Кто возлежал на груди у Спасителя?

ОТ АВТОРА
 Эта статья не является историческим, а тем боле, теологическим исследованием. Она представляет собой, скорее всего, искусствоведческий обзор и обобщение средневековой живописи и графики, натолкнувшие меня на неожиданные выводы.
 В статье использованы материалы исследований американского ученого-богослова
Раймонда Е. Брауна (http://afield.org.ua/ist/magdalena.html).
Brown, Raymond E., and Raymond F. Collins.
1990. Canonicity, pp. 1034-1054 in The New Jerome Biblical Commentary, edited by Raymond
E. Brown, et al. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall.
Юрий Елхов (yelkhov@list.ru).
Материалы этой статьи защищены авторским правом. Любое использование их (полное или частичное) без согласия автора не допускается.
Юрий Елхов

КТО ВОЗЛЕЖАЛ НА ГРУДИ У СПАСИТЕЛЯ?

 Работая в архивах со старинными изображениями, я не раз натыкался на средневековые картины, изображающие евангельский сюжет «Тайной вечери». И каждый раз меня поражало то обстоятельство, что на коленях у Иисуса Христа художники изображали безбородого, длинноволосого молодого человека с округлым лицом, удивительно похожего на девушку.
По мнению христианских историков и богословов это, несомненно, был самый юный ученик Спасителя Апостол Иоанн Богослов, тот самый «любимый ученик Христа», о котором сообщается во всех «Евангелиях».
О возрасте Иоанна в «Святом Писании» никаких сведений нет. Известно только, что в свое время он был учеником Иоанна Крестителя, где и познакомился с Иисусом во время его крещения на Иордане.
Выходит что, Апостол Иоанн был не таким уж юным, каким его пытаются представить христианские историки. Борода у молодого человека, между прочим, начинает расти уже в восемнадцатилетнем возрасте.
 Откроем каноническое (то есть, самое что ни наесть достоверное, с точки зрения христианских историков) «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА». В главе 19, описывающей сцену распятия Иисуса Христа на Голгофе, читаем:
 25 стих.
При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
 26 стих. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.
 27стих.
Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
Обратите внимание, что из близких Христу людей перечислены здесь только женщины (25 стих). Ни о каких других мужчинах (учениках), «стоящих при кресте», автор Евангелия в этом стихе не упоминает.
Каким же таинственным образом, в таком случае, появился там, среди женщин мужчина – безымянный «ученик, которого Он любил» (26 стих)?
«… Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе».
Упоминается ли в «Евангелиях» или в других священных книгах о том, что после распятия Христа, Его Мать Мария жила у кого-нибудь из его учеников? Думаю, что нет. А вот автор «ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАНА» утверждает:
« … И с этого времени ученик сей взял Ее к себе…»
Что же это был за «ученик, которого любил Спаситель» и который «взял к себе» после Его Вознесения Деву Марию?
В 1945 году в Египте были обнаружены древние рукописи, названные впоследствии «Библиотекой Наг-Хаммеди». Библиотека эта состоит из коптских манускриптов христиан-гностиков 4-го века, которые, в свою очередь, являются переводами греческих оригиналов, написанных в середине 2-го века.
Однако существует мнение, что некоторые из этих документов написаны были еще раньше - в конце первого века. Стало быть, рукописи эти, возможно, являются современниками первых «Евангелий» «Нового Завета».
Среди коптских манускриптов находится один из ранних «Евангелий», не попавших сегодня в число канонических, – «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ФИЛЛИППА».
Вот любопытный отрывок из этой уникальной рукописи:
«… И спутница [Сына - это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и Он [часто] лобзал её [уста]. Остальные [ученики, видя] Его [любящим] Марию, сказали Ему: Почему Ты любишь её более всех нас? Спаситель ответил им, Он сказал им: Почему не люблю Я вас, как её? Слепой и тот, кто видит, когда оба они во тьме, они не отличаются друг от друга. Если приходит свет, тогда зрячий увидит свет, а тот, кто слеп, останется во тьме…»
(NHC 11.3.63.32ff) (Robinson 1977: 138).
Выходит что, на основании древнего, преданного ныне забвению, гностического «ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ФИЛИППА», Иисус «любил больше других» Марию Магдалину! Именно Мария Магдалина была Его «любимым учеником» и, одновременно, любимой женщиной, «возлежащей на Его груди», которой Он «лобзал ее уста»…
Вы можете себе представить такую жуткую картину: Спаситель «лобзает уста» подростка Иоанна, «возлежащего у Него на груди»? У меня даже язык не поворачивается комментировать это, ибо такое поведение мужчин имеет вполне определенный извращенный смысл…
