Жизнь за ангела 57-58 главы, о ВОВ

(основано на реальных событиях)
Начало романа
http://proza.ru/2021/12/17/1751

Слева на фото, предположительно Михаил Логозинский. Справа крайний Иванов Андрей, Мислиборгский Виталий и Гузынин. В центре Москалев - один из разведчиков.

 Глава 57
  Какие они, эти русские? Конечно, некоторое общее впечатление у меня уже успело сложиться. Ребята были самые разные и по внешности, и по характеру. Были среди них спокойные, сдержанные, немногословные, скромные, стеснительные. Были и веселые, общительные с чувством юмора, которые любили пошутить, любопытные. Веселыми, с юмором были - Александр Гузынин, Федя Семенов, Андрей Иванов, Ваня Мелешников (о нем стоит рассказать отдельно). Нестеров Виктор - был человек настроения. Сдержанный, упрямый, мог обижаться, вспылить, но достаточно быстро остывал. Надо было только дать ему выпустить пар. Когда с него сходило, становился достаточно спокойным. Вместе с этим Нестеров был смелым, решительным, обладал быстротой реакции, серьезный, ответственный и этого у него не отнять! Андрей Иванов - обладая чувством юмора также был ответственным, смелым, решительным, справедливым, имел организаторские способности, активист. Федя Семенов любил пошутить, мог поддеть, подколоть, обладал определенной долей иронии, но при этом надежный товарищ, никогда не откажет в помощи и придет на выручку. Вениамин Ширяев – веселый, общительный, решительный смелый. Всех, конечно, описать не смогу. И все же, без отваги, смелости, осторожности, выдержки, умении ориентироваться в любой обстановке, мгновенно принимать решение в разведке никак!
 
  Война войной, а без отдыха и развлечений тоже никуда! Отдыхать хлопцы умели неплохо. Во взводе имелась даже гармонь! Отличным гармонистом был Ваня Мелешников - настоящий талант! Вечерами бывали посиделки, и хлопцы просили что-нибудь наиграть. Наигрывали различные страдания, частушки, песни. Вспомнил свои занятия на аккордеоне, как нанимал преподавателя, который со мной занимался. К песням я никак не мог быть равнодушен. В немецкой армии, впрочем, без самодеятельности тоже не обходилось. Были песни и о любви, о доме, любимой девушке… Но чаще всего звучала «Лили Марлен». Сложно было удержаться, руки сами тянулись. Давно не играл! 
- Можно попробовать?
- А ты умеешь? – спросил Ваня.
- Учился на аккордеоне. Мне песня одна нравится – «Землянка».
Взять гармонь Ваня позволил, подсказал основные аккорды, пальцы сами вспомнили как играть. Конечно, хлопцы были несколько удивлены. Петь я вроде тоже умел неплохо.

  В один из вечеров в гости пришли девчонки. Среди них были в основном санинструкторы и связистки. Красивые! Не дай Бог увидеть их с автоматом! Некоторых девчонок я уже видел еще в санчасти, среди них оказалась и Катя. Когда девчонка меня увидела, узнала не сразу.
- Катя, привет! – помахал рукой.
- Ты? Иоганн? – на лице ее было выражено удивление.
- Да, я! Узнала?
- Не может быть! Ты как здесь оказался? Вот это сюрприз…
- Я сам не ожидал…
Разговорились…
- Ой, товарищ лейтенант! А гармонь то где? К нам же девчонки пришли! Ради такого случая! Ваня, спой что-нибудь! – попросил Иванов Андрей.
Мелешников явно смутился. Смелым был Ваня, но перед девчонками почему-то просто робел, стеснялся до невозможности. Аж покраснел! Вот такая у лейтенанта была скромность! Вынесли гармонь.
- Что сыграть?
- Веселое что-нибудь, товарищ лейтенант! – попросил один из бойцов.
Ваня присел на скамейку, улыбнулся, взял гармошку, растянул меха…
- Эх! Внимание! Внимание! Говорит Германия! Сегодня под мостом, поймали Гитлера с хвостом!

Ты играй гармошка наша,
Мы чужую разорвем.
Сами милости не просим,
И другим не подаем!

Моя досада - не рассада
Не рассадишь по грядам!
Моя кручина - не лучина,
Не сожжешь по вечерам!

Играй, играй гармонь моя!
Сегодня тихая заря,
Сегодня тихая заря,
Услышит милая моя.

Не хочу баранины,
Потому что раненый,
Прямо в сердце раненый,
Хозяйкою баранины!

Ребята рассмеялись, девушки тоже.
- Ваня, частушки! Частушки! – просили девчонки. Ваня заиграл частушки и тут же запели:
Сидит Гитлер на заборе,
Плетет лапти языком,
Чтобы вшивая команда
Не ходила босиком.

