Формирование фундаментального мировоззрения

Николай Яковлевич Кириленко – советский и российский учёный в области механики, экологии, педагогики, психологии, академик Российской академии естественных наук, профессор, заслуженный изобретатель Российской Федерации, заслуженный деятель науки Московской области, лауреат Национальной экологической премии «Экомир», лауреат Международной экологической премии «EcoWorld», Международной премии им. М. Нострадамуса, специальный диплом им. Н.И. Вавилова Международной экологической премии «EcoWorld», почётный учёный Европы, почётный изобретатель Европы, выдающийся натуропат Европы.




ФОРМИРОВАНИЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ ЛИЧНОСТИ



Формирование фундаментального экологического мировоззрения должно стать непременной частью деятельности всей системы просвещения, образования, всей жизни человека.

Самое главное, от чего зависит вся жизнь человека, в том числе и решение экологических проблем, – это правильное понимание того, что происходит вокруг, т.е. правильное фундаментальное миропонимание, фундаментальное экологическое мировоззрение. От них зависят действия людей, отношения с окружающим миром и друг с другом. Только фундаментальные знания о мироздании [1-7] и их познание могут быть основой правильных фундаментальных поступков.

Для обеспечения гармоничного фундаментального экологического состояния личности в природе, обществе, в особенности подрастающего поколения, требуется разработка эффективной комплексной фундаментальной экологической политики в области фундаментальной коэволюции человека, общества с природой, мирозданием.

В современных условиях деятельность человека, его экологическое состояние оказались в опасности, т.к. порождённые самим человеком условия никак не вписываются в ритмы мироздания. Фундаментальное информационное раскрытие человека влияет на его сознание, заставляя гармонизироваться с окружающим пространством, мирозданием, что в результате приводит к улучшению экологического состояния, жизни человека.

Все структуры мира связаны с аккумуляцией информации, энергии из окружающей среды, и чем ближе структура или форма к законам мировой гармонии, тем сильнее воздействие на окружающий пространственно-временной мир. Человек – тоже структура, аккумулирующая ту часть информации и энергии, которую может извлечь в зависимости от состояния и уровня развития сознания [8, 9].

Изменение энтропии системы необходимо рассматривать в непрерывной связи с взаимодействием материи с фундаментальной естественно-научной основой мироздания – физическим вакуумом. Физический вакуум является средой [10], в которой отражаются энергетические процессы, проходящие в материальных телах, тем самым автоматически термодинамическая система переводится из закрытой системы в открытую систему.

Чем больше человек осознаёт своё фундаментальное единство с окружающим миром, мирозданием, что он и окружающий мир – это одно и то же, тем больше будет его способность оказывать на него влияние. Чем выше у человека сознание и багаж фундаментальных знаний, тем выше его возможности фундаментального взаимодействия с энергиями окружающего мира, мироздания для улучшения своего состояния.

Мироздание – совокупность всего, что существует физически. Экология – наука, изучающая фундаментальные законы взаимодействия живых организмов (включая человека и человеческое общество в целом) с окружающей средой (мирозданием), круговой оборот вещества, информации, энергии, делающих возможным жизнь. Экология мироздания – комплексная система, фундаментальный способ понимания явлений мироздания и экологического взаимодействия в нём человека.

Экологическое сознание – форма сознания, когда человек отождествляет себя с окружающей природой и признаёт как влияние природы на человека, так и своё влияние на неё.

Мировоззрение – целостная система воззрений на мир, на место в нём человека, отражающая отношение человека к миру и самому себе. Фундаментальное экологическое мировоззрение – мировоззрение, в основе которого лежат фундаментальные научные знания о мироздании и взаимосвязях в нём, определяющих жизнь.

Без фундаментального экологического мировоззрения, миропонимания невозможно осознанное фундаментальное экологическое миротворчество, т.е. создание правильного мира в себе и вокруг себя на основе единой картины мира как она видится на основе результатов науки.

