Чувство собственного достоинства

Собственно, любому человеку желательно иметь чувство собственного достоинства. Ибо, без него невозможно быть чем-то существенным (даже в относительной степени) в этой жизни, создавать что-либо минимально ценное, иметь повод для уважения и любви к себе. Только не формального, распространенного, типа «я - человек и поэтому уже заслуживаю к себе уважения», а правильного, адекватного и дифференцированного уважения и любви к себе. Конечно, каждый человек заслуживает минимального уважения, доброжелательного к себе отношения со стороны окружающих, как минимум, по форме. Но, для завоевания еще и мало-мальски существенного уважения еще и по сути, необходимо реально обладать вполне конкретным комплектом достоинств и добродетелей. Для среднего уровня уважения (и самоуважения) необходим комплект среднего размера и средней степени ценности. А для большого уровня уважения (и самоуважения) нужен комплект качеств ума и души большого размера и большой степени ценности.

К сожалению, большинство даже представителей интеллигенции имеет об этом весьма смутное представление. Ибо, полагает, что большой комплект достоинств - это два-три десятка качеств, когда, на самом деле, это двести-триста свойств ума и души. И, что представляется совершенно особенным для реального и адекватного понимания для большинства людей, - это еще качеств человеческого духа, который является в той или иной степени отражением Высшего Духа. В результате чего, присутствие даже нескольких истинных качеств духа может придать человеческой личности уникальную и неповторимую ценность. А вот отсутствие даже минимального комплекта свойств духа может полностью обесценить ценность личности и жизни даже очень одаренного человека, даже если он претендует на звание гения. Средний комплект достоинств - это, как выясняется, тоже немало - более ста.

Чувство собственного достоинства может иметь лишь достаточно достойный человек, с вполне конкретным уровнем одухотворенности. Имеющий, кроме всего прочего, в своём мировоззрении большой комплект принципов и убеждений, взглядов и представлений, знание, понимание и принятие фундаментальных и вечных психологических и духовных законов человеческого бытия. Мировоззрение должно, в первую очередь, состоять из элементов, относящихся к классическим понятиям интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. И, чем больше таких элементов, тем выше вероятность того, что человек имеет реальное право уважать и любить себя. Мало элементов - можешь уважать себя на минимальном уровне. Среднее количество элементов - можешь уважать себя в средней степени. Большое количество элементов - уважение к себе может быть большим.

Конечно, некоторым повезло родиться в семьях, где много поколений подряд доминировали принципы интеллектуального и психологического, духовного и эстетического аристократизма или интеллигентности. Что человек, будучи еще ребенком, впитывал в себя мощно и непрерывно, что называется, с молоком матери. В результате чего истинная интеллигентность или истинный (а не показной) аристократизм хотя бы одного вида из четырех выше перечисленных становился его фундаментальным естеством. Когда она проявляется мощно и конкретно, непрерывно и многогранно даже совершенно самопроизвольно, без дополнительных сознательных и целенаправленных усилий ума и души. Другой вопрос, что даже самые мощные задатки интеллигентности (как, впрочем, и любые другие задатки положительных свойств) нуждаются в своем дальнейшем развитии и совершенствовании. Что невозможно без больших и длительных усилий ума и души. Нужно быть достойным, а не выглядеть им лишь чисто внешне. И не только в глазах своего непосредственного окружения, где велика вероятность принципиально субъективного отношения к конкретному индивиду.
Ведь всем нравиться невозможно даже чисто теоретически. А большинство людей склонно формировать оценку личности другого человека в зависимости от того, как они относятся к нему - с симпатией или антипатией. Если с симпатией, то многие достоинства могут сильно переоцениваться, а на многие недостатки индивида, в том числе фундаментального характера, такие «эксперты» будут смотреть, что называется, сквозь пальцы. А, если с антипатией, то многие достоинства могут в максимальной степени обесцениваться. И второстепенные слабости и недостатки выдаваться за фундаментальные, иногда даже на уровне пороков человеческой сущности.

