Наш земляк в небе над морями

НАШ ЗЕМЛЯК В НЕБЕ НАД МОРЯМИ


Об Алексее Гавриловиче Егорове односельчане и, я в том числе, и  общественность Сасовского  района впервые узнала из статьи Петра Касьяна  “В небе над морем” опубликованной в газете “Призыв” из Сасова” №2 от 18 января 2018 года. Хотя Алексей Гаврилович, как, оказалось, приходится мне родственником - моя бабушка Евдокия Васильевна Ежикова, в девичестве Егорова, приходилась Алексею Гавриловичу Егорову двоюродной сестрой. П. Касьян долго сомневался в том, что Алексей Гаврилович родился в Почково, поскольку в тех документах, которые были доступны ему в то время, место рождения значилось - город Сасово. Позднее на портале Бессмертный полк двоюродная правнучка Алексея Гавриловича Юлия Алиева, проживающая в Баку, выложила небольшую информацию об Алексее Гавриловиче Егорове, где место рождения указано - Рязанская область, село Почково.  Я связался с Юлией. Из нашего разговора с ней все сомнения относительно места рождения развеялись – Алексей Гаврилович Егоров действительно оказался нашим земляком.


История жизни Алексея Гавриловича развивалась так. В своё время в Почкове жила семья с фамилией Егоровы. Главу семьи звали  Фёдором.
У него было 6 детей – 4 сына и две дочери.
Второго сына Фёдора Егорова звали Гаврил (1873-1945).


Шёл февраль 1917 года. В столице России, Петрограде, были большие волнения, стачки, забастовки, люди выходили на улицы с лозунгами: ««Хлеба!», «Долой войну!», «Долой самодержавие!». Недовольство народа переросло в государственный переворот, названный впоследствии Февральской революцией.


А в это неспокойное время 21 февраля вдали от столицы, в Тамбовской губернии в селе Почково Елатомского уезда, в маленьком крестьянском доме, стоящем на берегу тихой речки Ежачки, у Егоровых Гаврилы и Елизаветы родился мальчик, которого нарекли Алексеем,  будущий генерал-майор авиации.


У Гаврилы Федоровича и Елизаветы было ещё двое детей: Пётр и Мария.


Детские годы Алексея прошли в Почково. Поскольку их дом стоял на берегу речки Ежачки все его детские годы, конечно, были связаны с водой. Даже зимой, на крещенье, около их дома во льду вырубалась большая иордань в виде креста; Алексей помогал колоть лёд взрослым мужикам. В иордани купались верующие люди, а отогревались у дяди Гаврюшки, поэтому в праздник Богоявления у них дома всегда было много народа. Весной, в полую воду, надо сказать, половодья в те времена были несравнимы с нынешними, они с отцом на лодке переправляли народ на другой берег -  в Огарёво.


Старший сын Егорова Гаврилы Федоровича – Пётр 06.06.1898-08.01.1968 был старше Алексея на 19 лет. Пётр окончил 4-ехлетнюю местную сельскую школу. В 1918 году женился на односельчанке Никитиной Ольге Васильевне. 19 сентября 1920 года у них родился первенец - Василий. Вскоре молодожены поехали работать в Баку. 01.10.1924 года в Баку у них родилась дочь – Валентина.


Пришло время, и Алексей после окончания школы тоже переехал в Баку к старшему брату. Тут наступила пора служить в армии. 15 января 1938 года Бакинским ГВК был призван на воинскую службу. И сразу же поступил учиться в Военно-морское авиационное училище (ВМАУ) имени Сталина в городе Ейске.

 
Осмелюсь предположить, что поступление в училище не обошлось без участия и помощи, а может просто совета односельчанина, будущего адмирала Павла Сергеевича Абанькина, который в мае 1937 года после окончания Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова был назначен военкомом в это же училище ВМАУ имени Сталина в городе Ейск. А предположение основано на том, что П.С. Абанькин являлся не только земляком Алексея Егорова, но и их семьи жили на одной улице, или как говорят в селе - на одном порядке в селе Почково, и их дома располагались друг от друга в пяти-шести домах. Родители очевидно очень хорошо знали друг друга, да и брат Пётр с Абанькиным Павлом были почти сверстники.


