Подо льдами

Плавание подводных лодок подо льдами и даже подледный запуск баллистических ракет с них теперь стало обыденным явлением, а ведь совсем недавно это было чем-то сродни первому полету в космос.
Идеи о возможности подледного плавания появились задолго до того, как удалось создать саму лодку. Так, в 1881 г. в Русское техническое общество свой проект подводной лодки представили братья Карышевы. В нем они писали и о возможности достижения полюсов, используя полыньи во льдах для пополнения запаса воздуха.
Этот проект, как и аналогичные, предлагаемые как в России, так и за рубежом, оставались на бумаге.
В то время лодки в зимнее время не эксплуатировались, поэтому в конце 1908 года было принято решение проверить возможность их использования при отрицательных температурах наружного воздуха. Для испытаний была выбрана «Кефаль» под командованием мичмана В.А. Меркушева. Это была лодка типа «Протектор» (в российском флоте - тип «Осетр»), построенная американской фирмой С. Лейка и вступившая в строй российского флота в 1905 году. Ее подводное водоизмещение составляло 187 т, а дальность подводного плавания всего лишь 17 миль.
Испытания начались 30 декабря 1908 года. В это время вся бухта Золотой Рог была покрыта льдом, а температура воздуха упала до -25 градусов. В 11 часов 48 минут 1 января 1909 года «Кефаль» начала первое в истории подледное плавание. Всего за время испытаний она пробыла подо льдом 1 ч 32 мин, пройдя при этом 4 мили. При одном из всплытий лодка пробила своим корпусом ледовое поле. К сожалению, полученный опыт в дальнейшем не использовался.
По мере создания и развития советского подводного флота, некоторые подводники высказывали мнение, что лодки должны уметь преодолевать ледовые преграды и в подводном положении. Это было особенно важным для Балтийского флота в 20-30-е годы, так как Финский залив зимой сковывали льды, а другой возможности выхода на просторы Балтики в те времена не существовало.
Одним из инициаторов решения проблемы подледных плаваний на Балтике в середине 30-х годов стал начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга А.Т. Тарадин. В докладе «О возможности использования подводных лодок в условиях Финского залива» предлагалось ввести в существовавшие проекты подводных лодок некоторые изменения, которые позволили бы подводникам плавать «под неподвижным льдом для решения боевых задач в период зимних боевых действий в Финском заливе и Балтийском море.»
Во время советско-финской войны 1939-1940 гг. этот вопрос приобрел особую актуальность. В ходе войны советским подводникам неоднократно приходилось форсировать под водой ледовые перемычки. Так, в начале января 1940 года действовавшей в Ботническом заливе лодке «Щ-311» трижды довелось совершать плавание подо льдами. Вот как описывается один из таких случаев:
«Ботнический залив, 4 января 1940 года, четверг. До широты 63°10'С сплошной лед...
11.25. Погрузились на глубину 25 метров.
12.05. Легли на курс 90°.
13.24. Подошли под полосу плавающего льда.
16.44. По местам стоять к всплытию!
16.47. Отдраили рубочный люк...»
В феврале 1940 года на подводной лодке «М-90» проводились испытания гидробура. С помощью этого устройства с находившейся подо льдом лодки за 7 минут во льду толщиной 60-70 сантиметров удавалось пробурить отверстие диамером 40 см. Это позволяло поднять перископ и вести наблюдение за окружающей средой. Была проверена и возможность вести подледную торпедную стрельбу. Дальнейшие испытания прервала начавшаяся Великая Отечественная война.
Кратковременные подледные плавания совершили и несколько лодок ТОФ. Рекорд поставили  25-26 января 1940 г. тихоокеанские подводники. Во время учения по выходу из бухты подо льдом «Л-13» за 19 часов 43 минуты прошла под ледовым покровом 46,8 мили.
В Арктике первое подледное плавание продолжительностью всего лишь в 30 минут совершила 13 февраля 1938 года подводная лодка «Д-3» в ходе спасения экспедиции папанинцев.
Во время Второй мировой войны действовавшие в Арктике германские подводные лодки неоднократно совершали кратковременные подледные плавания, форсируя ледовые преграды или укрываясь от атак противолодочных сил противника.
После окончания Великой Отечественной войны и особенно после начала «холодной войны» интерес к подледному плаванию возрос. Создание новых систем гидроакустики (эхоледомеров и гидролокаторов) позволял достаточно эффективно находить нолыньи во льдах и определять толщину ледовых полей. Появились и телевизионные установки для тех же целей.