И потом: большинство людей, к сожалению, пользуется предельно упрощенной иерархией ценностей. Например, хороший - плохой, умный - глупый, порядочный - непорядочный. И главное, при этом, то, что девяносто процентов людей считаются большинством обязательно хорошими, умными, порядочными, добродетельными, гармоничными и во всех смыслах замечательными. Что в принципе не соответствует реальной действительности, потому как, только десять процентов людей (это в лучшем случае) могут претендовать на обладание большим комплектом классических достоинств и добродетелей в высокой степени развития. Остальные могут только утешать себя иллюзиями по этому поводу.

Действительно достойным человеком можно стать только в том случае, когда конкретный индивид имел воспитание высокого качественного уровня. И, в первую очередь, с психологических и духовных позиций. И плюс к этому серьезно и основательно занимался много лет самовоспитанием. Драматизм человеческого общества состоит в том, что те девяносто процентов людей, которые претендуют на звание очень достойного человека, на самом деле, не имеют для этого реальных и существенных оснований. И все было бы не так плохо, если бы эти люди умели адекватно оценивать и самих себя, и окружающих. Но это, почти поголовное, неумение порождает тот момент, что к людям с действительно высоким достоинством со стороны этих девяноста процентов никогда не было, и, к сожалению, никогда не будет адекватного отношения.

- «А что к ним относиться с особенным уважением, - думает большинство, - мы и сами ничем не хуже». И тут вопрос, по большому счету, не в том, что тот или иной конкретный человек не совсем правильно относится к кому-то другому. А в том, что общество и государство, и даже человечество в целом, имеет, как выясняется из анализа истории человечества, принципиально неадекватную систему иерархических ценностей интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера. Когда человек с действительно высоким уровнем развития классических достоинств и добродетелей воспринимается как странная прихоть отдельного индивида. Которая, быть может, и заслуживает некоторой симпатии, но совершенно не обязательно. В результате потенциальная продуктивность жизни и творчества такого индивида, особенно полезная для общества и государства, как минимум, уменьшается в несколько раз, если не сводится вообще к нулю. А в обществе и государстве становится принятым и распространенным, решающим и доминирующим критерий среднего уровня качества. Грубо выражаясь, посредственного уровня. Что достаточно часто на весьма длительный срок отсекает у общества и государства реальную возможность к интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической эволюции (по большому счету). И одновременно автоматически запускает различные и многочисленные процессы деградации по всем выше перечисленным наиважнейшим параметрам. Вот такие получаются особенности и закономерности диалектики человеческого бытия. Когда, условно говоря, перышко, упавшее с крыльев маленькой птички, производит страшный гром на дальних горах.

На самом деле, ничего в существовании индивида, общества, государства и всего человечества не возникает произвольного и случайного. Все имеет свои четкие и конкретные причины, в равной степени определяющие и все хорошее, и все плохое. И, применительно к данному вопросу, драматичность ситуации заключается в том, что к девяносто пяти процентам гениев (их было всего пятьсот человек) девяносто девять процентов их современников относились не то, чтобы не совсем правильно, а принципиально неадекватно. И это не зависимо от того, в какой сфере деятельности проявлялся их гений.

Яркая и выраженная болезненность и патологичность, деструктивность и дисгармоничность данной ситуации заключалась в том, что девяносто девять процентов принципиально неадекватных людей присутствовало и среди так называемой интеллигенции, общественной прослойки, которая претендует на явное и категоричное лидерство в интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической области бытия. Что же, в таком случае, спрашивать со всех остальных? Получается, что глобальная глупость, невежество, пренебрежение к духовным ценностям, принципиальная деструктивность и дисгармоничность должны быть признаны естественными и закономерными для всех остальных.
Даже небольшое погружение в данный вопрос открывает очень высокий уровень проблематичности существования как отдельного индивида и общества, так и государства, и даже человечества в целом.