После окончания училища в декабре 1939 года Алексей направили служить в 57 бомбардировочном авиационном полку ВВС Балтийского флота младшим лётчиком, где послужил до марта 1940 года. Затем переведён в 40 бомбардировочный авиационный полк (бап) Черноморского флота, где служил старшим лётчиком до августа 1940 года, затем переведен в Дунайскую военную флотилию в 78 ОАЭ ВВС ЧФ, которая базировалась на аэродромах Одессы и Николаева,  там и встретил войну только с румынскими войсками. Егоров воевал на скоростных бомбардировщиках СБ авиаконструктора Туполева, изначально называвшихся, как АНТ-40 и стоящие на вооружении с 1936 года.


В одном из воздушных боёв он получил лёгкое ранение в руку. За успешное нанесение  бомбовых ударов составом звена по кораблям и транспортам противника на р. Дунай командир звена 78-й отдельной авиационной эскадрильи ВВС ЧФ старший лейтенант Егоров Алексей Гаврилович награждён орденом Красного Звезды.
Этот, самый первый орден «Красной Звезды» наш земляк привинтил  к своему кителю 29.01.1942 года.


В связи с обострением обстановки в Крыму Егоров в июне 1941 года переведен в 40-ой бомбардировочный авиационный полк ВВС Черноморского флота, который базировался в то время на аэродроме Сарабуз имея в строю 47 самолётов СБ. Он был назначен командиром звена 2-ой эскадрильи.
Дальнейший боевой путь нашего земляка можно проследить по наградным листам. Вот выписка из Наградного листа на командира звена старшего лейтенанта Егорова Алексея Гавриловича орденом «Красное Знамя», подписанного 16 сентября 1942 года  командиром 40 ап подполковником Морковкиным..
«Тов. Егоров в короткий срок овладел ночными полётами в сложных метеоусловиях на самолете СБ... Самоотверженно защищал подступы к Севастополю. ...
6.07.41 г производил бомбоудар  портовым сооружениям г. Тульча.
13.07.41 г летал на бомбоудар  по войскам противника. по агентурным данным противник понёс большие потери в живой силе и технике.
16.07,41 г летал на бомбоудар по транспортам и портовым сооружениям противника, уничтожено 2 портовых сооружения.
16.07.41 г летал на бомбоудар по огневым точкам и пристани противника, повреждена пристань и портовые здания.
23.06.41 г летал на бомбоудар в составе 6 СБ по войскам противника, имеется одно прямое попадание в батарею.
25.06.41 г летал на бомбоудар по транспортам противника в составе звена. Одна баржа потоплена.
15.03.42 г произвёл бомбоудар по жел.дор. эшелонам пр-ка, уничтожено до 15 вагонов с боеприпасами».
Этот орден «Красного Знамени» Егорову вручили 3.12.1942 года.


Стремительный рост лётных данных боевых самолётов привёл к моральному старению огромного парка машин прежнего поколения, да и потерь было много.  Отставшим оказался и ещё недавно грозный, считавшийся одним из лучших в своем классе, фронтовой бомбардировщик СБ. Поэтому  постепенно устаревшие самолёты заменялись на пикирующие бомбардировщики Пе-2 авиаконструктора Петлякова. Лётному составу 40-го полка пришлось в боевых условиях ускоренно осваивать новые самолёты Пе-2, получившие в народе название «Пешка».


Вот как упоминает Егорова в своей работе "УЧАСТИЕ 40-го АВИАЦИОННОГО ПОЛКА ВВС ЧФ В НАСТУПАТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЯХ 1943-1944 гг"  директор музея 40 БАП А.П. Гирник:

