Истории Евсея. Часть 2. Глава 9

       В общине умели улыбаться, а также хранили предание, что Рабби часто улыбался и шутил с учениками. Это была правда. У верующих этой общины не было идейных мук позднего, канонизированного под требования времени христианства. Они жили простыми, естественными пониманиями. Иешуа был здесь сыном Иосифа и Марии, человеком небывалой чистоты, человеком с особой миссией от Отца, а не богом, пророком над всеми пророками. Он имел родных братьев и сестёр, Его брат-погодок Иаков был оплотом иерусалимской общины учеников Рабби. И это не были чьи-то фантазии: в совет этой общины иудеев, дождавшихся Помазанника, входили люди, которые знали лично Иакова, брата Иешуа, и даже были его друзьями, более того, Захария видел и слышал живого Учителя.
       Здесь все знали (и не могло быть никаких споров на эту тему), что высокая миссия открылась Иешуа перед Его тридцатилетием при Сошествии Духа Святого и при свидетельстве Илии в лице Иоанна Крестителя: Иешуа был крещён в водах Иордана пророком Иоанном-Илией и, выходя из воды, услышал голос с Неба: «Ты – Сын Мой, ныне Я родил Тебя!» В этот день Сын Человеческий был пробуждён, окончательно осознал свою миссию, получил вдохновение на Свершение. После чего был пост и преодоление искушения в пустыне, а затем – первые проповеди. Всё просто и понятно.
       И ещё здесь совсем не читали письма и послания апостола Павла. Но к нему здесь не относились нейтрально. Самые безобидные определения в адрес Павла – отступник, лжеапостол. Были и более жёсткие – пророк Сатаны…
       Здесь были и свои простые необязательные правила, связанные с приёмом пищи, которые я помню до сих пор и стараюсь применять. К примеру, воду пили с благодарностью, за какое-то время до еды. И пили её только сидя. Пища принималась, конечно, с благословением и благодарением. Пища тщательно пережёвывалась. Желудок не заполнялся полностью, прекращать приём пищи надо было, имея желание есть ещё. Разовая мера объёма еды – собственные ладони, сложенные чашей. Говорили, что так подходил к питанию Иаков Праведник. Я обратил внимание, что среди приправ здесь всегда был винный или фруктовый уксус. Потреблялось и разбавленное молодое вино. Почему молодое? Потому что оно редко переживало новый урожай, не успевало состариться. Но знаю от Деда, что Иаков Праведник, как и Иоанн Креститель, не употреблял вино…
       Непререкаемым авторитетом в общине был глава совета старейшин, учитель и толкователь Закона старец Захария. Человек удивительной глубины и сердечности в возрасте девяноста пяти-девяноста шести лет. Захария был близким товарищем Иакова Праведника, знал по Иерусалиму моего любимого, тогда ещё молодого Деда (наверное, они были ровесниками). А главное, однажды в Иерусалиме он стал очевидцем общения фарисеев и законников с Рабби – и был поражён простотой, ясностью, глубиной Его ответов и ясно увидел Его Свет. Эта встреча случилась незадолго до казни Учителя. В то время Захария был среди иерусалимских ессеев – это иудейская школа, члены которой считали себя истинным остатком, грядущим Иерусалимом, сынами Света и требовательно относились как к ритуальной, так и к внутренней чистоте…
       Родился Захария в столице Египта Александрии, в великом городе империи, в смешении культур, религий, философии. Иудеев тогда в Александрии было, наверное, больше, чем в самой Иудее. С юности был учеником великого мудреца, реформатора и толкователя иудаизма Филона Александрийского.
       И вот с этим замечательным человеком божественное провидение даровало мне встречу. Я снова имел прямую возможность учиться и думать вместе с ним, как когда-то с Дедом. Как же эти старцы были внутренне похожи!
       При первом нашем общении он сразу обнял меня, как это делал Иоанн. Высокий, статный, красивый старец. Весь белый, длинные волосы и длинная борода. И глаза светло-голубые, лучащиеся спокойной мудростью и детской непосредственностью.
       – Рад приветствовать тебя, апостол Помазанника. Благодарение Господу за встречу. Вижу на лице твоём кровавый рубец. Уж не последствия ли это несения Вести о Машиахе среди иудеев? – улыбался он.
       Я рассмеялся и поклонился, прижав ладонь к сердцу:
       – Благодарение Отцу за встречу. Сил и здоровья тебе, почтенный, родной Захария! Да, это так. Шрам мой – долгая память о распространении Вести среди ревностных иудеев. И теперь я побаиваюсь снова идти к ним, хотя и приобрёл при той битве настоящих друзей.