Экология (в переводе с греческого языка) – дом и учение, наука о доме [11]. Это те ограничители, которые должны сохраняться, которые нельзя отменить в большей мере, чем это допустимо. Нельзя потому, что, в противном случае, внутри дома условия настолько изменятся, что жизнь станет невозможной. Поэтому надо хорошо знать и понимать эти ограничители (стены дома), знать для того, чтобы не повредить. В нашем случае ограничители находятся в непрерывном изменении (динамическое состояние мироздания) – магнитное поле, озоновый слой Земли, температура, состав атмосферы, циклические изменения в космосе, на Солнце и многое другое. Космос регулирует все процессы в биосфере нашей планеты. Любое живое существо связано абсолютно со всем.

Озабоченность общества загрязнённостью окружающей среды в последнее время расширили рамки экологии: приходится рассматривать те изменения, которые вызваны этим загрязнением.

Истинной экологии (как науке о «доме») ещё предстоит оформиться в целостную науку. Это произойдёт не на путях её деления на разные экологии, а на путях осознания основ мироздания (основ этого дома, его стен), тех ограничителей, которые человек не может позволить себе разрушить без того, чтобы разрушить саму жизнь.

Проблема затрагивает сами потенциальные возможности существования человечества вообще, жизнеспособность, а, следовательно, и проблемы, связанные с фактом жизнеспособности нашей Земной Цивилизации. И не случайно этой проблеме придаётся столь большое значение.

Как объект экологического исследования науки Вселенная может быть рассмотрена с позиций, базирующихся на материи, информации и структуре, что даёт возможность иметь некий целостный взгляд на объект [1, 9, 12].

Если рассматривать Вселенную через материальные процессы, то тогда появляется возможность детализировать такого рода подход. Появляется картина мира, которая базируется на современных представлениях, сформулированных в рамках теории физического вакуума Г.Н. Шипова [10].

Материальная Вселенная имеет известный нам вещественный уровень своего существования на уровне твёрдого тела, жидкости, газа, элементарных частиц.

Также представлен известный невещественный, хотя и материальный уровень. Это физический вакуум, который известен, поскольку через него выражаются проявления известных нам физических полей, таких, как электромагнитное, гравитационное поля и появившийся в последнее десятилетие новый физический объект – поле кручения (инерции). Это полевое существование материи.

Появляются два новых объекта, которые тоже соотносятся с полевой формой существования материи. Это так называемое первичное поле кручения, которое соотносится с уровнем сознания. И наконец, это то, что в физике получило название Абсолютное «Ничто» и соотносится с уровнем Абсолюта. Но при таком подходе оно имеет материальное, а, следовательно, физическое содержание.

Как только рассмотрена эта картина мира, появляется вопрос: в каком соотношении находятся такие кардинальные факторы, как человек, сознание и природа.

Человек (мыслящее существо) имеет взаимосвязь со всеми уровнями этой реальности – на уровне вещества, известных физических полей (физический вакуум, электромагнетизм, гравитация и поля кручения). Через проблемы сознания человек связан с первичными полями кручения и с Абсолютным «Ничто» (по теории физического вакуума). Таким образом, общей категорией является проблема сознания, которая затрагивает полевые структуры, как на уровне вещества, так и на уровне глобального духа.

Понимая эти общие глобальные взаимосвязи, перейдём теперь к более частной проблеме, к проблеме, которая связана с жизнью на планете Земля. Жизнь на планете Земля связана с неким объектом, который можно было бы образно назвать пространством жизнедеятельности человека.

Что определяет жизнь человека? С одной стороны, это совокупность сугубо земных природных факторов. Это такие параметры, как температура, влажность, атмосферное давление, природные явления, такие, как, цунами, землетрясения, озоновые дыры и радиационные пояса. От всех этих факторов зависим человек. И выход за определённые пределы любого из данных факторов – это неотвратимая гибель не только каждого человека, но и человечества в целом, а в ряде случаев гибель всего живого.

Есть вторая параметрическая координата – техногенные факторы, которые связаны с земледелием, ирригацией, химией в сельском хозяйстве и в быту, промышленное строительство, сбросы отходов, электронный смог – радиоэлектронные излучения, радиоактивное загрязнение и т.д., которые являются следствием технической деятельности человека.

И наконец, есть третья параметрическая координата – космические факторы, которые лежат за пределами нашей Земли. Это такие физические параметры, как космическое ультрафиолетовое излучение, корпускулярные потоки – космические лучи, внешние электромагнитные поля, внешние поля кручения, внешний материальный фактор, как ноосфера, и, наконец, это иерархия всемирного сознания, которые тоже составляют некий внешний фактор по отношению к людям.