Значит текст в каноническом «Евангелии от Иоанна»: «Жено! се, сын Твой» (26 стих), по всей вероятности, сознательно переделан поздними редакторами, когда из Пантеона Святых Апостолов (учеников Христа) была изъята одиозная фигура женщины-ученика Марии Магдалины.
Вот еще один фрагмент из канонического «Евангелия от Иоанна». В главе 13, описывающей сцену «Тайной вечери», читаем:
 21 стих
Сказав это, Иисус возмутился духом, и засвидетельствовал, и сказал:
истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня.
 22 стих
Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
 23 стих
Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
 24 стих
Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
 25 стих
Он, припав к груди Иисуса, сказал Ему: Господи! Кто это?
 26 стих
Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту.
Опять та же история с «возлежанием» и «припаданием к груди», не свойственная поведению мужчин. Но если рядом с Христом на «Тайной вечере» сидела женщина (Мария Магдалина) – «ученик, которого Он любил», то эта сцена могла бы выглядеть вполне естественно! Тем более что ни в одном из «Евангелий» не говориться прямо о том, кто был на самом деле «любимый ученик» Иисуса.
О том, что Мария Магдалина была спутницей Христа по жизни (то есть, близким ему человеком) говорится в другом отрывке из «ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ФИЛИППА»:
«… Трое шли с Господом всё время. Мария, его мать, и её сестра, и Магдалина, та, которую называли его спутницей. Ибо Мария - его сестра, и его мать, и его спутница…»
 (NHC 11.3.59.6-11) (Robinson 1988: 145).
Во всех современных толкованиях «Евангелий» сообщается о том, что Иоанн первым прибежал ко гробу Господню и увидел, что он пуст. Иными словами, он стал первым свидетелем Воскрешения. Этой участи, видимо, он удостоился потому, что был «любимым учеником Христа». Но так ли это было на самом деле?
Раскроем опять «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА». В главе 20 читаем:
 1 стих
В первый же день недели Мария Магдалина приходит ко гробу рано, когда было еще темно, и видит, что камень отвален от гроба.
 2 стих
Итак, бежит и приходит к Симону Петру и к другому ученику,
которого любил Иисус, и говорит им: унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его.
 3 стих
Тотчас вышел Петр и другой ученик, и пошли ко гробу.
 4 стих
Они побежали оба вместе; но другой ученик бежал скорее Петра, и пришел ко гробу первый.
 5 стих
И, наклонившись, увидел лежащие пелены; но не вошел во гроб.
 6 стих
Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие,
 7 стих
и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте.
 8 стих
Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу, и увидел, и уверовал.
 9 стих
Ибо они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых.
 10 стих
Итак, ученики опять возвратились к себе.
 11 стих
А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,
 12 стих
и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.
 13 стих
И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.
 14 стих
Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.
 15 стих
Иисус говорит ей: жена! Что ты плачешь? Кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.
 16 стих
Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!
 17 стих
Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.
 18 стих
Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и, что Он это сказал ей.
Следы целенаправленной редакции этого фрагмента из канонизированного «Евангелия от Иоанна» видны настолько явно, что это в состоянии заметить даже не очень подготовленный читатель. Попробуем проанализировать текст этого отрывка.
Мария Магдалина, обнаружив пустой гроб, сообщает об этом Петру.
Петр и «другой ученик, которого любил Иисус» (кто именно, не ясно), бегут к пустой гробнице.
 Первым прибегает «другой ученик» (опять не ясно, кто же такой этот ученик), но не входит в гробницу, а стоит у входа, пропуская Петра.
«Тогда вошел и другой ученик, прежде пришедший ко гробу» и уверовал (поверил в Воскрешение Христа).
«Итак, ученики опять возвратились к себе. А Мария стояла у гроба и плакала…»
Вот тут-то и начинается полная путаница! Откуда здесь появилась Мария Магдалина? Она ведь осталась и не пошла с Петром и «другим учеником» ко гробу. Когда она сюда пришла? Но, судя по тексту, она, оказывается, была все время здесь. А когда «ученики возвратились к себе, Мария стояла у гроба и плакала».
 Но если считать, что Мария Магдалина и «другой ученик» - одно и то же лицо, то все становиться на свои места. «Ученик» ведет себя перед гробом, как подобает женщине - прибегает первым, но в гробницу не входит, пропуская вперед мужчину. Вероятно, в первоначальном варианте «ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ИОАННА» Магдалину называли по-разному – иногда Марией, иногда «любимым учеником».