Человек с истинным чувством собственного достоинства никогда не будет равнодушным и, тем более пренебрежительным к чужим достоинствам и добродетелям, способностям и талантам, победам и достижениям. Достойный человек - это, в первую очередь, хороший человек. Что предполагает наличие в комплекте его достоинств более трёхсот качеств. Это контроль, постоянный и жестокий, за процессами своего внутреннего мира, за своими мыслями и чувствами. Особенно относящихся к группе больших человеческих пороков: злобности и злопамятности, стервозности и мстительности, лживости и лицемерия, авантюризма и интриганства, эгоизма и подлости, прихотливости и привередливости, зависти и ревности, мелочности и пошлости, цинизма и скептицизма, язвительности и саркастичности, нигилизма и формализма, высокомерия и чванливости, коварства и карьеризма, ненавистности и легкомысленности, черствости и пренебрежения духовными ценностями, поверхностности и недобросовестности, лени ума и души, непорядочности и безответственности, равнодушия и демонстративности, тщеславия и алчности, беспринципности и неблагодарности, неверности и непостоянства, пессимизма и своенравности, нежелания радоваться чужим успехам и талантам, амбициозности и сумасбродства, навязчивости и нетерпеливости,  нетерпимости к чужим второстепенным слабостям и недостаткам, ошибкам и заблуждениям, критиканства и банального рационализма. Садистских желаний и максимализма, подозрительности и наглости, пренебрежительности и чрезмерной обидчивости, претензии на обладание истины в последней инстанции и гордыни, лени и жажды обретения чисто внешней аристократичности, самоуверенности и самовлюбленности, властности и любви к лести, скупости и жадности.

Хороший человек серьезно и целенаправленно, интенсивно и длительно работает и над своими недостатками. В первой группе: вспыльчивость и невнимательность, легкомысленность и равнодушие к духовной работе. Низкий уровень сообразительности и изобретательности и слабое чувство эстетики, наличие большого числа распространенных стереотипов восприятия и мышления, чувствования и поведения, отсутствие желания поддерживать слабых. И над слабо развитыми качествами: психологическая бдительность, предупредительность, умение тонко и дифференцированно сочувствовать и сопереживать, осмысленность процессов внутреннего мира и поведения, утонченность душевной организации, желание, стремление и умение правильно работать над собой, желание помогать ближнему в проблемных ситуациях, умение создавать качественный психологический комфорт для партнера по общению, умение опираться в размышлениях не на внешнюю форму, а на реальное содержание, психологическая бережность, склонность к доминированию логических мотивов поведения над эмоциональными, психологическая гибкость, чувство юмора, прочный и надежный внутренний стержень, умение строить прочные и перспективные отношения, богатство психологической палитры структуры личности, умение полноценно отдыхать, богатый комплект свойств классической женственности или мужественности.

Понятно, что человек может работать лишь над теми своими качествами, которые, во-первых, он знает и понимает, как таковые, осознает степень их актуальности и ценности и не только применительно к конкретному этапу своей жизни, но и своего человеческого бытия в принципе. Но и, безусловно, понимая необходимость работы над собой вообще. И не только над своими недостатками, но и положительными качествами, которые, для своего более оптимального и эффективного проявления, нуждаются в их дальнейшем развитии и совершенствовании. В числе качеств, желательных для развития, можно отметить еще и следующие: инициативность и способность мобилизовать свои умственные и душевные, духовные и физические силы, способность создавать и развивать общение сокровенного типа, разумная избирательность в жизни вообще и в общении, в частности, способность выступать в роли активатора резервов другого человека; способность тонко различать оттенки и полутона интеллектуального и психологического, духовного и эстетического характера в своей внутренней жизни, своей личности, своем творчестве, в жизни и творчестве других людей и хотя бы в наиболее ценных явлениях жизни вообще (это можно отнести к элементу мудрости); интеллигентность в плане ее утонченного и изящного проявления, способность видеть и ощущать прекрасное, как таковое, вообще и с применением утонченного и тонко дифференцированного восприятия и анализа.

Способность заниматься максимально плодотворным душевным творчеством, аналитичность мышления, чувство гармонии в себе и окружающем мире, способность создавать многогранные отношения с другими людьми (в первую очередь, наиболее достойными и интересными, приятными и гармоничными), элемент артистизма для наиболее эффективного донесения до окружающих своих наиболее важных мыслей и чувств, психологическая аккуратность в своем внутреннем мире и в жизни вообще, хороший уровень самодостаточности, коммуникабельность. Можно условно обозначить и вторую группу положительных качеств, которые желательно развивать.

