а если чёрную или болезненную какую?..

Давайте попробуем набрать в поисковике: «цветы в вазе» - живопись (пауза)… это я специально паузу делаю, чтобы вас подготовить – миллион результатов?! Вы можете представить это количество цветов и ваз?! И это всё - живопись и обязательно – чтобы масло и холст, а то на бумаге не купят. И все эти люди – «художники»…

Другие фотографируют себя около этюдников на фоне пейзажа, который они пишут, а на холсте точное отображение этого мотива. Этой фоткой они хотят показать придирчивому заказчику, что мастер работает с натуры. Да с натуры! Четыре года в художественном институте прошли не зря. Научился клепать этюдики, а чего нам?.. - потихоньку уходят. А если своё чего-нибудь попробовать? Слабо?.. Ах, не получается у нас? Ну, что делать? Вот и плодятся пейзажики  штампованные – один на другой похожие, как братья близнецы – спрос есть, да и семью кормить надо…

И тут вспомнился Микеланджело, который вошёл в Сикстинскую капеллу одним, а вышел из неё на четыре года старше. Все эти годы он не вылезал из неё. Сконструировали специальные леса, чтобы не лежать под потолком, но стоять и…, - полный вперёд?! Без эскизов. Всё придумывалось и рисовалось чисто по наитию – на ходу. Сегодня он ещё не знал, что будет делать завтра. Не знал и, что с ним будет, потому что настоящий творец живёт в работе, а значит пока она есть и жизнь продолжается. Он просто работал, не отвлекаясь ни на что. А когда треть фрески покрылась плесенью, он соскоблил и переписал её заново. А после этой работы он из бракованной мраморной глыбы с трещиной создаёт своего «Давида»! И много чего ещё другого, но что нам до этого? Цветочки на кухне душу греют и ладно…

 На мой взгляд, в истинном произведении искусства всегда чувствуется присутствие Бога.  В подделках и серости – тараканы бегают…

                Февраль 2022г к


Рецензии
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ, ОСНОВАННАЯ НА УМНЫХ НАБЛЮДЕНИЯХ. И ВЫВОДЫ ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНЫЕ! СПАСИБО ОГРОМНОЕ ЗА ТАКУЮ ИНТЕЛЛИГЕНТНУЮ СТАТЬЮ! УДАЧИ! КАРИНЕ

Карине Роландовна Дер-Карапетян   17.08.2023 18:57     Заявить о нарушении
Спасибо вам! Всего вам самого доброго!

Сергей Вельяминов   18.08.2023 08:41   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.