История семьи. Божатка Анна

В 1897 году Скорюкова Марья Глебовна из деревни Лучкино вышла замуж в деревню Лом за Мартюкова Александра Васильевича. Хорошо жили молодые, семья была трудолюбивая, «работливая», дом стоял посередине деревни. Большой. На «взвозе» на сарай на лошади заехать можно было. Выросли дети: Анна, Алексей, Кельсий и Апполинария. У старшей и младшей дочек разница в возрасте составляла двадцать лет.
Только вот в их судьбу, судьбу детей, которые имели уже собственные семьи, вмешалась война.

Я начала рассказ с Марьи и Александра. Они продолжатели нашего рода -рода Мартюковых из верхнетолшменской деревни Лом.

В этой семейной родословной моя бабушка Маня является внучкой Марьи и Александра. Именно с ее слов я пересказываю историю семьи.

Расспрашивая бабушку Маню про судьбу каждого из тех, о ком будет мой рассказ, я думала и представляла, как же не сладко им жилось.
Бабушку снова и снова просила повторить то, что уже знала наизусть, казалось бы...

А вопросов меньше не становилось. Истории собираются и обрастают подробностями вновь, а в этом в настоящее время мне помогают двоюродные, троюродные родственники, которых я долгое время знала только по бабушкиным воспоминаниям.
У каждого своя история. И в каждой из горькая судьба. Слушаешь, а за каждым словом — мучительная боль, горькие слезы, терпение и сила, что довелось вынести, вытерпеть, пережить и испытать на себе.
***
Дочка Марьи и Василия Анна вышла замуж за Ивана по большой любви. Тот вернулся с первой германской войны, прослышал, что Анну просватали, не думая, пошел свататься сам. Не отдал Анну другому.

Жили молодые в любви и согласии, родили и вырастили сына и дочь.
Но война у Анны забрала сына, а следом и мужа. В 1941 году она получила похоронку на сына Николая, в 1942 году муж Антуфьев Иван Алексеевич пропал без вести.
Она надеялась, что пропавший без вести муж Иван  вернется. Ждала его, надеясь на чудо. Хоть  без рук-без ног вернулся, только бы живой был. Через много лет узнала Анна, что он все-таки погиб и похоронен в братской могиле.

Дочка Галина работала после войны на торфразработках в Чагоде. Приходилось тогда работницам не легко - девушкам приходилось забираться в болото по самую грудь. Галинка была  вся простужена. Летом в жару пить хотелось постоянно, а воды свежей не было - пили воду прямо из болота. В начале 50-х годов попала она в больницу в Николе - ноги начали опухать. Не смогли врачи спасти Галинку,  умерла она на больничной койке.

Работники больницы боялись напрямую Анне передать, что её дочь умерла. Передали с перекладными, что дочку выписали.

Анна запрягла лошадь в санки и поехала до Николы, где ее ждало еще одно горе.
Сочувствующие взгляды из окон больницы Анна не замечала, она не чувствовала и не помнила себя - она была ни живая, ни мертвая. Ей в эту минуту хотелось умереть.

Усадив кое-как свою Галинку в санки, поехала Анна домой хоронить дочку.  Слезы душили ее, боль сдавливала истерзанное сердце. Проезжая мимо попутных деревень, она не могла сдерживать крика боли и отчаяния. Голосила навзрыд бедная мать, рвя душу и сердце себе и всем, кто слышал её причитания.

Когда лошадь везла их по родной деревне, Анна  рыдала со страшным рёвом. Все местные женщины сбежались на крик, догадавшись, что у Анны случилось ужасное.

Сама Анна прожила долгую жизнь одна в своем доме. Её все любили, многочисленная родня навещала,  племянницы и сестра Апполинария звали её божаткой. Когда не стала смогать справляться по хозяйству, забрала ее в свою семью на Предтечу младшая сестра Апполинария.

В деревню на лето в гости к Апполинарии и ее мужу Николаю приезжали внуки. Одна из внучек Галина вспоминает бабушку Анну : «Очень добрая та была, вспоминала своих деток и всё плакала. Старенькая ослепла совсем. Сяду рядом с ней на лавку, подвинет меня к себе и по голове гладит. В ее глазах всегда были тоска и печаль". Скончалась Анна на 80-м году. Похоронена в Верхтолшме.

апрель 2020 год


Рецензии