Нарисовано словом Кн. 8-5

                ВЕЛИКИЙ  ХУДОЖНИК – ПРИРОДА (продолжение)

     Так, чтоб совсем не любить природу – это, по моему мнению, совсем невозможно, да и нет на земле такого человека. А если и найдётся, то вряд ли его Человеком можно назвать. Вот только каждый по-своему любит, а главное впускает красоту в своё сердце. Обращаем внимание на нечто необычное, яркое, выделяющееся на фоне всего прочего. Это я бы назвала: самый простой способ любви и обожания прекрасного. Но случаются моменты в нашей жизни, для которых человек даже названия подходящего не придумал или даже до конца не осознал то, что с ним происходит в минуты созерцания. Если в это время кто-то, наблюдающий со стороны, вздумает спросить его, любит ли он то, на чём остановил свой взгляд, то скорей всего человек бы растеряно пожал плечами или начал бы бормотать нечто нескладное. Вот только мало таких людей, которые подвергают себя подобным испытаниям и задают себе неудобные вопросы. Мне же думается, что не ставить перед собой задачи выше твоего нынешнего уровня и не пытаться на них ответить, то просто не будет у человека духовного роста… На эту тему можно долго рассуждать, но вернёмся к прекрасному творению Матушки Природы.

     Года четыре назад, в детской библиотеке имени А. Гайдара проводилась выставка детского творчества по сюжетам моих сказок. Главное то, что работы были  детсадовского  возраста. Работ было много и самых разных. Это мероприятие было приурочено к моему дню рождения, и я была приглашена на красочное празднество.  Детишки пели, плясали, рассказывали о том, какие сказки им запомнились из мною написанных книг. В завершении праздника мне подарили большой юбилейный альбом произведений Народного художника России, Тойво Васильевича Рянеля «Сердце Саян». О таком подарке я даже мечтать не смела… Конечно же я видела его картины в нашем городском музее, слушала стихи из уст самого автора, и дома у меня есть книги с его стихами и прозой, но этот альбом всегда на видном месте в моей библиотеке.

     Жизнь по-разному складывается. Усталость или мысли тяжёлые одолевают, тягостное настроение в мои годы ни к чему хорошему не приведут. Первое моё «лечение» - это картины Рянеля. Листая страницу за страницей книгу «Сердце Саян», всматриваясь в ставшие знаменитыми сосны и ели на картинах мастера, всё моё, личное, уходит куда-то перед величием гор и сибирской природы. Каждая картина по-своему хороша, но есть несколько картин, на которых особенно долго задерживается мой взгляд. (Страница 37. «Ойское озеро» 1980 г.) Озеро, конечно же, есть на картине мастера, но не оно привлекает моё внимание. На первом плане – старое, засохшее дерево, с облупившейся корой, с оголёнными ветками. Вот она, правда жизни – неприкрытая старость. А старость всегда печальна, кого бы она ни коснулась. И хоть вокруг этого дерева голубыми и синими цветочками цветёт дельфиниум, ближе к озеру растут сосны и ели, высохшее дерево всё же больше притягивает к себе внимание. Будто древний старик в белой длинной рубахе стоит, с развевающимися по ветру сединами, одиноко у дороги. О чём он думает, что вспоминает, что хотелось бы ему увидеть напоследок и унести с собой за роковую грань… Да разве ж об этом можно простыми словами рассказать? Не-ет, до этой тайны ещё нужно дожить, дострадать, созреть. В этом видимо и заключена великая мудрость Природы. Об этой мудрости, думается мне, и размышлял Великий Мастер пейзажей Тойво Рянель

                ***

     Если спросят меня: - Что такое – гриб? Даже не задумываясь, отвечу: - Подарок Земли – Матушки. А что ещё можно подумать? Вот, газон перед домом, где я живу. Правда, до леса – рукой подать. И всё же газон перед домом – это, то место, где у людей всё на виду. И вот вам, здрасьте! Ничего же не было и вдруг – грибок. Мухоморчик в осенней, после дождей зелёной траве. Красненький такой. Шапочка, как у малыша, завязочки под подбородком завязаны. Крепенький, белотелый, словно мокрым сахаром присыпанный. А рядом упавший берёзовый листик, жёлтый с тёмными осенними веснушками. С веснушками? Ну, так у всех по-разному бывает. Зато красиво как! И не беда, что кое-где склонились увядшие бодылки травы. Жизнь продолжается. Вот, земной человечек – грибок. Ни листьев, ни веточек, всего-то бесконечная сеть корней и красная шапочка. Инопланетянин или житель подземного царства на белый свет решил взглянуть. Так и хочется сказать: «Люди! Не обижайте его! С ним веселее под моросящим осенним дождём стоять…»

