Как стать великим

Великий -это тот, кто первым осознаёт запросы своего времени, своего народа и, что не менее важно, –не жалея себя, успешно действует в нужном направлении... Присоединение к России, как бы не кляли это явление нацики, дало толчок национальному самосознанию казахов. XIX век дал миру удивительных по силе духа казахов. Одни, упорно защищая старину, начинали бороться против колонизации, в упор не желая видеть плюсов в российском подданстве. Это султан Кенесары Касымов, попытавшийся возродить феодальное  государство, аульные старшины Исатай Тайманов и поэт Махамбет, старик Жанкожа Нурмухамедов, выступивший со своими джигитами сначала против Хивы, а затем против России, батыр Есет Котибаров… Но те, кто получил светское образование повели себя иначе… Хан Жангир попытался провести прогрессивные реформы в Букеевской Орде. Чокан Валиханов-блестящй офицер российской армии стал первым учёным из казахов, трудами которого восхитился учёный мир, малоизвестный  ещё Абай Кунанбаев прославился тем, что первым создал письменную казахскую литературу и перевёл для своего народа лучшие произведения мировой и российской классики.
Шире зазвучали и даже стали печататься  произведения лучших кюйши и поэтов . Но беда была в том, что практически никто, кроме узкого слоя аристократов, не умел ,ни читать ни писать. Мусульманские мектебы,в страхе как бы не испортились нравы, основной смысл учения видели в изучении Корана.Тогдашний мектеб-это, когда несколько аульных мальчиков сидели в юрте или  возле неё и вслух твердили до запоминания суры из священной книги мусульман, а  мулла, за неимением тетрадей и ручек, на песке  рисовал арабские буквы. Это было чистое средневековье. Но мир уже давно ушёл от средневековья, а главные мировые письменные шедевры были на латинском или русском…
     Ыбрай Алтынсарин не принадлежал к знатному роду, хотя и вырос в семье деда,уважаемого и в российских и казахских кругах народного судьи Балгожи бия. Дед, судя по воспоминаниям, был прогрессивным человеком, понимал необходимость светского образования и в 9 лет определил мальчика в русско-казахскую школу  в Оренбурге, где изучали настоящие науки и языки. Ыбрай закончил школу на « отлично» , а поскольку к этому времени знал уже 4 языка ( нам бы так!) и очень скоро стал востребован как переводчик , делопроизводитель и даже местный чиновник при оренбургской администрации. Однако, вкусив радость познания наук, душа его рвалась к просвещению, к педагогике, к обучению своего безграмотного пока народа. Он добивается разрешении стать учителем, а затем открывает свою школу для детей на русском и казахском языках, а позже и первую учительскую школу в г. Троицке. Проблему нехватки учебников и методик он решил гениально просто. Он сам написал два учебных пособия, рассказы для чтения, басни, стихи , собирал и использовал образцы народного творчества казахов, а также переводы лучших произведений российской литературы. Проблему нестыковки арабского  российского алфавитов тоже решил просто и кардинально. Он придумал для этого , новый казахский алфавит на основе российской кириллицы.(а мы виним в этом большевиков)
За эту просветительскую деятельность он становится признанным авторитетом у оренбургской администрации. Он получает титул статского советника, его назначают инспектором народных училищ Тургайской области с правом открывать и закрывать школы. Но денег на народное образование выделяли, как обычно, мало. Он решал эту проблему методом убеждения, как царских чиновников, так и жителей аулов и богатых земляков раскошелиться на школы. Это далеко не всегда получалось. Но, тем не менее, ему удалось открыть 11 уездных, 5 волостных школ и учительскую школу для казахских юношей.
Кроме того, он открыл первую в степи школу –интернат для девочек, первое ремесленное училище, а также первую сельскохозяйственную школу, где простые казахские и русские ребятишки осваивали  нужные  тогда профессии мыловара, кожевника, слесаря и т.д., изучали основы земледелия. Для проведения занятий пожертвовал своими личными участками земли.
  Здоровье природа отпустила ему  слабое… 10  лет  и в зной, и холод ему приходилось «скакать в телеге» по бездорожью,  чтобы посещать школы, терпеть оскорбления и противодействие мулл, степных аристократов и другие лишения.
 Умер он от тяжёлой болезни в 1889 году всего 48 лет отроду...
Есть два пути попасть в историю своего народа. Один- руководить и вести свой народ к какой-то заветной цели.. Другой-  самоотверженно нести свет, цивилизацию, добро в надежде, что потомки оценят.
Ыбраю Алтынсарину повезло. Его оценили. Как в царское, так и советское время.
Из книги А.Нижникова "Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе"


Рецензии