«По указанию Ставки главные силы Черноморской группы войск при поддержке Черноморскою флота 27.01.43 г. начали наступательную операцию с целью освобождения Новороссийска и Таманского полуострова.
На небольшом участке Таманского полуострова скопилось 23 дивизии немецко-румынских войск с техникой и вооружением. Переброска их через Керченский пролив осуществлялась при помощи БДБ, самоходных понтонов и лайб с буксирами. Все это нужно было уничтожать.
Перед полком была поставлена задача: уничтожать технику и живую силу отступающих войск противника, наносить удары по железнодорожным узлам Тихорецк, Крымская, Тимошевская. Ведение разведки переправ через реку Кубань. Уничтожать плавсредства в портах погрузки и разгрузки понтонов и лайб с буксирами. Все это нужно было уничтожать.
С 13 по 28.02.43 г. совершено 35 самолето-вылетов для удара по пристани Гадючий кут. В этих полетах участвовали летчики: Корзунов, Гнедой, Лушаков, Афанасьев, Мажурин, Прусов, Гах, Кондрашин, Иванов, Андрианов, Забияка, Егоров.
17.06.43 г. шесть самолетов Пе-2, ведомые летчиком капитаном Егоровым, бомбили плавсредства противника на переходе. Уничтожили один транспорт водоизмещением две тысячи тонн и в групповом бою сбили два Ме-109.
07.07.43 г. пять Пе-2, ведомые капитаном Егоровым, нанесли бомбоудар по порту Феодосия, где уничтожили четыре катера и одну БДБ».
25 декабря 1943 года командир 40 авиаполка Герой Советского Союза Корзунов подписал Наградной лист на командира 2 АЭ 40 АП уже капитана Егорова Алексея Гавриловича орденом «Красное Знамя». Очевидно, что Егоров к этому времени уже успешно летал на «пешке», что отмечено в Наградном листе - «тов. Егоров является снайпером-пикировщиком».  В разделе - Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг наградного листа записано:
«В Великой Отечественной Войне против немецких захватчиков активно участвует с первых дней, в начале командиром звена, зам. командира АЭ и с 19 ноября 1943 года командира 2 АЭ. За период войны совершил лично 120 эффективных боевых вылетов. Результат бомбометания подтверждается фотоснимками, соседними экипажами и истребителями прикрытия.
Летает в составе экипажа: штурмана АЭ капитана Коваленко и начальника связи АЭ лейтенанта Можара.
… с декабря 1942 года совершил 82 боевых эффективных вылета, из них с пикирования 67 и с горизонта 15, в результате которых уничтожено 3 транспорта общим водоизмещением в 3600 тонн, один танкер водоизмещением 3000 тонн, один ТЩ, 7 ТК, 11 БДВ, 2 сухогрузные баржи, 2 СП «Зибель», 260 автомашин с войсками и грузом, 2 батареи ЗА, 3 зенитно-пулемётные точки, до 2300 солдат и офицеров и взорвано 9 складов с боеприпасами, повреждено 2 мотошхуны.
За короткий период командования АЭ сумел сплотить хорошую боевую эскадрилью, способную выполнять сложные задачи с пикирования и метко разить врага. Только за два месяца АЭ сделала 125 эффективных боевых вылета с пикирования,  в результате которых уничтожила: транспортов 2, 1 танкер, 2 ТЩ, 10 БДВ,1 катер,1 зенитную батарею, 1 зенитно-пулемётную точку, в воздушном бою сбит один истребитель противника, вызвано взрывов и пожаров 12. Повреждено: транспортов 2, 1 тральщик, 1 СК.
Лично тов. Егоров является снайпером-пикировщиком, летает в сложных метеоусловиях».
Этот орден «Красного Знамени» ему вручили только 23.04.1944 года.



После награждения орденами «Красной звезды» и «Красного знамени» Егоров заслужил ещё одну важную награду. В Наградном листе, командира 2 АЭ 40 АП, 13 ПАД, ВВС ЧФ капитана Егорова Алексея Гавриловича орденом «Александра Невского», подписанным командиром полка Кирьяновым 17 апреля 1944 года:
«совершил 63 успешных боевых вылетов на бомбоудар по плавсредствам, живой силе и технике противника, в результате которых уничтожено: 2 транспорта по 800 тонн водоизмещением каждый БДВ, 1 СК, 1 сухогрузная баржа, 3 торпедных катера, 1 тральщик. Повреждено: 1 транспорт водоизмещением 2000 тонн и 2 БДВ.
Летает в составе экипажа: штурман АЭ капитан Коваленко, воздушный стрелок радист начальник связи АЭ лейтенант Мажара.
Техника пилотирования отличная, в бою беспредельно храбр. На своих боевых примерах боевой работы по уничтожению плавсредств противника воспитывает личный состав АЭ.
Под его руководством выращены снайперские экипажи, которые без промаха разят врага».
Орден «Александра Невского» наш земляк привинтил к своему кителю 21.04.1944 года.


