30. 7 Пушкин Антропология Бесы, обольщение и
Бесы, обольщение и притворство Пушкина по Федору Сологубу
Бесы, обольщение и притворство Пушкина по Федору Сологубу
1. Всякая поэзия хочет быть в храме Эвтерпы — хочет быть лирикой.
Всякая лирика завершается иронией: отказом от этого случайного мира и стремлением построить свой мир иной (со святынями «которых нет») с уверенностью, что такое творение возможно .
2. Всякая великая поэзия состоит из сочетания лирических и иронических моментов. Степень понимания поэтом этих моментов, их соотношения, пропорцией в его лирике и рокового их спора обусловливает: (а) степень риска подвергнуть себя бесовским наваждениям и (б) стойкость поэта перед искушением Беса и Соблазном Зла
3. Для защиты себя и своих творений от бесовщины поэт, если он посвященный, чертит магические круги, внутрь которых нечистая сила не проникает. Но, если поэт неверно понимает гармонию лирики и иронии, но он неизбежно оставляет бреши в этих кругах и Бес дойдет до середины … Эта опасность наиболее грозит лирическому поэту.
4. В творчестве великого поэта не бывает случайных ошибок. Бес, который втирается в это творчество, — бес опасный и сильный. Бес, соблазнявший великого Пушкина, был бес не заурядный. Он пришел к нему рано (Безверие, 1817, фрагмент):
Найдите там его, где илистый ручей
Проходит медленно среди нагих полей;
Где сосен вековых таинственные сени,
Шумя, на влажный мох склонили вечны тени.
Взгляните – бродит он с увядшею душой,
Своей ужасною томимый пустотой,
То грусти слезы льет, то слезы сожаленья.
Напрасно ищет он унынью развлеченья;
Напрасно в пышности свободной простоты
Природы перед ним открыты красоты;
Напрасно вкруг себя печальный взор он водит:
Ум ищет божества, а сердце не находит.
5. Пушкин впал в обольщение лживое и опасное: он был трудяга, а не гуляка праздный — он упорно работал над рукописями в ценность импровизации особо то и не верил), но гипнотизировал его иной образ поэта: он был и чувствовал сам себя Сальери, прилежным и удачливым работником, а быть хотел таким, как Моцарт - безумцем и праздным гулякою; был трезвый, благоразумный и бережливый, а натаскивал на себя причуды праздных шалопаев.
Безосновательное жало неудовлетворенности вливало в него свой жгучий яд.
6. Пушкин, раз надев чужую маску или ненужную личину, впал в притворство
7. Притворство — первая ступень. Лиха беда — начать. Дальше идет самозванство. И то, и другое отразилось в поэзии Пушкина. Хотел быть, как Моцарт. «Ведь он же гений, как ты да я»,— говорит у него Моцарт. Очень снисходителен и Пушкин был к своим современникам. Холоден был только к двум: к гениальному Баратынскому, и к Бенедиктову …
8. Корень притворства и самозванства — в неправом самоотрицании, в ложном самоотречении: не нравлюсь сам себе, хочу быть другим, лучшим; Не нравлюсь себе, хочу идти выше, стать лучше — с иной личиной...
9. Пушкин — тип великого поэта, который как лирический поэт, говоря нет данному миру, говорит это для того, чтобы восхвалить мир, которого нет, который долженствует быть, которого Я хочу, который Я творю. Творю подвигом всей моей жизни. Возникает роковая Двусмысленность и постоянное тяготение к Контрастам: где великий Моцарт, там и маленький Сальери,— и кто из них ближе, кто подлиннее отражает Пушкинский лик?
10. Страшный чорт — старый чорт Савельич (старый, преданный слуга; один из героев «Капитанской дочки») всегда кружит вокруг лирически-настроенных, и возводит их на высокие горы, и показывает им богатство и красоту мира, и говорит: — Как пышно! Как богато! Какая честь! Хвали! Преклонись! И так редко слышит достойный человека ответ: — Не о хлебе едином... Не искушай... Иди...
Пушкин этого ответа решительно и ясно не дал. Он остался с Савельичем. И Савельич замучил его даже до смерти...
merci beaucoup pour votre attention
Свидетельство о публикации №222022101309