При этом подходе получается исчерпывающая картина мира, которая показывает, что является определяющим для того, чтобы жизнь, с точки зрения условий существования живых организмов, была бы возможна.

На сегодняшний день понятно, что нужно заменить и на какой технократической базе современной цивилизации, чтобы все эти факторы исчезли, чтобы эти технологии находились в гармонии с природой и ничего не меняли бы во внутреннем балансе, который должен отвечать гармоничному существованию человека на Земле.

Теперь появилась возможность, понимая эти общие и частные закономерности, посмотреть, в глобальном плане, какова структура того, что называется экологией мироздания, то есть того, что связано с условиями фундаментального существования.

С одной стороны, появляется глобальная проблема – экология духа, которая включает в себя экологию сознания и экологию Вселенной как материальных объектов, связанная с теми процессами, которые происходят во Вселенной на материальном уровне. Как только осознаётся, что существуют эти два взаимодополняющих направления, то становится понятно, что экология духа имеет выражение на земном плане в экологии сознания.

Экология Вселенной не только на земном плане, но и на плане любой цивилизации, которая имеет технократический путь развития, распадается на экологию природы и экологию технологии. Если есть понимание того, что любое вмешательство в гармонию природы недопустимо, то тогда оказывается, что этот фактор является фактором, с которым человек должен считаться. Необходимо указание не на экологию природы, а на гармонию природы, экологию мироздания.

И тогда остаются две проблемы: это проблема сознания, которая зависит только от людей, и экология технологии, которая тоже зависит от них. И то и другое определяется уровнем развития их сознания. Человек нарушает экологию духа в глобальном плане, не следуя законам экологии сознания, гармоничного и равновесного существования Вселенной, нарушая законы, которые вытекают из гармонии технологии, что должно было бы быть, но чего, к сожалению, глобально нет. Ни одна из ныне действующих технологий не является гармоничной с природой. В действительности, такого рода производства не должно быть, оно должно быть другим и основано на другой технологической базе.

Появляется возможность такую структуру (экологию мироздания) детализировать на уровни: экология Земли, экология Солнечной системы, экология Галактики, экология Вселенной.

Большое значение В.И. Вернадский [13] придавал в своих работах глобальным связям, то есть связям Земли с другими планетами Солнечной системы и космическими объектами. Например, особую роль для жизни на Земле играют приливные силы, вызываемые Луной. С другой стороны, понимаем, что наша Солнечная система не является единственной в нашей Галактике.

В экологии Земли есть самостоятельные блоки – экология естественных процессов, хозяйственных процессов, человека (личная экология), сознания, цивилизации в целом. Можно эти различные составляющие части экологии мироздания рассматривать и как самостоятельные, но должны постоянно помнить, что они все между собой взаимосвязаны. Поэтому не только происходит разбиение на эти составляющие, но и указывается, что имеются их совокупные действия в экологии Земли, Вселенной.

Наряду с этим необходимо учитывать, что всё то, что связано с экологией Земли, действует на другие планеты точно так же, как другие планеты действуют на Землю. Необходимо учитывать, что экология Земли действует на экологию Солнца, на физическое состояние Солнца. Например, нарушения глобального равновесия на Земле, связанные с выбором грунта при открытых разработках, когда миллионы тонн грунта перемещаются из одного места на другое, вызывают определённые возмущения на Солнце, что говорит о солнечно-земных связях.

Необходимо учитывать влияние на Солнце также факторов других планет, более высоких по структурному уровню образований галактических факторов и факторов Вселенной. Из приведенной структуры становится понятно, что экология на Земле не может рассматриваться только как локально земная задача.

Поэтому с фундаментальных системных позиций понятно, что есть большое количество систем, в которых локальная часть не может функционировать, если только она не развивается в гармонии с той структурой, в которую она входит как некая часть.

Именно поэтому проблема экологии должна рассматриваться в частном проявлении как её существование в рамках экологии мироздания  (глобального космического фактора).

Экология Вселенной начинается с экологии нравственности человечества [9], и тогда придёт понимание гармонии и целостности, где закон обратной связи является сутью мироздания [1, 14, 15].