Апофеозом наград, полученных нашим земляком во время войны, стал орден «Ушакова 2 степени», который был  Учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 марта 1944 года, а 6.11.1944 года с правой стороны груди Алексея Гавриловича Егорова красовался этот очень престижный орден. Изначально предполагалось присвоить Егорову  Алексею Гавриловичу звание Герой Советского Союза и наградить золотой звездой,  однако командующий ВВС ЧФ генерал-лейтенант авиации Ермаченков посчитал, что он «достоин Правительственной награды орден «Ушакова 2 степени». Всего награждено этим орденом 194 человека.


Из Наградного листа  на помощника командира 40 БАП 13СПАД  ВВС ЧЕРНОМОРСКОГО ФЛОТА майора – Егорова Алексея Гавриловича
ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА, подписанного 31.05.1944 года командиром 40 краснознаменного авиаполка подполковником Кирьяновым.


«За период отечественной войны, произвёл164 боевых вылетов из них: ночью – 35 на бомбоудары по портам, плавсредствам, технике и живой силе противника.
Лично им уничтожено: 5 транспортов, 1 танкер, 9 БДВ, 6 СП «Зибель», 3 сухогрузных баржи, 2ТКА, 1СКА, 3 катера, 4 мотошхуны, 4 самолёта на земле, 63 автомашин, 12 танков, 12 ж.д. вагонов, 27 различных складов. Его экипажем сбито в воздушных боях 3 самолёта противника.
Будучи командиром АЭ, крепко сколотил личный состав эскадрильи, в результате АЭ была способна решать любые боевые задания, как с пикирования, таки с горизонтального полёта. В результате боевых действий эскадрилья под его командованием уничтожила 8 транспортов, 23 БДВ, 5 сухогрузных барж, 1 нефтеналивную баржу, 10 шлюпок, 1 СКА, 12 ТКА, 1 тральщик, 2 зенитные батареи, 258 автомашин, 1 огневую точку, 3 плевых орудия, 8 складов, вызвало 40 пожаров, 22 взрыва.
Повреждено: 2 транспорта, 5БДВ, 1 танкер, 1 СКА, 2 мотошхуны.
За время войны вырос от рядового лётчика, до помощника командира полка Безгранично храбрый и самоотверженный лётчик. Постоянно совершенствуется сам. Готовит и совершенствует личный состав полка на личном боевом опыте. Тактически грамотно выполняет боевые задания командования. Смелый и решительный лётчик. Активный участник обороны Севастополя. Базируясь на аэродроме Херсонесский маяк, под непрерывным воздействии авиации и артиллерии  противника совершил 48 боевых вылетов на бомбоудар по переднему краю обороны противника и его аэродромам. В период 2-го наступления, в жаркие дни боёв по7-8 раз в день вылетал на выполнение заданий. Как пом.командира полка, имея богатый опыт, личным примером и показом воспитывает лётный состав в духе беспредельной преданности к Родине и ненависти к ненависти к немецким захватчикам.
В период наступления Украинского фронта с 20 по 25 августа – тов. Егоров лично совершил 4 боевых вылета по портам КОНСТАНЦА СУЛИНА, где уничтожил: 1 КТЩ, 1 БДВ.
Тов. Егоров является активным участником бомбоударов по ВМС противника: КОНСТАНЦА, СУЛИНА, ТУЛЬЧА, СЕВАСТОПОЛЬ, ЯЛТА, ФЕОДОСИЯ, ТАМАНЬ. Участник Героической обороны ОДЕССЫ, боёв за КАВКАЗ, ТАМАНСКИЙ полуостров и КРЫМ.
Лично подготовил к боевым действиям 17 экипажей. За время его командования АЭ 37 чел. лётно-технического состава награждены Правительственными наградами.
Все результаты боевых действий майора ЕГОРОВА  подтверждены фотоснимками, агентурными и разведданными.
За произведенные успешные 164 боевых вылетов в том числе 97 успешных боевых вылетов с пикирования, проявленные при этом храбрость, мужество и геройство – достоин Высшей Правительственной награды и присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА».


Помощником  командира по летной подготовке и воздушному бою 40-го пбап Егоров прослужил до сентября 1945 года.  Затем он был назначен на ту же должность, но в 13-ю сахалинскую авиационную дивизию, где пробыл до 1.1946 года.