 Кстати, во всех остальных канонизированных «Евангелиях» никто из учеников, кроме Петра, не упоминается во время посещения гроба Господня сразу после Его Воскрешения.
Далее, сцена встречи Марии Магдалины с воскресшим Иисусом, которая не требует дополнительных комментариев.
«… Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его...» - жалуется Ангелам Мария. Для нее Он не «наш», а «мой», ибо она его женщина.
«Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! - что значит: Учитель!» Мария Магдалина, как и положено ученику, называет в этой сцене воскресшего Иисуса Христа - своим учителем.
В коптских манускриптах есть и другие «Евангелии», которые также не попали в число канонизированных. Среди них и «ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ».
Вот фрагмент из этого «Евангелия», описывающий сцену разговора Петра и Магдалины после Воскрешения Христа:
«… Пётр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил Тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы и не слышали».
Мария ответила и сказала: «То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это…»
 (NHC BG 8502.1.10.1-8) (Robinson 1988: 525).
Как «любимый ученик Христа» и, как его любимая женщина Мария Магдалина была посвящена во многие тайны и знания, про которые не ведомо было остальным Его ученикам. Поэтому Петр, стоя у пустого гроба Господня, и пытается выудить у нее интересующую его информацию.
«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРИИ» заканчивается так:
«… Сказав это, Мария умолкла, так как Спаситель говорил с ней до этого места. Андрей же ответил и сказал братьям: «Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала. Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал. Ведь эти учения суть иные мысли».
Пётр ответил и сказал по поводу этих самых вещей. Он спросил их о Спасителе: «Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?
Должны мы обратиться и все слушать её? Предпочёл он её более нас?»
Тогда Мария расплакалась и сказала Петру: «Брат мой Пётр, что же ты думаешь? Ты думаешь, что я сама это выдумала в моём уме или я лгу о Спасителе?» Левий ответил и сказал Петру: «Пётр, ты вечно гневаешься. Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники. Но если Спаситель счёл её достойной, кто же ты, чтобы отвергнуть её? Разумеется, Спаситель знал её очень хорошо. Вот почему
он любил её больше нас. Лучше устыдимся! И облекшись совершенным человеком, удалимся, как он велел, и проповедуем Евангелие, не ставя другого предела, ни другого закона, кроме того, что сказал Спаситель…»
… Когда [...] и они начали уходить, [дабы про] возглашать и проповедовать…»
 (NHC BG 8502.1.17.7ff) (Robinson 1988: 526-527).
«… То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это…» - отвечает Петру Магдалина.
И действительно, по коптским источникам, она, как «любимый ученик Христа», после его Вознесения, возглавила миссионерское движение первой христианской церкви, распространяя учение Спасителя по всему Миру.
«ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА» заканчивается словами (глава 21):
 24 стих
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его.
Апостола Иоанна Богослова христианские историки предположительно считают тем самым «учеником, которого любил Иисус». Но ни один источник из «Святого Писания» не подтверждает этот факт. И если коптские «Евангелия» близки к истине, то «любимый ученик Христа» Мария Магдалина и Апостол Иоанн, написавший, якобы, «Евангелие от Иоанна» – одно и то же лицо. Вначале, это была Мария Магдалина в роли «ученика, которого любил Иисус» и его любимой женщины. И «Евангелие», которое она написала, называлось «Евангелие от Марии».
Потом, когда плотская земная жизнь Христа была превращена в бесполую, духовную - Мария Магдалина в новейшей христианской истории оказалось лишней и ее благополучно удалили из, утвержденного Священным Синодом, иконостаса Святых Апостолов, превратив в обыкновенную развратницу, гулящую девку (по сути, проститутку), получившую благословение Спасителя после чистосердечного раскаяния.
Но рудименты значимости деяний Марии Магдалины в окружении Христа все же сохранились в книгах канонического «Нового Завета» даже после жесточайшей цензуры поздних редакторов. Ведь первым из учеников, увидевших пустой гроб Господень и поверившим в Его Воскрешение была, именно, она. И, именно, ей явился Воскресший Спаситель и попросил ее об этом рассказать всем остальным ученикам.
Такой чести мог удостоиться только «самый любимый Его ученик» и близкий Ему человек! А ее превратили в заурядную блудницу… Какой она и вошла в сегодняшнюю историю христианской церкви. В историю, которая до сих пор редактируется.

 «ЧТО СКАЖЕТ ИСТОРИЯ, СЭР?
ИСТОРИЯ, КАК ВСЕГДА, СОЛЖЕТ!»
 Бернард Шоу


Рецензии