       Вот думаю, что ожидающие Машиаха иудеи находятся в более сложном положении, чем язычники. Нам проще, у нас нет такого объёма священных писаний, поэтому вся надежда на голос сердца. У вас же две Торы, пророки Закона и множество тех, кто считает себя пророками – в этом обилии непросто разобраться не только мне, язычнику, но и самим иудеям… Одни ждут Машиаха в образе царя-воина, который освободит Израиль от Рима, другие ждут первосвященника, который избавит их от грехов, есть и ждущие Мелхиседека – царя и священника в одном лице. Возможно ли утолить все эти ожидания? Как иудеи узнают Его?
       Захария слушал меня и улыбался добрыми-добрыми глазами.
       – Ты благословлён Небом, сынок… Узнал Его, не видя Его… Ну и мне, учёному, иудею-книжнику, даровано было не пройти мимо. Слава Господу! И скажу тебе так: мехи, заполненные множеством, для встречи с Машиахом не годятся. Освобождать их придётся под Новое… Много лет я наполнялся изучением писаной и неписаной Торы, пророков признанных и непризнанных, но более прямого указания, чем у Моисея в Дварим (Второзаконие), не нашёл. А там всё просто. Иудеи, в день собрания всей общины у горы Хорив (Синай), просили Бога через Моисея: «Не надо нам больше слушать голос Господа, нашего Бога, и смотреть на это великое пламя, иначе мы умрём!» И Господь сказал Моисею: «Правильно они говорят. Я дам им пророка, подобного тебе – это будет один из них. Я вложу слова Мои ему в уста, и он будет возвещать им всё, что Я повелю возвестить».
       Как будто всё понятно… Осталось самое интересное – когда это случится и как узнать этого человека? Ведь он будет одним из нас. И Господь будет говорить не с Неба, а через Него. То есть человек возвестит Слово Господа, которое Он, Господь, повелит возвестить… Не то, что захотим услышать и увидеть мы, а то, что Он пожелает нам возвестить! И как же узнать Его? Только чистое сердце увидит родное…
       И вот – явлено Новое, совсем Новое и простое, Божье! Путь внутренней чистоты и Любви. Но мы привыкли искать путь там, где хотим искать, а не там, куда нас разворачивает Всевышний. Мы хотим освобождения от римского ига, а чисты ли мы внутри, чтобы уметь быть свободными?
       Машиах явил от Господа Путь во освобождение нас от самих себя, от врага внутри. Долог Путь, как долог и конец времён…
       Я слушал Захарию, а внутри сладко щемило: вспомнился Дед. Как эти старцы похожи! Я ощутил прилив сердечных чувств к Захарии, в нём чувствовалось что-то отеческое, и слёзы попытались подкрасться к моим глазам. Но я сдержался, лишь шмыгнул носом.
       Моё состояние не осталось незамеченным. Захария поднялся, шагнул ко мне, и мы обнялись. Слёзы мои капали на плечи старца… Как Велик Господь! Воля Его! Как удивительны эти робкие попытки позволить любви быть…
       – Благодарю тебя, Захария, за родное сердце. Вновь Деда и отца встретил…
       – Да будет так. Слава Господу. Мир полон Света. Когда видишь его и живёшь им – вот оно и воскрешение из мёртвых, – старец помолчал, глядя в пространство. – Воистину. Какой смысл говорить о любви к Богу, которого не знаешь, если не любишь ближних, которых знаешь… Евсей, говорят, ты и бесов изгоняешь? – Захария перевёл свой улыбчивый взгляд на меня.
       – Да, – кивнул я, – Иоанн научил. Вот только здесь, в общине, не смогу подтвердить слова делом – нет здесь таких, кого мог бы избрать бес своим домом. Да и невелика заслуга – беса изгнать, не своей же силой…
       – Да, силой Света. Но на это Вера нужна.
       – Опять же, Дед научил.
       – Вере не научишь, сынок. К ней приходишь только сам, своими усилиями, очищая своё сердце. А там, глядишь, и Царство увидишь… Есть у нас мальчишка один, где-то подцепил беса – или бес его. Поможешь, как будет время? Я уже не берусь, жизненной силы не так много осталось.
       Я кивнул:
       – Рад быть полезным, Захария. Давно не занимался этим, больше месяца, как бы навык не потерять.
       – Скажи-ка мне, Евсей, что говорил Иоанн о новых жизнях? Рождается ли человек вновь? Спрашивали ли ученики у Рабби об этом?