После  майор Егоров был назначен командиром полка в военно-морское авиационное училище ВМАТУ им. Леваневского в г. Николаев, где прослужил до 1951 года. Вскоре после возвращения в Николаев он женился, и у молодых появилась дочка Алла.   В 1947году ему присвоено воинское звание подполковник,  а в 1951 году – полковник. В 1954 году окончил авиационный факультет ВМА им. К. Е. Ворошилова.


Из ранее сказанного складывается впечатление, что наш земляк вдоль и поперёк исчертил всё небо над акваторией Чёрного моря, где как-бы стало ему тесно и теперь он собрался осваивать огромные океанические просторы Тихого океана. Но это не так.

У военных это совсем не так - куда прикажут, туда и поедешь. Вот и после окончания академии он назначен зам. командира дивизии по летной подготовке в минно-торпедную дивизию ВВС ТОФ. Затем в 1956 году о уже принял командование минно-торпедной дивизией, в которой был командиром вплоть до 1961 года.


Но тут вспомнили об огромном боевом опыте, который приобрёл полковник Егоров в боях на Чёрном море, а затем и на Тихоокеанском флоте, и он в 1961 году был назначен заместителем начальника по летной подготовке учебного центра ВМФ, затем стал заместителем начальника 33-го Центра боевого применения и переучивания летного состава авиации ВМФ им. Преображенского в г. Николаеве, где прослужил до 1971 года.


В 1967году ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
Вот выписка из представления к званию генерал-майор авиации:
«Принимал непосредственное участие в Великой Отечественной войне... Будучи летчиком-пикировщиком, совершил свыше 250 боевых вылетов на бомбоудары по портам, плавсредствам, технике и живой силе противника, уничтожил много живой силы и техники противника. В воздушном бою имел ранения. За всю летную службу летных происшествий не имел, но имел более десяти сложных аварийных ситуаций на самолетах СБ, Пе-2, Ту-14 и Ту-16 (два пожара, различные отказы авиационной техники). Но благодаря самоотверженности, высокому летному мастерству и проявленной отваге спасал жизнь экипажу и предотвращал аварии самолетов... Имеет большие заслуги в освоении боевой авиационной и ракетной техники. Своей непосредственной организаторской работой обеспечил руководство, подготовку первых экипажей ракетоносцев авиации флотов с практическим пуском ракеты К-10с, а также проведение испытаний по увеличению дальности, снижению высоты пуска ракеты К-10с к улучшению маневренности ракетоносца Ту-16 на боевом курсе... В период проведения испытаний лично произвел успешный экспериментальный пуск ракеты из длительного хранения в полевых условиях».
В 1971  генерал-майор Егоров назначен на должность зам. Начальника  6-го Государственного  испытательного центр ядерного оружия на архипелаге  Новая Земля. Ему вменялось в обязанность заниматься авиационным обеспечением полигона. До 1973 он успешно решал возложенные на него задачи авиационного обеспечения испытательного центра ядерного оружия в суровых условиях архипелага Новая Земля.


 С декабря 1973 он уволен в запас по болезни.
В послевоенные годы он был награждён ещё двумя орденами: в 1953 году орденом «Красной Звезды», и в 1985 – орденом «Отечественной войны I степени».
Генерал-майор Егоров Алексей Гаврилович скончался на 88 году жизни 9 ноября 2005 года и похоронен вдали от родины в г. Николаеве.
 

Вот вы и познакомились с жизнью нашего земляка Егорова Алексея Гавриловича. Тот паренёк, родившийся в доме, стоявшим на берегу тихой речушки Ежачки в селе Почково. пройдя через ад войны в небе над Чёрным морем, где его считали снайнером-пикировщиком; летая над водами Тихого океана на новейших реактивных торпедоносцах, и в завершение служения Родине, принимавший участие в испытаниях атомных бомб на полигоне Новая Земля, где уже летал над Карским и Баренцевым морями,  вырос до генерал-майором авиации. Благодаря вот таким паренькам, вышедшим из простого народа,  наша страна победила фашизм и живёт сейчас под мирным небом.


В заключение хочется сказать, что жителям села Огарёво-Почково можно гордиться, что на нашей земле родился такой известный и героический земляк.
Автор выражает благодарность племяннице нашего земляка Валентине Петровне Егоровой и внучатой племяннице Алиевой Юлии за предоставление материалов из личного архива и рассказы об эпизодах жизни связанных с Алексеем Гавриловичем.
Член Союза журналистов России Владимир Ежиков


Рецензии