В 1955-1960 годах ряд подводных лодок проектов 611 и 613 послевоенной постройки ходил на север Баренцева и в Гренландское море для приобретения опыта плавания подо льдом, отработки методики всплытия в полыньях и разводьях, для испытания первых эхоледомеров, приборов для приема радиосигналов. За два похода «С-329» прошла подо льдом без малого 400 миль, находясь под водой в общей сложности 133 часа. Несколько раз подводники всплывали в разводьях, производя зарядку аккумуляторной батареи. Наибольшее удаление от кромки льда составило 100 миль. Подводная лодка «С-347» прошла подо льдом за 56 часов 167 миль, а «Б-70» и «Б-76», удалившись от кромки льда на 140 и 135 миль, пробыли подо льдом 93 и 88 часов и прошли за это время 273 и 282 мили соответственно.
Во второй половине 40-х - первой половине 50-х годов короткие подледные плавания с применением специальных систем гидроакустики совершали и дизель-электрические подлодки США.
Однако, длительные плавания подо льдами стали возможными только после создания подводных лодок с атомными энергетическими установками. Пионерами здесь стали американские подводники. 17 января 1955 года подводная лодка «Наутилус» впервые вышла в море для ходовых испытаний. В тот день с нее передали историческое сообщение: «Идем на атомной энергии».
19 августа 1957 года «Наутилус» начал свой первый поход под арктическими льдами длиною в 1200 миль. А 3 августа 1958 года эта лодка стала первым кораблем, достигшим Северного полюса.
17 декабря 1958 года в строй вступила первая советская атомарина «К-3», позднее получившая название «Ленинский комсомол». Строительство по проекту 627 «Кит» велось на заводе № 402 (ныне «Севмаш») в Северодвинске. Проектирование и строительство этих лодок велось ударными темпами по принципу «догнать и перегнать Америку», что впоследствие привело к высокой аварийности. Наибольшие проблемы создавали парогенераторы. Их течь неоднократно приводила к радиоактивному загрязнению лодок. Так, в 1962 году половина выходов атомных лодок в море была сорвана из-за течи парогенераторов и трубопроводов.
Советские атомоходы начали совершать подледные плавания с 1959 года. В этом году «К-3» пробыла подо льдом в течение 18 часов, пройдя 260 миль. С 11 по 21 июля 1962 года впервые в истории Советского Военно-Морского Флота «К-3» под командованием капитана 2 ранга Л.М. Жильцова совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана.
Этот поход неоднократно откладывался из-за плохого состояния энергетической установки. В поход лодку отправили без трети парогенераторов, которые были заглушены из-за утечек. Мощность главной энергетической установки была ограничена 60 %. Ресурс же оставшихся парогенераторов оценивался в 800 часов и после возвращения из похода потекли и они, переоблучив экипаж. Кроме того, вследствие растрескивания тепловыводящих элементов активные зоны реакторов находились в таком состоянии, что радиоактивность воды в первом контуре во много раз превышала допустимую. Лодке после похода потребовался ремонт с заменой реакторного отсека.
17 июля «К-3» дважды прошла под Северным полюсом, но всплыть не смогла, так как в этом районе толщина льда составляла около 4,5 м. И только утром 18 июля в точке с координатами 84; 53; удалось найти полынью размером всего лишь 120х50 м, в которую всплывшей лодке с трудом удалось втиснуться. На одном из торосов водрузили флаг СССР, а экипаж получил возможность вдохнуть свежего арктического воздуха, сыграть в футбол и поиграть в снежки. 20 июля подводная лодка миновала границу ледовых полей, пройдя подо льдом 1294 мили за 178 часов.
В ходе этого похода экипажу пришлось пережить стрессс, ставшим географическим открытием. Глубина океана в 4 километра резко упала до 400 метров  и продолжала падать. Спустя несколько лет одна из вершин хребта Гаккеля, проходящего через Центральную Арктику, получила название подводная гора «Ленинского комсомола»
За этот поход его руководителю контр-адмиралу А.И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (электромеханической боевой части) инженер-капитану 2 ранга Р.А. Тимофееву было присвоено звания Героев Советского Союза, а весь личный состав корабля награжден орденами и медалями.