Эти фундаментальные подходы реализованы в учении русского космизма:

- человек – составная часть природы;

- человека и природу следует не противопоставлять друг другу, а рассматривать в единстве;

- человек и всё, что его окружает – это части единого целого – Вселенной.

Общие законы экологии по Коммонеру гласят:

- всё связано со всем; никто и ничто в мире не может существовать и действовать изолированно от всего мира в целом;

- всё должно куда-то деваться, всё, что можно называть «отбросами» деятельности, имеет свойство постепенно накапливаться и превращаться в проблему «загрязнения» негативными влияниями сфер обитания;

- ничто не даётся даром, за всё приходится платить, всё, что ведёт к негативным последствиям, может обойтись несказанно дороже временных преимуществ;

- природа знает лучше, так определяется самый оптимальный способ добиваться любых изменений при взаимоотношении с окружающей природой.

В рамках космизма – философского учения о неразрывном единстве человека и космоса, человека и Вселенной, о регулируемой эволюции мира возникло учение о ноосфере В.И. Вернадского [13]. Ноосфера – фундаментальная структура мироздания, развитая, сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного человека.

Развивающаяся современная парадигма мироздания – новая физическая парадигма мироздания сформировалась на основе открытия первичной материи, лежащей в основе всего, что мы наблюдаем в природе – физического вакуума (особой формы материи, связывающей частицы вещества в единые системы и передающей действия одних частиц на другие). Математическое описание было получено при разработке единой теории поля (теории всего) – теории физического вакуума [10]. Идея построения единой теории поля возникла при попытке объединить все известные науке физические взаимодействия.

Развитие высокой нравственности – это состояние личности, направленное на гармоничное развитие всего в окружающем мира, а по теории физического вакуума – на слияние в сознании с физическим вакуумом, первичным полем кручения (совершение добрых дел, гуманных поступков, приобретение нравственно-духовных знаний, правильное отношение к окружающему миру, природе, мирозданию и людям) [6]. Качества, наработанные человеком, служат базой для построения следующих, более высоких качеств. Духовность – это высокие частоты особого вида энергии (энергии физического вакуума, первичного поля кручения), которой человек обогащается в процессе жизни в результате развития высокой нравственности.

Человек может быть в нормальном, естественном состоянии только в одном случае, если поступки данного человека соответствуют фундаментальным законам природы, требованиям мироздания, требованиям совести. Личность может реализоваться, если человек не нарушает законы мироздания, если он развивается в гармонии с ними (фундаментальная коэволюция человека, общества с природой, мирозданием, высокая нравственно-духовность).

Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мировоззрения, мирообъяснения.

Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение, в конечном счёте, – новую картину мира. Прогресс – развитие человека и человечества – это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.

Таким образом, из картины мира вытекает всё остальное – и ценности, и иерархия, и парадигмы научного познания, и допустимые способы человеческих действий.

«Картиной мира» называется сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах её функционирования и изменения, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципов и  интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством. Картина мира не является чем-то индивидуальным (в отличие от мировоззрения). Картина мира плод коллективных усилий профессионального сообщества.

Люди с фундаментальным экологическим сознанием, мировоззрением знают об экологических проблемах, их причинах, способах решения и стремятся их исправить всеми силами. Фундаментальные научные знания о мироздании являются основой экологического мировоззрения.

Рассмотрим основные категории экологического мировоззрения.

Мировоззрение – система взглядов человека на мир, выражающая отношение человека к миру и систему его ценностей. Мировоззрение является целостным образованием, поэтому особенности связи его компонентов играют важную роль. Мировоззрение – концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т.п. Основные крупные элементы – каркас картины мира – представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации.

В мировоззрении присутствуют фундаментальные знания о мире, а также ценностная оценка происходящего и того, как реализована связь человека и мира, какое место человек занимает в мире. Сознание человека отражает мир, при этом возможна разная глубина и индивидуальность преломления получаемой информации.

