Музеи советской Пензы

Можно представить, насколько сложно было вписаться учёным старой российской закалки, которые не покинули в те годы страну, в новое коммунистическое мышление: октябрьские события 1917 года не только перевернут политику, экономику, религию, но и взгляды русского народа на свою историю и культуру. Все ценности, в том числе и археологические находки, были сначала признаны «достоянием трудового народа» и подлежали «немедленной экспроприации», и лишь какое - то время спустя, когда утих пыл гражданской войны, новая власть снова решит взять общероссийские ценности под строгий государственный контроль.
 
Научная и культурная жизнь Пензы, которая в те годы была искрой в общероссийском бушующем пламени, в точности, хотя и в меньшем масштабе, повторяла судьбу научной и культурной жизни всей страны.
 
Фонды Пензенского Краеведческого музея, который в 1924 году откроет свои двери в здании бывшего общежития женского Епархиального училища (ул. Красная, д.73), будут  заново формироваться из сохранившихся после революционных событий экспонатов музеев при Статкомитете, Архивной комиссии, ПХУ, ПОЛЕ. В основном это собрание предметов крестьянского быта, традиционная одежда разных народностей края, чучела животных, гербарии, орудия каменного века. Центральной экспозицией музея станет целый скелет мамонта, смонтированный А. А. Штукинбергом из отдельных костей дореволюционной палеонтологической коллекции.
 
Организатором «Естественно – исторического музея» в Пензе после революции, а с 1924 года – «Краеведческого», станет Иван Иванович Спрыгин. Он же возглавит работы по обустройству ботанического сада и научного гербария в Пензе, а в 1927 году станет первым директором Средневолжского заповедника, который теперь носит его имя.

Над формированием новой коллекции музея и организацией научно – исследовательской работы будут трудиться такие специалисты, как И.И. Спрыгин и Н.И. Спрыгина, Е.К. Штукинберг, И.Г. Заикин, Б.Н. Гвоздёв, А.Н. Магницкий, Д.Н. Протасьев и др., большинство которых уже к 1929 году от дальнейшей работы в музее  будут необоснованно отстранены.

Вновь собранного материала хватит лишь на создание трёх отделов:
 археологического,
 этнографического и
 исторического.

Пензенский краевед Олег Савин, пишет: «В 1927 году музей, начало которому положил Н.А. Савицкий и В.М. Терёхин был отделён от художественного техникума и присоединён к Губернаторскому краеведческому музею, как отдел. Это было, по мнению искусствоведа В.П. Сазонова «наименее благоприятное время для музея. Утрачивались традиции и сами экспонаты». К сожалению, самых ценных экспонатов: монет и украшений из благородных металлов и камней из древних захоронений, икон и старинной церковной утвари, любовно собранных жителями пензенского края под руководством В.М. Терёхина, в Краеведческом музее советской эпохи посетители уже не увидят.

В непростое время для археологии, когда будет подвергаться сомнению само право на её существование как самостоятельной науки (Всероссийское совещание 1932г), археологический отдел Краеведческого  музея возглавит Н. И. Спрыгина. В 1925 году, работая над составлением карты археологических памятников Пензенской губернии, она обратится к профессору А.А. Спицину с просьбой поделиться имеющимися сведениями по ним. В ответ на эту просьбу, А.А. Спицын напишет работу: "Древности Пензенской губернии", в которой учёный, споривший когда-то с В.М Терёхиным по поводу целесообразности проведения раскопок по Краснослободскому и Наровчатскому уездам, сделает такой вывод: «Лучшие сведении о памятниках древности собраны были в 1873 г. для Центрального Статистического Комитета. Из частных лиц наибольшие услуги Пензенской археологии оказал В. М. Терехин».

Заканчивает же учёный свою работу следующими рекомендациями: «Что  надлежало  бы  делать  далее?  Прежде  всего  через  краеведческие организации  и  отдельных  лиц  продолжать  собирание  сведений  о  памятниках  древности,  начатое  в  1873  г.  Статистическим  Комитетом  и продолженное  В.М. Терехиным,  давая  как  самый  учет  памятников,  так  и  их описание».
 
К концу 30-х годов культурная и музейная жизнь снова начнёт набирать силу. В 1937 году Управление по делам искусств примет решение об образовании Пензенской областной картинной галереи. Таким образом, художественный отдел музея начнёт действовать как самостоятельная организация. Как  научно – исследовательское  и просветительское подразделение краеведческого музея в Пензе накануне Великой Отечественной войны начнёт функционировать виварий, а в начале 50-х годов в состав музея войдёт планетарий, который будет демонстрировать звёзды в парке Белинского.

В 1986 году Картинная галерея им. К.А. Савицкого переехала из общего с художественным училищем здания. В настоящее время большая часть Картинной галереи находится в здании  Бывшего Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка (1912г. арх. А.И. фон Гоген), а другая часть - в здании Губернаторского дома, построенного в 1790-х годах. Коллекция её картин состоит из произведений искусства XVII—XXI вв. и насчитывает свыше 14 тысяч единиц хранения.

Кроме того, с 1983 года существует в Пензе  уникальный, единственный в России музей одной картины им. Г.В. Мясникова. Музей, не имеющий постоянной экспозиции, расположен в здании, являющимся памятником архитектуры второй половины XIX века. Тридцать семь посетителей музея рассматривают одну картину из Картинной галереи и слушают рассказ об её истории в сопровождении музыки и с демонстрацией фильма. По версии российского издания журнала «Forbes» 2011г., музей входит в число шести примечательных музеев мира, посвященных одной вещи, заслуживающей внимания каждого. Именно после открытия этого музея, по мнению академика Д. С. Лихачёва, начался «пензенский музейный ренессанс».

ДАЛЕЕ:http://proza.ru/2022/02/21/1687

К СОДЕРЖАНИЮ: http://proza.ru/avtor/79379102895&book=2#2


Рецензии