                ***

     Гулять по дорожке у самого озера, это значит – иметь возможность созерцать широкий спектр красок, калейдоскоп настроения, чувств и мыслей. Вот она, картина могущественного художника, имя которому – Природа!
     С одной стороны холодный блеск мечущихся волн. А вверху низкие осенние тучи с набрякшим выменем дождей. И всё же есть среди туч и просветы, белесые, с лёгкими облаками. Это просматривается верхний ярус неба. Как раз он  и дарит земле минуты радости, когда выглянет солнышко. И тогда золотой улыбкой будут приветствовать прохожих берёзы, что растут прямо у самой воды. Не в упрёк им, что стволы у них далеки от идеала, расти в таких условиях сродни подвигу. А у подвига всегда красивое лицо, и даже шрамы – украшение. Всего в шаге от воды и уже ствол ровнее, и листья лимонно- жёлтые. Ёлочки тоже выстроились в рядок вдоль дорожки. Дай срок, какие красавицы вырастут…
     А по другую сторону дорожки, где начинается лесной пригорок, первое, что бросается в глаза, это постаревшая с желтизной трава аккуратно вверх зачёсана. Чувствуется выправка озёрных ветров. Они до самого снега не дадут расслабиться травяному народу.
     Над ними задумчивые сосны и  весёлые осинки. Вот где истинное украшение леса! Болтушки – хохотушки, ни минуты угомону побагровевшим язычкам. И у прохожих не сходит улыбка с лица. Как ни как идти по золотом усыпанной дорожке, чувствовать себя, если не  царём природы, то хотя бы одному из придворных. Всего раз в году выпадает такая честь. Почувствуй свою значимость скромный человек. Это тебе награда за совестливость души. Живи и помни, что за добро добром оплачено!

                ***

     Случается в Бабье лето выдастся такой жаркий день, словно лето вернулось. Чуть ли ни все городские жители ринулись в сады. Говор, визг, писк, слышны из-за каждого забора. Детишки бегают, резвятся, мужики возле шашлыков колдуют, а у женщин вся работа в один неразрешимый клубок сбилась и за что хвататься в первую очередь, так сразу и не поймёшь. Соседи, что через два дома от моей калитки, решили просто: Природа празднует и мы будем праздновать, а работа от нас не уйдёт. Наших рук дожидаться будет. Музыку, доносившуюся из этого подворья, все сады слышали, но когда там заиграл певучий баян, стало ясно – к старикам дети приехали. Это только Любкин зять, которым она очень гордится, так искусно может играть на баяне. Прямо таки каждое словечко выпевает.
     - Пойдём, послушаем! – засобиралась моя соседка, Рая. – Просто постоим и послушаем. Чай не выгонят.
     Смущаясь и прячась за широкую спину Раи, я вошла в чужую калитку. Рая там – свой человек. Она каждому человеку словечко найдёт, а я увидела скамейку возле веранды, подошла и села на неё. Мне и музыку слышно, а самое главное – разрисованный всякими зверятами тазик видно. В том тазике девочка плещется. Маленькая, голенькая, ротик в улыбке широко открыт и снизу два зубчика виднеются. Но зато на головке на ободке большой оранжевый бант. Водички ей чуть ниже коленок. Она стояла, держалась за бортик и в такт музыке, приплясывала. Водичка была белой, но на молоко не похоже. Оранжевыми мандаринками плавали возле ножек девочки маленькие декоративные тыковки. А вокруг тазика, осенним веночком лежали веточки тополя, берёзы и крупнолистого клёна. Но всего привлекательнее были излучающие радость глазки ребёнка. Загорелое тельце крохи на фоне белесой воды выглядело кукольным, даже каким-то неестественным и только общесемейная забота говорила о том,  что это и есть центр любви и нежности сердец, всех возрастов, различий характеров и убеждений. Дети и есть то, что нас объединяет. И совсем не важно, родные они по крови или же земные звёздочки, к которым тянешься душой.

                ***

     Осень печальной вдовой смотрит на совсем ещё недавно цветущий мир. Деревья в разноцветных платьях празднуют последние денёчки. Заросшее лесное озеро, ржаво жёлтого цвета от состарившейся куги, глядит в небо голубыми глазами чистой воды. Тихо, не слышно ни ветра, ни птиц, ни даже зудения комаров. Как это похоже на мою маму, рано овдовевшую, измотанную непосильной работой, потерявшей надежду на то, что в будущем ещё появится тепло… Сидит на завалинке, тихая, безучастная, покорная Судьбе…

                ***

     Лиственничный лес. Суровый и чёрный зимой и ранней весной. Теперь, посредине лета, стал нежным и ласковым. Низенькая трава, одинаковая по высоте. Деревья с тёмной корявой корой, у комля затянутые мхом. А выше – низко опустившиеся ветки с такой нежно-зелёной хвоей, что погладить хочется, лицо окунуть в эти мягкие пальчики.
     Утро ещё, сизый туман обретает невесомость и, словно крадучись меж веток, поднимается вверх. Свежо и влажно, а главное – такой покой и нега, что можно забыть о времени и о себе. Словно в нереальный мир попала. Как хорошо, что в нашем беспокойном, суетном мире остались ещё такие нетронутые человеком места…

                ***

     Поле. Хлебное поле. Но не то, которое я видела в годы моего детства, а нынешнее, современное.
     Мы проезжали мимо давно уже скошенного поля. Плотные рулоны соломы лежат сиротливо на вновь обретающую зелёный цвет землю, пряча за новизной потускневшую от дождей стерню. Коровы разбрелись среди бочкообразных рулонов. Красиво, очень необычно. Особенно отрадно смотреть на девочек-подростков, сидящих на рулонах. Как всё взаимосвязано на нашей земле: старая солома, зеленеющее поле, коровы, люди, вороны, похаживающие рядом с коровами.  Собачка, лающая на смеющуюся девочку на рулоне. А может это просто жизнь, обычная земная жизнь деревни – матушки, от которой я уже стала отвыкать…

                ***


Рецензии