Соответственно структура мировоззрения включает три уровня:

- мироощущение – эмоционально-психологическое основание мировоззрения; особый склад мышления. На этом уровне сознание человека отмечает проявления бытия как отдельные, зачастую разрозненные, внешние фрагменты мира явлений, но не сущностей;

- мировосприятие – созерцание человеком мира и своего места в нём в форме эмоционально окрашенных ощущений, восприятий, представлений. На этом уровне очерчивается взаимосвязь процессов и явлений, при помощи чувственного опыта фиксируется их тождество и различия;

- миропонимание – интеллектуальный, понятийный аспект мировоззрения. На этом уровне человек осознает мир в системе понятий, разумно его объясняет.

Фундаментальное экологическое мировоззрение личности – мировоззрение, в основе которого лежат фундаментальные научные знания о мироздании и взаимосвязях в нём, определяющих жизнь.

Личность – суть человека, которая проявляет себя через будущие действия, а её форма зависит от накопленных качеств, т.е. энергий определённых типов, получаемых через знания, действия, поступки, мышление; совокупность всего этого приобретённого влияет на последующие особенности поведения личности и её характер.

Экология личности – психология целостной личности [14-17]. Психология – наука, изучающая закономерности функционирования психической деятельности человека, объединяющая в себе гуманитарный и естественно-научный подходы.

Фундаментальной экологической личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом сознания, которое характеризуется главными особенностями:

1. Психологическая включённость человека в мир природы:

- базируется на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы (взаимосвязанность мироздания);

- человек не стоит изолированно над природой, а включён в качестве одного из элементов в сложную систему взаимосвязей (экологическая осторожность);

- отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают бесследно, а так или иначе возвращаются назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм и на окружающую человека природу (экологическая умеренность);

- не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества (экологическая активность).

2. Субъективный характер восприятия природных объектов:

- природные объекты относятся личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности, и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил и т.д.;

- природные объекты могут выступать для личности в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, природе и другим людям;

- природные объекты могут выступать в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности;

- мир природы является не только источником материальных ресурсов, но и фактором личностного, нравственно-духовного развития человека. Поэтому экологическая личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться нравственно-духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.

3. Стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы:

- эстетическое освоение природных объектов и их комплексов;

- познавательная деятельность, обусловленная интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;

- практическое взаимодействие с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;

- участие в природоохранной деятельности, которое диктуется соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью) сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения, и потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Личность при формировании экологической культуры проявляет себя:

1. Чувственная сфера (формирование общей эмоционально-психологической культуры):

- воздействие на органы чувств: формирование культуры восприятия, чувства красоты и гармонии мироздания;

- положительное состояние психики: возникновение положительных эмоций и чувств на основе благоприятного влияния природы на нервную систему организма человека;

- формирование положительных качеств личности на основе постоянных положительных эмоций и чувств доброты, отзывчивости, открытости, искренности, сознательности, активности;

- формирование ощущения родства и нравственно-духовной связи с природой: привязанность к природе, потребность взаимодействия с ней, уважения к ней;

- формирование общего чувства любви к мирозданию, природе вообще, к планете (патриотизм в широком смысле).

2. Интеллектуальная сфера (формирование научного мировоззрения):

- формирование общей эмоционально-психологической культуры;

- знание законов мироздания, всей природы (от молекулярного уровня её организации до биосферного, планетарного и Вселенского);

- знания об организации биосферы как самой крупной экосистемы, функциях биосферы, о её развитии, эволюции;

- знания о связях человека с мирозданием, природой на разных масштабах: глобальном, региональном, локальном; знания о перспективах взаимосвязи человека и природы.

3. Деятельностная (волевая) сфера (формирование экологических умений и навыков):

- непосредственное общение с природой;

- изучение природы;

- творческая работа в природе;

- природоохранная деятельность.

Общая схема формирования фундаментальной экологической личности:

Общая эмоционально-психологическая культура – Научное мировоззрение – Экологические умения и навыки.
|
Экологические убеждения: система знаний, чувств, умений и навыков, потребность поступать в соответствии со своими знаниями, чувствами, умениями.
|
Экологическое мировоззрение: видение мира через призму экологических убеждений.
|
Экологическое сознание: осознание своего экологического мировоззрения и его значения по отношению к природе; осознание роли экологического мировоззрения в фундаментальном нравственно-духовном и физическом здоровье человека.
|
Экологическая личность: носитель высокой экологической культуры.
|
Мотив: стремление быть в гармонии с природой.
|
Ответственность по отношению к родной природе, её охрана,
забота о ней.
|
Ответственность по отношению к природе всей планеты, её охрана,
забота о ней.

