Судьба Музея и ПХУ с приходом Советской власти
очень любят управлять чем-нибудь»
В.О. Ключевский
Через четыре месяца после кончины Владимира Михайловича Терёхина - хранителя Музея при Пензенском художественном училище прекратит существование Российская Империя, а вместе с ней все устоявшиеся институты управления и экономические связи. Воюющей стране, революционно настроенному народу будет не до Архивных комиссий, Статистических управлений, не до музейных экспонатов и археологических раскопок. Пензенские государственные музеи приостановят свою работу c марта, а после Октябрьской революции от них совсем ничего не останется. Выживет только Пензенское общество любителей естествознания (ПОЛЕ), как организация общественная, то есть, по меркам Советской власти, народная.
*
А что же наши футуристы? Казалось бы, приходит, теперь, их время…время очищения от всего старого, закостенелого, открываются все пути к новым экспериментам в живописи, к изменениям в языке, в письменности, к торжеству технического прогресса!
Действительно, с началом революции, новое авангардное, плакатное искусство, наконец, находит применение во всех сферах. Творчество художников и поэтов наполняется пафосом революционного романтизма. Деятельность наиболее активных представителей этого направления берёт курс на повсеместное утверждение идей «левого» искусства.
В первые дни свободы, разбушевавшаяся революционная волна сносит всё на своём пути: купеческие магазины, особняки, банки, «буржуазные» учреждения. Достаётся и музеям. В связи с массовым уничтожением и разграблением культурных ценностей перед новыми органами государственной власти остро встаёт проблема их выявления и охраны. В мае 1918 года принято решение создать в структуре наркомата просвещения специальный отдел по делам музеев и охраны памятников искусств и старины.
Уполномоченными по созданию Государственных свободных художественных мастерских в провинциальных городах назначаются Левые художники-авангардисты, которые обычно становятся заведующими подотделами изобразительного искусства губернских отделов народного образования и подчиняются Наркомпросу, возглавляемому А.В. Луначарским.
Тогда же, в Пензе, зав. Подотделом Наркомпроса назначается 25- летний выходец из мещанской пензенской семьи Ефим Равдель. Проучившись всего год (с 1914 по 1915г.г.) в качестве вольнослушателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, новоявленный художник и скульптор – авангардист Ефим Равдель начинает активно заниматься реорганизацией Пензенского художественного училища в государственные свободные художественные мастерские и внедрять в массы искусство авангарда. В мастерских Равдель устанавливает самоуправление, вводит новые приемы изображения. Например, связав хлам в одну кучу, на веревке подвешивает к потолку и раскачивает, в то время как учащиеся должны это зарисовать. Приём называется: «Натюрморт в динамике».
Потомок Ефима Равделя, современная жительница Петербурга Нина Цивина, рассказывает: «После революции недоучившийся скульптор приезжает на родину в Пензу и устраивается декоратором театра «Просвещение» при Совете рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Там художник оформил десять спектаклей, но неуемному темпераменту Ефима было тесно на театральных подмостках.
В апреле 1918 года Равдель был назначен заведующим Отделом искусств пензенского губсовета. В связи с приближающимся 100-летием со Дня рождения Карла Маркса Равдель выполнил из 300 пудов глины и гипса его 6-метровую фигуру. Памятник был торжественно открыт 1 мая на Соборной площади Пензы напротив бывшего губернаторского дома. Это был первый памятник, поставленный в Пензе Советской властью. В газете «Правда» вышла статья известного революционного деятеля Бела Куна под названием «Пензенский памятник»: «Далеко от лондонского кладбища, где ютится могила с простою каменной плитой, в глубине первого пролетарского государства вырос первый памятник первому мыслителю и борцу пролетариата, первый общественный памятник Марксу...Монумент был неприятен многим жителям, не поддерживающим революционных идей. И месяца не прошло, как памятник тайно ночью уничтожили».
