Долгожданная свобода футуристов
Придётся воевать и, избегавшим призыва, Владимиру и Николаю Бурлюкам. Служа в 1916 году в Салониках (Греция), Владимир напишет брату, Давиду, что занялся местными раскопками и собирается привезти домой более сотни античных экспонатов. Археологией Владимир увлекался ещё во времена своей ранней юности, когда они с братьями жили в Херсонской губернии. Там он вдохновенно каждое лето проводил раскопки, находя в древних курганах скифские луки, наконечники стрел и множество других бесценных свидетельств давних времён. Но не сбудется даже эта его мечта: в 1917-м году он погибнет от взрыва бомбы.
Николай Бурлюк совсем заблудится на фронтовых дорогах: Первая мировая - Румынский фронт; Гражданская - Гетман Скоропадский, Петлюра; красные, белые, - в декабре 1920 года он будет расстрелян в родном Херсоне по приговору «тройки» 6-й армии.
Да и сам Давид, в 1918 году чудом избежит гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве.
Октябрьскую революцию, с её плакатными декретами, перекликающимися с футуристической философией, большинство новаторов в поэзии, живописи и театральном искусстве встретят с восторгом.
В 1918 году Коллегия по делам искусства при Наркомпросе составит смету на закупку произведений для новых музеев молодого Советского государства. В списке художников, утверждённом А.В.Луначарским, будут и Давид, и Владимир Бурлюк.
Владимир Маяковский после 1917 года, вместе с Всеволодом Мейерхольдом, Александром Блоком, Рюриком Ивневым и Натаном Альтманом приедут в Смольный, чтобы предложить сотрудничество новой власти. В. Маяковский станет особенно много писать, ездить по Советскому Союзу и за рубеж с выступлениями, участиями в диспутах, конференциях. Но уже к середине 20-х годов, поэт хотя и пытается бодро восхвалять коллективизацию в своих стихах, начинает уже находить недостатки и изобличать пороки нового строя (ст. «Прозаседавшиеся», 1922, пьеса «Баня», 1929).
Всеволод Мейерхольд сразу после Октябрьской революции вступит в Коммунистическую партию и тоже начнёт вести активнейшую театральную и организационную деятельность, направленную в русло политической агитации. Анатолий Луначарский пригласит его на должность заведующего Театральным отделом Наркомпроса. По мнению Мейерхольда, в современном театре нужно совершить революцию, подобную государственной, а все постановки политизировать. К годовщине революции Мейерхольд поставит первую советскую сатирическую комедию «Мистерия-буфф» по Маяковскому. Оформит спектакль художник-авангардист Казимир Малевич: «Окончил мистерию. <...> Поставил Мейерхольд с К. Малевичем. Ревели вокруг страшно. Особенно коммунистичествующая интеллигенция. <...> Три раза поставили — потом расколотили. И пошли «Макбеты».(Владимир Маяковский, отрывок из автобиографии «Я сам»)
В начале 20-х годов Мейерхольд откроет в Москве собственный театр и поставит более 20 спектаклей. В 1924 году он влюбился в актрису Зинаиду Райх — бывшую жену Сергея Есенина и уйдёт из семьи. Женившись на Райх, Всеволод Эмильевич усыновит ее детей от первого брака. В 1934 году Мейерхольд поставит спектакль «Даму с камелиями» с З. Райх в главной роли. Спектакль не понравится Иосифу Сталину, как не соответствующий курсу социалистического реализма, да ещё и супруга в письме к Сталину обвинит вождя в некомпетентности… в результате, в 1938 году театр Всеволода Мейерхольда закроют. После ареста и пыток на Лубянке, обвинив в контрреволюционной деятельности, Мейерхольда расстреляют в феврале 1940 года (реабилитируют в 1955 г.). Зинаида Райх будет убита в собственной квартире.
В. Каменский после революции будет вести культработу в Красной армии, активно участвовать в группе ЛЕФ - «Левый фронт искусств». Его пьеса «Степан Разин» в революционные годы будет пользоваться большой популярностью. В Тифлиском цирке, выезжая на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» он будет декламировать стихи и рассказывать о поэзии. А в 30-е годы успех будет у его поэмы « Емельян Пугачёв». Мариан Коваль положит её в основу либретто одноимённой оперы, которая будет удостоена Сталинской премии (1943). Любовь к авиации сблизит его с Валерием Чкаловым. С 1948 года после инсульта будет парализован. Скончается в 1961году.
А. Летнулов после октябрьской революции примет активное участие в формировании новой художественной культуры: он будет бессменным председателем общества московских художников, участником выставок, преподавателем во ВХУТЕМАСе (позднее, Московская государственная художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Проживёт 60 лет.