В 1991 году лодку вывели их состава флота, а в 2021 году «К-3» отбуксировали в Кронштадт, где она станет ключевым экспонатом проектируемого Музея военно-морской славы в Кронштадте.
В 1962 году экипажу подводной лодки «К-21» доверили проведение испытания «противоледных» торпед для образования полыньи для всплытия. Это были обычные электроторпеды САЭТ-50, но с усиленным зарядом. 8 августа лодка произвела два двухторпедных залпа по льду толщиной 2-3 метра с дистанции около 1300 метров. При этом образовались две полыньи - диаметром около 80 м (в торосистом льду) и 150х70 м (в гладком льду).
Только 29 сентября 1963 года экипажу лодки «К-181» под командованием капитана 2 ранга Ю.А. Сысоева удалось водрузить на Северном полюсе государственный и военно-морской флаги СССР. При этом не обошлось без курьезного случая - на борту обнаружили «зайца», моряка с другой подводной лодки. «Уж очень хотелось мне сходить на полюс», — заявил он. При всплытии на полюсе лодка пробила своим корпусом 30-сантиметровый лед.
В 1963 году атомоход «К-115» проекта 627А под командованием 34-летнего капитана 2 ранга И.Р. Дубяги совершил первый в истории отечественного флота переход северным путем в Тихий океан по маршруту Западная Лица - Северный полюс - Чукотское море - Камчатка. Выйдя 3 сентября из базы в Западной Лице, лодка севернее мыса Желания (Новая Земля) ушла под паковые льды, а 11 сентября всплыла в Чукотском море. Через 6 дней «К-115» прибыла в базу на Камчатке. Подо льдами Арктики за 121 час лодка прошла 1570 миль. Во время перехода подводники нанесли визит зимовщикам дрейфующей станции «СП-12».
Постепенно такие переходы стали обыденными и если до 1976 года межтеатровые переходы с Севера на Дальний Восток совершались также и южным путем вокруг мысов Горн или Доброй Надежды, то позднее использовался только северный маршрут.
Всего в 1963-1998 гг. подо льдами Арктики с Северного на Тихоокеанский флот было переведено 29 атомных подводных лодок и с Дальнего Востока в Заполярье - 3 лодки.
В 1978 году советские атомные субмарины впервые совершили групповое подледное плавание. Предполагалось, что лодки будут поддерживать между собою гидроакустический контакт и в случае необходимости смогут прийти на помошь друг другу. 22 августа лодки «К-325» и «К-212» проекта 670 вышли из базы на Кольском полуострове, а 26 августа ушли под лед. Связь меду лодками поддерживалась в телефонном режиме с помощью установки звукоподводной связи.
Большую часть маршрута удалось преодолеть без особых проблем, но в Чукотском море на подходах к Берингову проливу лодкам пришлось в течение двух суток буквально протискиваться через «щель» между морским дном и ледовыми полями, при этом расстояние до дна составляло около 20 метров, а от верхней части ограждения рубки до льда - около 10. Из-за большой толщины льда всплытие было невозможным. 1 сентября лодки всплыли на чистой воде и в надводном положении форсировали Берингов пролив, а через несколько дней прибыли в свою новую базу на Камчатке.
30 августа 1971 года Северного полюса впервые достиг атомный подводный ракетоносец «К-411» проекта  667А под командованием капитана 1 ранга С.Е. Соболевского с 16 баллистическими ракетами на боту. И хотя из-за отсутствия полыньи всплыть на полюсе не удалось, поход стал важным событием в истории отечественного флота. А в следующем году ракетной лодке «К-245» проекта 667АУ всплыть на полюсе все же удалось.
Поистине эпическим стал 80-суточный (из них 54 суток подо льдом) поход лодки «К-524» проекта 671РТМ (командир капитан 1 ранга В.В. Протопопов) летом 1985 года. Маршрут пролегал из базы на Кольском полуострове через Северный полюс и покрытые толстым льдом узкие и мелководные проливы, отделяющие Гренландию от островов Канадского арктического архипелага, в море Баффина и далее в Атлантику. Таким образом исследовалась возможность выхода в Атлантику, минуя Фареро-Исландский противолодочный рубеж НАТО. За это поход командир лодки был удостоен звания Героя Советского Союза.