       – Да. Рабби говорил, есть такой закон. От чистоты сердца зависит, какую одежду можешь получить в новой жизни. Но не успели ученики расспросить Его, чтобы понять этот закон…
       – Благодарю, сынок, что принёс эту весть. Я ведь в юности в Александрии учеником Филона был – поклон и благодарение великому мудрецу. Филон дал мне многое: свой опыт, свои изыскания в отеческих преданиях, в устной Торе. Рано ко мне пришёл вопрос, лет в двенадцать, наверное, или даже раньше: разве может божественное в человеке претерпеть смерть? Если Отец создал нас по подобию Своему, то может ли быть такая сила, которая способна остановить жизнь этого подобия?
       – Захария, родной, мудрец и ученик мудреца, поделись узнанным тобой! Как думаешь, может ли человек в силу своей нечистоты получить «одежду» свиньи или шакала, к примеру? – задал я вопрос своего детства.
       – Не может, сынок. Но это моё мнение. Животная душа – это одно, человеческая – другое. Человеческой душе одежда человеческая нужна. Но Филон считал, что душа может быть воплощена и в животное, в змею, например, или в камень, если заслужила особо суровое наказание.
       – Почему мы не знаем, кем рождались в прошлом?
       – Всё в Воле Всевышнего. Если бы это знание было нам нужно, то Отец дал бы нам его. Думаю, Воля Высшая в том, чтобы новую жизнь мы проживали сызнова, с чистого листа. Но чувством, размышлением, наблюдением можно многое понять о себе… А неизвестное наше прошлое, поступки прошлого снова притягивают нас, чтобы исправить неисправленное. В этом ответ на древний вопрос: почему страдают, претерпевают лишения и невзгоды праведники, соблюдающие Тору? Эти страдания – последствия грехов, совершённых в прошлой жизни.
       – Получается, душа, исправляя что-то недостойное из прошлого, должна пройти через такое же испытание в этой жизни, только теперь поступить правильно, по-Божьему, чтобы в ней стало больше Света, – рассуждал я вслух.
       – Да, родной, я согласен с тобой, вижу так же. И душа будет подсказывать, как поступать правильно в предоставленном событии. Ведь через неё говорит Господь. А нам следует прислушаться к душе, не пройти мимо её подсказки.
       – Благодарю, Захария. А каков же будет итог? Когда душа очистится и наполнится Светом Отца, что тогда? Воскрешение?
       – Наполнение души Светом, любовью – да, это воскрешение к настоящей жизни. И есть два основных рассуждения мудрецов, философов Торы, и не только Торы, об итоге… Мой наставник Филон был мудрецом и мистиком. Ты слышал о мистиках Меркабы – Движения Колесницы?
       Я помотал головой. Захария продолжил:
       – Иудеи-раввины принесли из вавилонского плена систему ритуалов для достижения божественных видений. Я не пробовал эту практику. А Филон владел ею. Это закрытая школа, о ней не принято говорить среди священников, но системой этой пользуются поныне, и в школе пророков тоже. Особое состояние достигается при помощи постов, очищений, многочасовых молитв с упоминанием имени Бога. И попадаешь в экстаз мистического общения с Высшим миром, на третье небо или выше, видишь божественных существ, ангелов, общаешься с ними. Филон говорил, что его забирали на пятое и шестое небо. Он верил, что прямое общение с Богом и, в конечном итоге, союз, слияние с Ним и есть цель жизни. А движение души по цепи перерождений – это путь освобождения из телесной тюрьмы и возвращения в высший мир, родной дом…
       Я не разделяю, сынок, этого взгляда. Тем более после того, как узнал Помазанника и принял Путь, принесённый Им. Я утвердился в понимании, что Царство не Там, а здесь, на Земле, должно открыться… Я думаю так: возвращение в жизнь телесную, череда воплощений – это время совершенствования, очищения души. Когда душа будет чиста, наполнена Божьим Светом, тогда можно будет обладать и вечным, совершенным, одухотворённым телом. Это и станет окончательным воскрешением из мёртвых. На всё Воля Господа!
       Ну вот, сынок. Разговорились мы сегодня. Любимую тему моей молодости затронули. Много лет возвращался я к этим вопросам… На сегодня, пожалуй, закончим. В больших размышлениях появляются большие вопросы. Но непросто рассуждать о непостижимом Большом, ещё не научившись любить, – Захария широко улыбнулся. – Да и устал я что-то сегодня.
       – Благодарю тебя, мудрейший, – улыбнулся я. – Дед Иоанн завершал общение со мной похожим образом.
       – Мудрые деды, дожившие до ста лет, все чем-то похожи, – поставил точку Захария.


Рецензии