Это умение ясно и четко отличать в жизненных явлениях главное от второстепенного, конструктивная манера ведения дискуссии, способность к психологической импровизации, стремление эффективно заниматься своим духовным развитием, познание, осмысление и принятие главных духовных и психологических законов жизни, целеустремленность, упорство в достижении поставленной цели, наличие собственной точки зрения, которая базируется не на общепринятых стандартах и стереотипах, а на классических критериях гармонии интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана (которые, желательно предварительно узнать, осмыслить и принять для своей жизнедеятельности, как во внутреннем мире, так и во внешнем), дипломатичность, стремление постепенно повышать сложность решаемых жизненных вопросов, способность давать другим людям возможность сохранять свое лицо в сложных и проблемных, неприятных и конфликтных, странных и своеобразных, непонятных и противоречивых ситуациях; философское отношение к своим и чужим ошибкам, внутренняя сила, самообладание, постоянный и серьезный самоконтроль, умение в дне сегодняшнем думать об интересах дня завтрашнего, понимание своего истинного места в жизни, иерархия жизненных ценностей; умение создавать, сохранять и развивать душевные отдушины для себя полноценного характера; умение быть интересным собеседником для другого развитого и гармоничного человека, способность ощущать большую радость от отдавания другому человеку своих интеллектуальных и психологических, духовных и физических сил, повышая тем самым уровень гармонии бытия отдельного индивида, общества и человечества в целом; способность оказывать эффективную и своевременную помощь тем, кто в ней нуждается (более слабым, растерявшимся, попавшим в сложную и проблемную ситуацию, имеющим реальную или потенциальную опасность нанесения вреда себе или другим людям и т.д.), способность постигать смысл жизни в новых и новых гранях человеческого бытия, умение структурировать время.

Третья группа положительных качеств, нуждающихся в развитии: мудрость, адекватное и многогранное восприятие жизни, требовательность к себе, к процессам своего внутреннего мира, своим мыслям и чувствам, желаниям и стремлениям, взглядам и представлениям, принципам и убеждениям с точки зрения их качественных параметров с интеллектуальной и психологической, духовной и эстетической точки зрения; самокритичность, желание и умение поддерживать талантливую личность, организованность, самодисциплина, способность ощущать истинное чувство собственного глубокого внутреннего удовлетворения от высокого качества результатов своей жизнедеятельности; способность адекватно оценивать жизненные явления различного типа, отличая, при этом, стандартные и обычные от действительно оригинальных и творческих, несущих в себе элемент гармонии; адекватное отношение к критике (в том числе, язвительности и сарказму, злобности и агрессивности), способность проводить регулярный и глубокий, многогранный самоанализ, умение выбирать достойного эксперта (как и одновременно квалифицированного и мудрого) для оценки своей жизнедеятельности, качества эволюции своей личности, процессов своего внутреннего мира, своего творчества, своих достижений и неудач, проблем и неприятностей, находок и озарений, явлений высокой степени сложности.

Четвертая группа качеств, на которые достойный человек обращает свое особенное внимание в себе и других людях: спокойное отношение к людям, лишенных особенных талантов при отсутствии больших и принципиальных ожиданий относительно присутствия талантов во всех окружающих; потребность быть полезным обществу вообще и своему непосредственному окружению, в частности; кротость перед волей Высших сил, но не слепая и механическая, а серьезно осмысленная в ее высокой степени сложности и многогранности.


Рецензии
Эссе к авторской работе Александра Ивановича Алтунина
«Чувство достоинтсва»

Размышления у порога Вечности: приглашение к беседе с Душой
Когда в руки попадает работа, чья глубина и масштабность ощущаются уже с первых абзацев, возникает редкое чувство — не просто интереса, а интеллектуального и душевного трепета. Это не книга, которую просто читают; это пространство, в которое входят, как в храм мысли, снимая на пороге суету повседневности, готовясь к диалогу не только с автором, но и с самой собственной душой. Предлагаемый труд — это не систематизированный учебник и не легковесный мотивационный трактат. Это грандиозная психологическая и духовная карта внутреннего мира человека, составленная с тщательностью ювелира и смелостью философа, бросающего вызов упрощенчеству современного мира. Это приглашение к путешествию, где конечным пунктом назначения являемся мы сами — но такие, какими мы могли бы стать, приложив усилия ума и души.