Сидит Гитлер на заборе,
Просит кринку молока.
А доярка отвечает:
Подою скорей быка!

Мелешников тоже подхватил:

Из колодца вода льется,
Вода – чистый леденец.
Красна Армия дерется –
Значит, Гитлеру конец.

И снова девчонки:

У крылечка витого
Черемушка отвисла.
У фашиста битого
Морда очень кислая.

Где мой миленький воюет,
Там дорожка узкая.
Всех фашистов изобьем –
Победа будет русская!
 
Гармонист, ты не зови,
Сказки не рассказывай.
Ты чего-нибудь взорви,
А потом ухаживай.

Пошло веселье! Бойцы по очереди брали гармонь, пели песни… Кто что знал! Много я песен услышал, пели девчонки и русские народные…
- У кого еще есть желание сыграть? – спросил Ваня.
- Разрешите? – я бережно взял гармонь и исполнил «Землянку».

Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола как слеза,
И поет мне в землянке гармонь,
Про улыбку твою и глаза.

Вначале слушали с удивлением молча, потом стали подпевать…
  В штабе дивизии командиры наградили разведчиков.
- Ай, да молодцы! Герои! – восхищался комдив. - За подвиг и боевые заслуги награждается орденом «Красной Звезды» Иванов Андрей Иванович, ст. сержант.
- Служу Советскому Союзу! – ответил Андрей.
- За подвиг и боевые заслуги награждаются медалью «За отвагу» рядовые красноармейцы: Семенов Федор Григорьевич!
- Служу Советскому Союзу! – ответил Федор.
- Гузынин Александр Сергеевич!
- Служу Советскому Союзу! – ответил Гузынин.
- Мислиборский Виталий Лершелевич.
- Служу Советскому Союзу! – отчеканил Виталий.
Довольные и гордые разведчики вернулись во взвод… Во взводе, разведчики хвастались своими наградами.
- А ну покажи медаль за отвагу! – товарищи попросили Гузынина.
- Да вот она! – хвастался Александр.
- Федя покажи-ка свою!
- О-о-о…
- Молодец Виталик!
- Ну что? С вас горит?
- Надо обмыть это дело! – настаивал один из бойцов.
- Товарищ лейтенант! Разрешите по сто грамм!
- Хорошо, я спрошу у ротного…
Через некоторое время Мелешников вернулся с емкостью разведённого спирта. 
- Только чтобы в меру! Это вам…
- Ура-а-а-а!
- Ребята, у кого что есть? Давай на стол!
- Доставай консервы!
- Кружки давайте!
Разлили каждому понемногу.
- Ну! За награды!
- Первую за орден «Красной Звезды». За Андрея!
Выпили и за Николая Семенова, за здоровье, чтобы быстрей поправлялся. Досталось всем по чуть-чуть. После того как обмыли награды, легли спать. Завтра снова предстояло идти на задание.

Глава 58
  Утро прошло как обычно… Часть бойцов была отправлена на дневное задание. Цель – поиски «языка» в определенном районе. Расчет на то, что возможно будет случайно встретить какие-либо немногочисленные группы немцев на нейтральной территории и осуществить захват. К полудню неожиданно приехал корреспондент, журналист, фотограф, зашли во взвод вместе с Колесовым. Где герои? Давайте их нам сюда! Пришлось бойцам идти давать интервью и фотографироваться! Вот куда от них деться? Все журналисты дотошные, а иногда любят и приукрасить. Но в данном случае внимание вполне заслуженное! Общение с журналистом, одной из советских газет длилось часа полтора. После минуты славы бойцы вернулись во взвод.
- Ну вы теперь у нас звезды!
- Знаменитости!
- Надо же! Ваше фото в газете теперь напечатают!
- Загордитесь теперь совсем… - улыбнулся один из ребят.
- Вы потом хоть не зазнавайтесь!
- Дайте статью почитать в газете!
Разведчики на это только усмехались. Но по всему было видно, что им было приятно.
  Разведгруппа с задания вернулась, провели ряд наблюдений, но особо безрезультатно. Поиски «языка» пока закончились ничем.
На следующее задание я пошел тоже с Мелешниковым. Мелешников меня контролировал и так ему, наверное, было спокойнее. Притом видимо мне были определены специальные задания, больше по наблюдению и прослушке, а также я давал консультации по поводу того, как могли действовать немцы, как могли оборудовать наблюдение, засады, огневые точки и где именно.

  Сведения, которые касались прослушки были наиболее ценными. По звуку моторов, я мог практически безошибочно определить грузовая это машина, танк или какая-либо другая бронированная техника. Мог точнее прослушать какой-либо разговор и понять его смысл. Хоть и были среди разведчиков те, кто более или менее владел немецким, но вот что касается военной терминологии, специфических терминов, определений, то это мало кто знал. А также русские не знали солдатский сленг, специфические названия, которым обозначились некоторые виды немецкого оружия. Не все могли различить и понять беглую немецкую речь.
 
