Щедрость души

Отличительной особенностью интеллигента является щедрость души. Безусловно, достаточно осмысленная. Так сказать, с чувством меры. Интеллигент, в проявлениях своей щедрости, исходит не из банального рационализма, свойственного многим простым людям. Когда каждое усилие должно приносить конкретную и ощутимую выгоду, преимущественно личного характера. Причем, как можно быстрее и значительнее. А из принципов духовной целесообразности. Чтобы его то или иное благодеяние не нанесло вред душе другого человека. Даже в случае, когда оно помогло его чисто физическому существованию. Но это тема большая и сложная, требующая совершенно отдельного объемного разговора. Что не входит в задачи данной работы. Ибо, ее специфика совсем иная.

Душевная щедрость проявляется, в первую очередь, в объеме качественного (это принципиальный момент) душевного тепла. Ибо, большинство людей, в лучшем случае, способны проявлять душевное тепло среднего качественного уровня. И то лишь иногда. А, чаще всего, к сожалению, лишь низкого уровня. И это создает четкий и конкретный стереотип поведения, который, со временем, переходит из разряда сознательных в разряд подсознательных. Иначе говоря, действующих уже не зависимо от воли и желания человека. Становится естественным и закономерным, организованным элементом его личностного менталитета. Что, собственно, является еще одним проявлением его существенной деструктивности и дисгармоничности в целом.

Интеллигент, в своем проявлении душевного тепла действует достаточно тонко и дифференцированно. Хотя, этот момент не означает высокомерия и пренебрежительности, формализма и чванливости, яркого демонстративного чувства принципиального превосходства над представителями других социальных слоев общества. Интеллигент, в силу определенных соображений, может отказать человеку в душевном тепле вообще. Но мелочиться и размениваться он не будет. С представителями своего круга и просто очень достойными людьми интеллигент бывает значительно более щедрым и вообще, и применительно к душевному теплу, в частности. Чем большинство обычных людей. И это при условии проявления только качественного душевного тепла.
У классического интеллигента душевное тепло имеет значительно более интеллектуальное и духовное содержание, чем у большинства простых людей, да и, по большому счету, и у большинства представителей формальной интеллигенции. Более того: обладая тонкой душевной организацией, интеллигент старается проявлять свое душевное тепло в наибольшей степени удобоваримым для того или иного конкретного человека.

Особенно щедр интеллигент для своих друзей, родственников, членов семьи. Он умеет создавать благоприятный психологический климат в своем окружении. Причем, на хорошем качественном уровне. Большинство обычных людей об этом, как впрочем, и о многих других элементах интеллигентности вообще, и аристократичности души, в частности, к сожалению, имеет весьма смутное представление. Все дело упирается в момент присутствия интуиции и проницательности, а также в момент наличия определенного комплекта свойств классической женственности или мужественности. Преимущественно врожденного характера, но и интенсивно развитых в родительской семье и в ходе самовоспитания и самосовершенствования.
Душевная щедрость проявляется не только в количественно плане, но и качественном. Душевное тепло интеллигента имеет особенно тонкий и изящный характер, высокий уровень многогранности и изощренности, мудрости и одухотворенности, гармоничности и совершенства.


Рецензии