Истинный мотив быть в гармонии с природой, мирозданием рождается только у фундаментальной экологической личности, а также только она обладает истинной ответственностью по отношению к природе.

Цель экологической педагогики и психологии – создать методы и формы эффективного развития фундаментальной экологической личности и высокой экологической культуры.

Формирование экологического сознания человечества началось, происходит становление сосуществования, соразвития, фундаментальной коэволюции человека и природы, мироздания – а значит, и разум, «подаренный» человеку природой, приобретает силу. Это характеризует качественно новый скачок в развитии человечества, ведущий в сторону новых ценностных, фундаментальных нравственно-духовных ориентиров, гармоничных и мудрых взаимоотношений с природой, мирозданием.

Автором разработан эффективный фундаментальный научный экологический подход [1-9, 14, 15, 18-20], базирующийся на комплексной и системной реализации фундаментальных экологических законов личности и мироздания в практике фундаментального экологического просвещения, обучения и формирования культуры эффективного фундаментального управления экологической безопасностью состояния человека.

Список источников и литературы

1. Кириленко Н.Я. Экология мироздания: управление состоянием. – М.: РАП, 2022.

2. Кириленко Н.Я. Фундаментальные основы мироздания. – Информационно-просветительский интернет-портал «Традиция» (Концепции естествознания).

3. Кириленко Н.Я. Экологический информационно-просветительский интернет-портал «Духовность и гармония» (http://kirilenko-nya.ru).

4. Кириленко Н.Я. Обучающий информационный интернет-портал Института повышения квалификации Российской академии психологии (http://ipk-rap.ru).

5. Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.

6. Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.

7. Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.

8. Кириленко Н.Я. Структурность и здоровье / Материалы Международной научно-практической конференции «Региональные стратегии и проекты: эколого-экономические аспекты разработки и реализации». – М.: РАЕН, 2020.

9. Кириленко Н.Я. Формирование нравственно-духовного здоровья человека / Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегические региональные проекты и эколого-экономическое и социальное развитие территорий». – М.: РАЕН, 2021.

10. Шипов Г.И. Теория физического вакуума: Теория, эксперименты и технологии. – М.: Наука, 1996.

11. Мизун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. – М.: Научно-практический центр «Экология и здоровье», 1994.

12. Акимов А.Е. Место метаэкологии в структуре мироздания // Материалы международной общественно-научной конференции «Рериховские чтения», 1997.

13. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. – М.: Академический проект, 2014.

14. Кириленко Н.Я. Гармоничное состояние человека и здоровье // Материалы V Всероссийской научно-практической конференции «Спортивная психология и спортивная медицина XXI века: проблемы и перспективы». – Коломна: МГОСГИ, 2014.

15. Кириленко Н.Я. Духовное состояние человека и здоровье / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологического сопровождения профессиональной и учебно-профессиональной деятельности». – Коломна: МГОСГИ, 2015.

16. Секлитова Л.А., Стрельникова Л.Л. Словарь космической философии. – М.: Амрита-Русь, 2020.

17. Астахова О.А. Формирование экологической личности с высокой экологической культурой. – Мичуринск, 2003.

18. Кириленко Н.Я. Фрактальность и здоровье / Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегическое эколого-экономическое развитие регионов и муниципальных образований в условиях глобализации». – М.: РАЕН, 2017.

19. Кириленко Н.Я. Синергичность и здоровье / Материалы Международной научно-практической конференции «Приоритеты и перспективы эколого-экономического развития: региональный и муниципальный аспекты». – М.: РАЕН, 2018.

20. Кириленко Н.Я. Фундаментальность и здоровье людей / Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегические направления в регионах: эколого-экономический и социальный аспекты». – М.: РАЕН, 2019.

См. Кириленко Н.Я. Формирование фундаментального экологического мировоззрения личности / Материалы Международной научно-практической конференции «Стратегические эколого-экономические и социальные приоритеты и проектная деятельность в регионах: анализ и перспективы развития». – М.: РАЕН, 2022.


Рецензии