  Хлопцы были любопытные, поэтому вопросов задавали мне очень много! Я рассказал им все немецкие маты, самые распространенные ругательства и выражения, которые только знал. Рассказал в том числе и о том какие названия немцы давали советскому оружию, автоматам, винтовкам, минометам, артиллерийским установкам и прочим. Из трофейного оружия немцы предпочитали автомат ППШ, он очень редко подводил, и стрелял практически в любых условиях. Даже выпускались специальные патроны, кассеты, адаптированные к нему. Сам стрелять из ППШ я, разумеется, тоже умел и знал его устройство (разбирали, изучали). Очень часто немцы также использовали пулемет "Максим", если удавалось его заполучить – работал таже безотказно. Если говорить вообще об оружии, то русское оружие было весьма неплохим! И у советского оружия, и у немецкого имелись, практически у каждого, как ряд своих достоинств, так и недостатков. Немцы долго изучали советский танк Т-34, прочность бронированной стали и прочее, но полностью сделать его аналог, разгадать рецепт стали, так и не смогли. А также понадобилось немало времени, чтобы сделать снаряды определенного калибра, которые могли пробивать эту самую броню.

  Советские реактивные артиллерийские установки с системой залпового огня «Катюши», немцы называли «Сталинский орган». Впервые столкнулись с ними в декабре 41-го под Москвой или чуть раньше. Точность стрельбы этой установки поначалу была не такой уж и сильной, но за счет плотности огня наносила немалый ущерб. Снаряды «Катюш», в том месте куда они попадали, выжигали все до основания, так что оставались одни угли! Мне приходилось бывать на месте обстрела «Катюш». Картина ужасная. Тела были обожжены настолько, что опознать их было невозможно! Черные, как головешки, плоть до того, что и одежда выгорала до основания. Так был уничтожен один из артиллерийских расчетов, который мне удалось увидеть.

  На задание вышли как обычно, небольшой группой. Мелешников решил продолжить наблюдение в определенном районе, не появится ли там что-нибудь новенькое, или какая-либо небольшая группа противника, которую можно будет атаковать и провести захват пленных. А шастать на нейтралке немцы вполне могли, в том числе разведка, и такой сценарий развития событий нельзя было исключать. Но цель была все-таки подобраться ближе к немецким позициям. Шли уже знакомой, проторённой тропкой, эта тропка была известна только советским разведчикам. В определенных местах, подходы к советским позициям минировались! Оставлялись лишь небольшие узкие проходы. Нейтральную полосу преодолели без происшествий, до немецких позиций оставалось совсем немного. Вот они балки, лесистая местность, заросли, поросшие невысоким кустарником, спрятавшись в которых было удобно вести наблюдение. Пробираемся осторожно, ползком… И вдруг - автоматная очередь!
 
- Черт, сволочи! Просекли наши тропки! – выругался лейтенант. – Уходим! Уходим!
Оказалось, что в балке, на подходе к позициям немцы выставили засаду! Оборудовали огневой расчет и высадили автоматчиков, не менее двадцати человек! Пришлось отстреливаясь, отходить назад. Преследовать слава Богу нас не стали, ограничилось лишь тем, что решили отпугнуть. Видимо немцы обнаружили какие-то следы и предположили, что где-то может быть советская разведка. Наконец оторвались. На этот раз пришлось возвращаться ни с чем!
- Все целы? – спросил Мелешников. – никого не задело? Никто не ранен?
Оказалось все целы, и никто не пострадал. Когда вернулись во взвод доложили все как есть. После все этого отдых, хлопцы уставшие, завались спать.
 
  Видимо я был прав и мои опасения начинали оправдываться. Все было так, как я и предполагал. Немцы стали устраивать засады на подходах к своим позициям и усилили наблюдение. Этому я не удивился и вполне ожидал. Конечно, две дерзкие вылазки с захватом пленных и уничтожением порядка 50-ти человек в начале июня не могли остаться не замеченными. Тем более, что при подготовке к наступлению, которую немцы вели в строжайшей секретности захват «языка» мог иметь серьезные последствия и свести все усилия к нулю.

Предыдущие главы...
http://proza.ru/2022/02/19/1094

Продолжение...
http://proza.ru/2022/02/24/895


Рецензии
К сожалению, опасения были не напрасны.
И это не удивительно. Они же тоже не дураки.
Спасибо, Наташа!
С искренним уважением!!!

Григорьева Любовь Григорьевна   26.02.2022 10:49     Заявить о нарушении
Люба, огромное спасибо за отзыв!
Только что написала статью, где выразила мнение о том, что происходит сейчас на Украине. http://proza.ru/2022/02/26/663

С теплом,

Наталья Соловьева 2   26.02.2022 11:55   Заявить о нарушении