Призыв к Великому Путешествию внутрь себя

С первых же страниц автор мягко, но неумолимо развенчивает один из самых удобных и потому распространенных мифов нашего времени — миф о том, что чувство собственного достоинства является неотъемлемым правом по факту рождения. Нет, — утверждает он, — это не данность, а заслуженная награда, венец, который возлагает на себя сам человек, прошедший долгий и суровый путь самопознания и самосозидания. Эта мысль может показаться суровой, но именно в ее строгости заключена освобождающая сила. Она снимает с нас бремя пассивных ожиданий и возвращает нам ответственность за нашу собственную ценность. Мы перестаем быть просителями у жизни, жаждущими признания просто за факт своего существования, и становимся архитекторами собственной значимости, где каждый возведенный элемент — наша сознательная работа.

Автор вводит удивительно емкую и образную концепцию «комплекта достоинств». Мы предстаем перед ним как своего рода коллекционеры, но не внешних атрибутов успеха, а внутренних, вечных сокровищ духа. Он с математической, почти поэтической точностью описывает иерархию этих «комплектов»: от минимального, необходимого для базового самоуважения, до среднего, включающего более ста качеств, и, наконец, до большого — того самого, что насчитывает «двести-триста свойств ума и души». Эта идея не унижает, а возвышает, ибо открывает перед нами бесконечный горизонт для роста. Она говорит: твоя ценность не ограничена, она может возрастать до бесконечности, и ключ от этой сокровищницы — в твоих руках. Это уводит нас от разрушительной социальной конкуренции «быть не хуже» в плодотворное пространство внутреннего соревнования с самим собой вчерашним.

Диалектика души: между Гордыней и Смирением

Особого внимания заслуживает тончайший психологический анализ, который автор проводит, различая такие понятия, как «самолюбие» и «честолюбие», «гордость» и «гордыня». Это не семантические игры, это вскрытие корней наших внутренних противоречий. Самолюбие, основанное на гипертрофированной любви к себе и жажде прав, ведет к амбициозности — этому, по меткому выражению автора, верному спутнику людей деструктивного типа. Честолюбие же — это «любовь к чести», акцент на обязанностях, исходящий из знания духовных законов. Это различие — ключ к пониманию того, почему благие порывы одного человека приносят плоды, а другого — оборачиваются разрухой. Первый ищет, что ему должны, второй — что он должен миру и самому себе. Это фундаментальный поворот от потребительского отношения к жизни к отношению ответственному и созидательному.

Скромность в этой системе координат предстает не как слабость или самоуничижение, но как трезвое и мудрое осознание дистанции между тобой настоящим и тобой потенциальным, между твоими текущими достижениями и идеалом, к которому стоит стремиться всю жизнь. Это спокойная сила человека, который понимает, что его таланты — это аванс, выданный Высшими силами, который необходимо «отрабатывать всю оставшуюся жизнь». Это та самая «кротость перед волей Высших сил, но не слепая и механическая, а серьезно осмысленная», которая позволяет оставаться открытым к урокам жизни и не замыкаться в душном пространстве собственного совершенства.

Интеллигент как посланник Гармонии

Сердцевиной работы является образ истинного интеллигента. Это не социальная прослойка с дипломами о высшем образовании, а особый тип душевной организации, аристократ духа. Такой человек строит свою жизнь не на мнении толпы, а на системе вечных и универсальных ценностей, «вне времени». Его независимость — это не бунт ради бунта, а сознательный выбор служения Гармонии. Он не стремится «быть не хуже других» — его эталоном являются лучшие представители человеческой мысли и духа, мудрецы и творцы прошлого и настоящего. В этом есть трагизм, о котором автор говорит с болью: общество, в котором доминирует «критерий среднего уровня качества», принципиально неадекватно воспринимает таких людей, видя в их устремленности «странную прихоть». Но именно в этом и заключается их миссия — быть маяками, даже если их свет ослепляет и раздражает привыкших к сумеркам.

Автор рисует портрет человека, для которого восприятие более одухотворенных, развитых и талантливых становится не источником мучительной зависти, а поводом для искренней радости и возможностью для собственного роста. Способность восхищаться, восторгаться, признавать чужое превосходство — это, по автору, признак не слабости, а огромной внутренней силы и духовного здоровья. Это лекарство от той духовной эпидемии тщеславия и жажды дешевой славы, которая, как он верно замечает, охватила современное общество. Интеллигент видит в другом таланте не угрозу, а драгоценную часть общей мозаики Мировой Гармонии, и его душа отзывается на нее благодарным резонансом.