Эксцентричный комиссар оставил о себе память в Пензе ещё и тем, что во время Октябрьских праздников проехался на вороном коне в красной тоге, изображая Спартака.
И. С. Горюшкин-Сорокопудов – тогда отставной преподаватель художественного училища, на базе которого новый комиссар создал Пензенские государственные свободные художественные мастерские, в своих мемуарах писал: «…после Октябрьской революции начинается тот развал и ненормальные безобразия, которые носили характер вандализма, что я взял на себя смелость здесь написать. В 1918 году из Москвы был назначен комиссаром по искусству некто Ефим Равдель. Это первый период развала в Пензенском художественном училище...».
В те годы на старых преподавателей училища - сторонников реалистического искусства начинаются гонения за их «буржуазность». Утрачиваются экспонаты Музея при художественном училище: выбрасываются предметы старого быта и народные костюмы, которые использовались также и для устройства театральных постановок; безвозвратно исчезают картинные полотна, уничтожается часть библиотеки, методфонда. А ряд ещё оставшихся экспонатов пропадает в 1927 году, в процессе передачи их в Краеведческий музей. О более ценных экспонатах, - монетах и украшениях из древних курганов, уже никто ничего не знает.
Ефим Равдель из Пензы вскоре будет переведен Наркомпросом в Екатеринбург, а затем, в 1920 году его отзывают в Москву на должность уполномоченного Отдела изобразительного искусства народного комиссариата просвещения. Там его деятельность по реорганизации Высших государственных художественных училищ была замечена самим Луначарским и он, на базе двух училищ: Московского - живописи, ваяния и зодчества и Строгановского, организовывает Высшие художественно-технические мастерские ВХУТЕМАС, а затем становится их ректором. Мастерские должны были стать авангардным учреждением по формированию нового фкуса у народа. Несмотря на горы организационной работы, Ефим Равдель, вспомнив свою пензенскую деятельность, принимает участие в оформлении масштабного мероприятия в помещении цирка на Цветном бульваре, - спектакля «Мистерия-Буфф» по пьесе Маяковского. Спектакль с 350 актёрами был приурочен к III Конгрессу Коминтерна. В числе режиссеров и оформителей, кроме Ефима Равделя были руководитель Еврейского камерного театра Грановский и художник Натан Альтман.
Однако, уже к 1923 году в стране наметились перемены и, левые идеи в искусстве стали сдавать позиции. Лидирующие позиции во ВХУТЕМАСе занимает «чистое искусство»…приближается эпоха соцреализма. В результате всего этого Ефим Равдель уступает своё место ректора известному графику В.А. Фаворскому.
Осип Брик, с которым Ефим был дружен, помогает ему уехать с семьёй в Латвию, а затем его следы теряются. Есть предположение, что семья Равделя эмигрировала в Германию, затем в Варшаву, а затем, разделила судьбу 60 % евреев Европы…
Позднее, Пензенские свободные художественные мастерские Равделя были преобразованы в художественный техникум, потом в художественно-педагогический техникум. В 1936 году училище получает название «Пензенское художественное училище» и снова возвращается к обучению студентов в духе прежней академической школы. Отстраненный, в своё время, от преподавательской работы И. С. Горюшкин - Сорокопудов во время Великой Отечественной войны снова занимает должность директора и уровень обучения начинает, наконец, расти. Преподавание ведется по четырём специальностям: живопись, декоративно-оформительское (дизайн), скульптурное, театрально-декорационное и реставрационное.
Изначально, Пензенское художественное училище было создано в 1898 году по завещанию Николая Дмитриевича Селиверстова. На средства этого бывшего пензенского губернатора было построено здание и подарена коллекция картин и книг, ставшая основой будущему музею, До революции училище с честью носило его имя. Но с 1955 года Пензенское художественное училище, вернувшись к старым традициям, всё же носит имя другое, - его первого директора, художника Константина Аполлоновича Савицкого.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/02/21/1660
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2
Свидетельство о публикации №222022101628