С восторгом примет революцию 1917 года и Владимир Татлин. Он станет председателем художественной коллегии Наркомпроса, а затем — Отдела материальной культуры. В 1919 году художник, по поручению Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата, приступит к проекту памятника «Третьему интернационалу». Но в результате, Троцкий его назовёт каркасом недостроенного здания, а Ленин – уродливой башней. Несмотря на это, недостроенная башня – памятник Третьему интернационалу позволит назвать Татлина родоначальником конструктивизма.
Постоянные творческие неудачи сделают его вспыльчивым и неуравновешенным: однажды Татлин сломает дверь в музей и с кулаками накинется на Казимира Малевича. Потом - работа в театре, а в 1932 году состоится его единственная персональная выставка. А когда советское искусство под руководством Отца народов пойдёт по пути соцреализма, Татлин останется не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — позже напишут о нем.
Вскоре, после установления советской власти, добившись шумного успеха, футуристы почувствуют, что их историческая миссия выполнена и футуризм постепенно начнёт исчезать. Кто-то выбреет собственный стиль, кто-то изменит сферу деятельности, кто-то добровольно уйдёт из жизни, а кто-то эмигрирует. Оставшиеся футуристы составят ядро Левого фронта искусств (ЛЕФа), который тоже распадётся к концу 1920-х. В 30-е годы работы футуристов, кубистов и прочих авангардистов будут в музеях уничтожать, а владельцев частных коллекций авангарда преследовать по закону.
*
Казалось бы, так не бывает. Но жизнь иногда складывается, как в фантастических романах. Осенью 1928 года в Париже В.В. Маяковский встретится с одной из тех самых дочурок архитектора Народного дома и посетителя салона Цеге, А.Я. Яковлева, Татьяной, и полюбит её.
Из письма Маяковского Лиле Брик из Парижа 12 ноября 1928 г.: "...Лисит, переведи, пожалуйста, телеграфно тридцать рублей — Пенза, Красная ул. 52, кв. 3, Людмиле Алексеевне Яковлевой". Это адрес, где жила мать Татьяны со своим третьим мужем, Николаем Орловым. Видимо, сестра Лиля (Людмила Алексеевна), французская балерина, актриса и модель, в то время гостила у матери в Пензе.
Незадолго до отъезда из Парижа Маяковский оставит все деньги одной из оранжерей, попросив владельца еженедельно посылать цветы на адрес Татьяны Яковлевой. Она будет неизменно получать красивые букеты из роз и орхидей, с вложенными в них стихами.
«Ты не думай,
щурясь просто
из-под выпрямленных дуг.
Иди сюда,
иди на перекресток моих больших и неуклюжих рук.
Не хочешь? Оставайся и зимуй,
и это оскорбление
на общий счёт нанижем.
Я всё равно тебя
когда-нибудь возьму —
одну или вдвоём с Парижем»
В. Маяковский
По приезде в Москву Маяковский, ярый пропагандист свободных безбрачных отношений, признается Лиле Брик: «Все, Лиличка. Я твердо решил — женюсь на Татьяне и перевожу ее в Москву. Там жить не смогу, сама знаешь. Прости. Ведь мы давно ничего друг от друга не скрываем». Но это окажется его непростительной ошибкой, ошибкой мужчины, далёкого от женской ревности и коварства. Внезапно письма от Татьяны приходить перестанут, не найдут ответа и телеграммы – молнии, полные недоумения и горечи: «Детка, пиши, пиши и пиши! Я ведь все равно не поверю, что ты на меня наплюнула».
В октябре 1929 г. Лиля Брик сообщит поэту новость о том, что его новая муза собралась замуж за виконта Бертрана дю Плесси. Подруга поэта Наталья Брюханенко вспоминала: «В январе 1929 года Маяковский сказал, что влюблен и застрелится, если не сможет вскоре увидеть эту женщину». А в апреле 1930 г. он нажмёт на курок.
Василий Каменский в письме к матери Татьяны потом напишет: «Одно ясно — Таня явилась одним из слагаемых общей суммы назревшей трагедии. Это мне известно от Володи: он долго не хотел верить в ее замужество. Полонская особой роли не играла».
Эксцентричная Татьяна Яковлева – дю Плесси - Либерман всегда помнила о Маяковском, хранила его письма и удивляла советских журналистов тем, что курьеры так и продолжали регулярно ей носить букеты цветов с карточкой: «От Маяковского». Она скончается в 1991 году, пережив Маяковского на 61 год.
ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/02/21/1697
К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2
Свидетельство о публикации №222022101660