К началу 80-х годов ракетные лодки освоили плавание подо льдами Арктики, всплытие в полыньях, как естественных, так и создаваемых торпедными взрывами, проламывание льда своим корпусом. 3 июля 1981 года была произведена операция «Старт 80» - с 80 градуса северной широты лодка проекта  667Б «К-447» после взлома двухметрового льда произвели пуск двух ракет Р-29. Старт состоялся через 9 мин после получения сигнала.
В 1982 году «К-211» проекта 667БДР совершила 60-суточный поход в Арктику, пройдя подо льдами 4400 миль в советском, американском и канадском секторах, произведя 14 всплытий в надводное стартовое положение, проламывая при этом лед толщиною до одного метра.
В этом же году лодка «К-279» проекта 667Б в течение 164 суток несла боевую службу подо льдами Белого моря. Смена экипажа после половины этого срока осуществлялась с помощью ледокола. С помощью постоянно дежурившего ледокола предполагалось также проделать полынью при получении приказа на пуск ракет.
1985 год ознаменовался групповым походом двух атомоходов к Северному полюсу: ракетной «К-129» пр. 667 БДР (командир капитан 1 ранга В.Е. Соловьев) и ее «телохранителя» - многоцелевой «К-218» пр. 671 РТМ (командир капитан 1 ранга Ю.П. Авдейчик). В этом походе, продолжавшемся с 18 августа по 7 сентября, после долгих поисков удалось обнаружить неподалеку от полюса подходящую для совместного всплытия полынью. И хотя течение относило корабли в сторону, всплыли они в полынье борт о борт.
Начиная с декабря 1981 года в строй начали вступать крупнейшие в мире (подводное водоизмещение 48 тысяч тонн!) ПЛ проекта 941 «Акула», вооруженные двадцатью ракетами Р-39. Эти лодки специально проектировались для службы в покрытых льдом арктических районах. В отличие от ПЛ проекта 667, горизонтальные рули располагаются в носовой части корпуса, в случае необходимости убираются внутрь корпуса. Рубка снабжена мощными ледовыми подкреплениями и крышей округлой формы, служащей для взламывания льда толщиной до 2,5 м при всплытии.
В 1985 г. тяжелый подводный крейсер стратегического назначения «ТК-12» (командир капитан 1 ранга Ю.М. Репин) предпринял поход для исследования способа пролома льда с помощью специального двигателя взлома, установленного в головной части ракеты. В августе 1995года «ТК-20» проекта 941 произвел учебные ракетные пуски из района Северного полюса.
В настоящее время в строй вступают новые атомные подводные лодки «Борей», вооруженные межконтиненталными баллистическими ракетами Р-30 «Булава» и многоцелевые типа «Ясень», еще более приспособленные к подледной службе.
Одно немаловажное преимущество Р-30 - возможность пуска из-под арктического льда. Для сравнения, АПЛ проекта 667, оснащенные жидкостными ракетами Р-29РМУ2 «Синева» и Р-29РМУ2.1 «Лайнер», могут проводить стрельбы только после взлома льда.
Согласно публикациям СМИ, для новых ракетных атомных подводных лодок типа «Борей» с 2014 года испытывались «ракеты-ледоколы». Первоначально они разрабатывались для неосуществленного проекта лодки с баллистическими ракетами «Барк». На этом комплексе конструкторы реализовали уникальную систему пуска ракет из-подо льда, когда за несколько секунд до выхода баллистической ракеты, перед ней стартуют несколько неуправляемых ракет. Взрываясь от соприкосновения со льдом, они расчищают дорогу главному ударному комплексу АПЛ.
В марте 2021 года в ходе совместной экспедиции ВМФ РФ и Русского географического общества «Умка-21» произошло знаменательное событие. В районе острова Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), пробив полутораметровый лед, на расстоянии всего лишь 300 метров друг от друга всплыли три атомных лодки с баллистическими ракетами - две проекта 667БДРМ и одна проекта 955.
Источники

1. Усенко Н.В., Котов П.Г., Реданский В.Г., Как создавался атомный подводный флот Советского Союза. Санкт-Петербург, 2004
2. Осипенко Л.Г., Жильцов П., Мормуль Н. Атомная подводная эпопея. Москва, 1994
3. Реданский В.Г. Во льдах и подо льдами. Москва, 2004
4. Апальков Ю.В. Подводные лодки Часть 1. РПКСН и многоцелевые АПЛ. Моркнига, 2017
5. Интернет


Рецензии