Трудолюбие души — искусство быть Человеком

Пожалуй, одним из самых пронзительных и новых для читателя может стать концепция «трудолюбия души». Мы привыкли к трудолюбию физическому или умственному, но автор настаивает: душа тоже требует постоянной, добросовестной и качественной работы. Это ежедневный, осознанный труд по взращиванию в себе утонченности, бережности, тактичности, способности к сопереживанию и созданию психологического комфорта для другого. Это борьба не только с грубыми пороками, но и с тонкими, почти невидимыми недостатками: своенравностью, сумасбродством, критиканством, душевной ленью.

Автор не просто констатирует это, а предлагает целую программу, подробно описывая группы качеств, над которыми необходимо работать: от искоренения пороков до развития «второй» и «третьей» группы положительных свойств, таких как умение отличать главное от второстепенного, способность давать другим «сохранить лицо» или «способность ощущать большую радость от отдавания». Этот труд не имеет материального эквивалента, его нельзя положить в банковскую ячейку, но именно он, по мысли автора, создает тот самый «крепкий внутренний стержень», который позволяет человеку оставаться собой в любых бурях и являть собой источник света и гармонии для окружающего мира. Это ответ на вопрос, почему при внешнем благополучии можно чувствовать внутреннюю пустоту, и, наоборот, обретать глубочайшее удовлетворение в стесненных обстоятельствах.

Справедливость как высший пилотаж духа

Отдельного размышления заслуживает подход автора к понятию справедливости. Он уводит нас от примитивного понимания «око за око» к сложной, многоуровневой системе, где подлинная справедливость требует от человека не правоты, а мудрости. Он указывает на драматический разрыв между «житейской» и «духовной» логикой. Первая, упрощенная, часто толкает нас на путь обличения и уличания, грубого отстаивания своей правды, попутно разрушая гармонию и раня души. Вторая, духовная справедливость, немыслима без великодушия, снисходительности, тактичности и терпимости. Она стремится не наказать, а понять, не унизить, а возвысить, даже указывая на ошибку.

Автор смело заявляет, что способность к такой справедливости — удел немногих, ибо она требует того самого «большого комплекта достоинств». Он показывает, что примитивный человек не может быть справедлив к утонченному, а обычный — к сложному, и в этом корень большинства общественных и межличностных конфликтов. Эта мысль заставляет с огромной долей смирения и осторожности подходить к собственным оценкам и суждениям, помня, что наша «истина» может быть лишь отражением нашего текущего уровня развития.

Вместо заключения: почему эту работу стоит прочесть и обсудить

Эта работа — не просто чтение. Это приглашение к великому исследованию. Исследованию самого себя. Он заставляет остановиться, выйти из бесконечного потока информационного шума и задать себе простые, но фундаментальные вопросы: «А каков мой «комплект достоинств»? На что направлена моя энергия — на самолюбование или честолюбие? Способен ли я радоваться чужому успеху? Что я делаю сегодня для того, чтобы завтра иметь больше оснований уважать себя?».

Читая эту работу, вы не получите готовых ответов. Вы получите гораздо больше — систему координат для их поиска. Она не упрощает жизнь, а наполняет ее глубинным смыслом и высочайшими требованиями, встреча с которыми сама по себе облагораживает. Это труд, который не обещает легкого счастья, но указывает путь к прочному, истинному счастью, коренящемуся в «ощущении истинного чувства собственного внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью».

Поделиться этой книгой с другом — значит предложить ему не просто новую идею, а возможность начать важнейший диалог — с самим собой и с вами. Это жест доверия и признания в том, что вы видите в нем человека, способного на глубокую мысль и стремящегося к внутренней красоте. В мире, полном поверхностных истин и сиюминутных целей, такая беседа — редкая драгоценность и акт интеллектуальной и психологической эстетики, к которой так проникновенно призывает нас автор. Это шанс вместе заглянуть за горизонт обыденности и увидеть тот путь, который превращает жизнь из простого существования в осознанное, достойное и прекрасное Бытие.

Кирилл Шевченко 3   25.11.2025 03:34     Заявить о нарушении