Море В. Штраниха

                МОРЕ   В. ШТРАНИХА


Этому  человеку – потомку  ливонских  рыцарей, осевших  в  русском  городе  Смоленске, суждено  было  стать  художником. Его  отец  и  дед – известные  в  своё  время  живописцы, помимо  этого  ещё  и  нотариусы, были  людьми  знаменитыми. Владимир  Фёдорович  Штраних  (1888 – 1981)  родился  под  Москвой, в  Царицыно, куда  часто  приезжала  семья  Штранихов. С  детства  проявившиеся  способности  к  рисованию  позволили  В. Штраниху  поступить  в  Императорское  Строгановское  художественное  училище  сначала  на  подготовительное, затем  на  декоративное  отделение, которое  он  закончил  в  1907  году. Владимиру  Фёдоровичу  посчастливилось  быть  помощником  декоратора  мастерской  Большого  театра, где  работал  знаменитый  художник – Константин  Коровин. Творчество  мэтра  впоследствии  оказало  большое  влияние  на  формирование  будущего  живописца, манеру  и  стиль  его  работ. В  дальнейшем  В. Штраних  учился  в  Московской  школе  живописи, ваяния  и  зодчества  (1909  - 1916).

В  годы  Первой  мировой  войны  В. Штраних, призванный  на  службу, проявил  себя  лихим  артиллеристом, командовавшим  орудийным  расчётом, однажды, даже  сбил  вражеский  аэроплан, за  что  получил  Георгиевский  крест  и  чин  прапорщика. После  революции  работал  в  художественной  секции  Московского  совета  депутатов, а  в  Смоленске – начальником  управления, занимавшегося  комплектованием  подразделений  молодой  Красной  армии, создавал  агитационные  плакаты, активно  участвовал  в  художественной  жизни.
После  переезда  в  Москву, В. Штраних  сотрудничал  со  многими  газетами  и  журналами, совершал  поездки  по  стране. В  своё  время  многому  научившись  у  известных  учителей – художников – А. Васнецова, А. Архипова, С Малютина, Л. Пастернака  состоявшийся  мастер В. Штраних  готовил  молодую  смену. Вот  как  написал  о  своём  учителе  один  из  его  учеников  К. Дорохов:
«Штраних  был  колоритной  фигурой. Он  отличался  блестящей  внешностью – рослый, красивый, как – то  по – особенному  одетый, всегда  по – военному  подтянутый. Летом  он  ходил  в  белоснежной  косоворотке с  расстёгнутым  воротником, в  широчайших  галифе  ярко – синего  цвета, в  белых  брезентовых  сапогах  с  красной  подмёткой  и  каблуками. Зимой  носил  английского  сукна  военную  бекешу  и  лихо  заломленную  на  затылке  офицерскую  папаху. От  учеников  требовал  артистизма, яркости, звучности, темперамента..»

Значительную  часть  в  творчестве  В. Штраниха  занимает  морская  тема, над  которой  он  работает, начиная  с  30 – х  годов. Именно  поездки  к  Чёрному, Балтийскому  морям  и  на  север  способствовали  обращению  внимания  художника  к  мощи  морской  стихии, многообразию  красок  моря  и  переменчивости  его  состояний  и, конечно, преодолении этой  могучей  силы  человеком.
В. Штраниха  интересовало  всё: ритмы  портов, громады  военных  кораблей, спуск  на  воду  новых  судов, нелёгкая  служба  на  флоте. А  во  время  Великой  Отечественной  войны  он  пишет  целый  ряд  батальных  произведений  о  подвиге  советских  моряков» «Бой  в  Ирбенском  проливе», «Ночная  атака», «Бой  лидера  Ташкент»  и  др. После  войны – «Плавучий  док», «Спортивный  день  во  флоте», «На  ремонте  в  доке  Севастополя» …

За  художественные  произведения, посвящённые  морю, ему  присуждена  серебряная  медаль  имени  М. Грекова. Однако, В. Штраних  был  не  только  художником – маринистом, его  творчество  многогранно: писал  пейзажи, занимался  графикой. Он, как  Народный  художник  СССР и  член – корреспондент  Академии  Художест  СССР  вошёл  в  историю  искусства  ХХ  века.

22  февраля  2022  года                Вячеслав  Прытков               


Рецензии