Три миниатюры из практики работы замполита полка

               

Хотим бесплатная кизимка

Каждый раз после увольнения отслуживших установленный срок службы солдат, мне приходилось отвечать на десятки писем их родителей. Надоели мне письма, которые содержали такие вопросы: почему командование части при увольнении не выдало  сыну деньги на проезд до дома, или почему не выдали надлежащую форму одежды и т.д.
   От сослуживцев таких демобилизованных солдатиков я давно знал причину подобных писем. Как правило, сыновья писавших нам гневные письма граждан, в пути следования домой как следует отпраздновали окончание службы с соседями по вагонам или ввязывались в карточные игры со случайными пассажирами поездов. После чего добирались домой без копейки денег, а иногда и полураздетыми.
   Долго я думал, как избавиться от этой переписки и придумал. Предложил командиру полка перед увольнением в запас выслуживших установленный срок службы проводить опрос личного состава рот. В назначенный день и час накануне отправки домой отслуживших срок службы, мы стали делать это, по форме, как этого требовал Устав внутренней службы. Во все роты полка направлялись офицеры штаба и проводили опрос. Особое внимание мы обращали на увольнявшихся солдат. Спрашивали перед строем роты, есть ли у них какие жалобы на действия командования роты и части, всё  ли положенное им выдано и т.д. Мы объявляли, при этом, что если после их прибытия домой они скажут родителям о каких-то неправедных действиях командования, то наш ответ на их  письма будет кратким. Мы сообщим, что перед отправкой вашего сына домой ему было выдано всё, что положено. И при опросе   в присутствии всего личного состава роты ваш сын жалоб ни каких не высказывал.
    После этого подобных писем от родителей демобилизованных воинов, практически, мы больше не получали.
    И вот однажды, при проведении мною такого опроса личного состава второй роты, подлежавшие увольнению ребята из солнечного Узбекистана попросились стать в строй всем вместе на левом фланге. Я разрешил. После краткого вступительного слова  сказал: «Всем ли положенным удовлетворены увольняемые и есть ли у кого из них да и у всех остальных ребят, какие либо вопросы?» Несколько минут в казарме стояла абсолютная тишина, лишь на левом фланге строя ребята узбеки о чём-то оживлённо меж собой тихо переговаривались. Понял я, что воины что-то обсуждают, готовясь задать мне вопрос. Я дал им возможность несколько минут посовещаться. После того, как своё  совещание воины закончили, один из них поднял руку, а на мои слова: «Я вас слушаю», - воин попросил меня подойти к ним ближе. У них у всех есть один общий вопрос. Я охотно пошел на левый фланг строя. Когда я пришел к уроженцам Узбекистана, они, нарушив строй, вмиг сгруппировались, а воин поднимавший руку и пригласивший меня к ним  сходу задал мне вопрос: «А можна ли сейчас жениться?» Вся эта группа ребят при этом мило улыбалась, уставив на меня десятки угольков своих внимательных глаз.
   Отвечая на вопрос, я стал говорить ребятам о том, что лучше это сделать по приезду домой. Там же будут ваши мамы и папы, друзья и родственники. Но уж если у кого возникла такая острая необходимость, то приходите, обсудим ситуацию и что-то решим.
   На мой ответ, воин, избранный говорить от имени всех, в полголоса сказал:
  - У нас на Родина кизимка очень дарагой. Балшой калым нада, а тут кизимка бесплатный, - ответил солдат.
Сдерживая смех и делая вид, что обдумываю ответ, я обвёл долгим взглядом  мило улыбающиеся мордашки, потом начал говорить, что в таком случае это надо было делать раньше. Сейчас на это времени уже нет, завтра вы уезжаете  по домам.
  После окончания опроса в канцелярии роты, присевши к столу,  я   дал волю давившему меня смеху…



 Стань на коленки, я тебя вдарю!

Много хорошего, славного и даже героического было в славной армии Советской. Но было немало и нехорошего. Одним таким трудно искоренимым злом была в нашей непобедимой и легендарной так называемая дедовщина. Это деяния, когда последнего срока службы солдаты обижали солдат, начинавших службу.
   Мы  в нашем полку боролись с этим злом постоянно и непримиримо. Но случались такие дела и у нас.
   Стало мне однажды известно, что одного молодого солдата  обижает солдат второго года службы. Провёл я разбирательство, выяснил, что ничего уголовно наказуемого «дедушка» пока не совершил. Доложил о результатах разбирательства командиру полка и предложил ограничиться к нарушителю строгим дисциплинарным наказанием.
   Командир полка полковник Кравченко Владимир Филипович со мною согласился.
   Тут надо сказать, что наш командир был человеком не очень строгим ко всем подчинённым от рядового до офицера, умел прощать провинившихся, строгими наказаниями не разбрасывался. Умел наш командир и пошутить. Шутки пускал в ход не только в часы отдыха, рассказывая басню про тёщу и разного рода смешные байки, но и в своей повседневной работе.
   После своего доклада о случае дедовщины я спросил Владимира Филиповича, как накажем нарушителя. На что командир ответил, что он подумает.
   И вот на вечернем разводе после доклада начальника штаба о том, что полк построен, командир оглашает фамилии солдат обидчика и потерпевшего, о коих я ему в тот день доложил, и приказывает обоим выйти из строя. Вышли из строя полноватого сложения молодой солдат ростом около двух метров и солдат второго года призыва ростом, как тогда у нас говорили, метр двадцать с каблуками.
  Обращаясь к «дедушке», командир сказал, а как ты достал не до лица, нет, ну хоть до плеча этого гиганта, чтобы ударить? Ты что, приказал ему встать на коленки? По строю полка прокатился сдержанный смех, а обидчик низко опустил голову, покраснел как свёкла и молчал. После непродолжительной паузы командир сказал, обращаясь к молодому солдату:
  Сейчас я подам команду всем офицерам и прапорщикам повернуться кругом. Отвернусь от вас и сам, а ты разок стукни легонько ладошкой по голове этого «гиганта», да только смотри пожалуйста не убей его или не причини увечье, чтобы замполиту полка опять не пришлось вести расследование, а мне  не возбуждать дознание и не докладывать прокурору и вышестоящему командованию о ЧП. И так, офицеры и прапорщики КРУ-ГОМ! Давай дорогой, действуй.
   Далековато наш полк находился от жилых кварталов города, но думаю и там был слышен хохот сотен солдат нашего полка.

Выучил русский язык…

   Суббота в нашем полку был днём учебным. Начинались занятия с двухчасовой политической подготовки. Потом два часа проходила подготовка боевая, далее производственная.
   Распределив офицеров политчасти по ротам для проверки политзанятий, по каким-то неотложным делам я задержался у себя в кабинете. Направился с проверкой когда уже начался второй час занятий. Только я вышел из штаба, как увидел бегущего в строну летнего туалета воина. Я скомандовал солдату: «Стой! Ко мне!» Когда запыхавшийся небольшого росточка, чёрный словно негритёнок солдатик призванный на службу месяца полтора назад подбежал ко мне я спросил его:
- Почему не на занятиях? 
  Глядя на меня перепуганными глазёнками сын солнечного Узбекистана произнёс:
 - Тулет.
 - Почему не сходил в туалет в перерыв? – снова спросил я.
    Несколько секунд подумав, солдатик произнёс:
 - Польнай  х… вада.
  Я резко отвернулся давясь смехом, а когда немного успокоился и повернулся к солдату  молча махнул рукой, подавая знак - беги дальше….
                А. Перепелятников
                Февраль 2022 г.
       

   
 


   


Рецензии