Слово

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». (ИН 1:1)
Ригведа: «Сначала был Брахман, Господь всего вместе со Словом
своим, и истинно его Слово есть Брахман». (Нарада Куш)
«Всякое слово, получающее место в лексиконе языка,
есть событие в области мысли». (В.А. Жуковский)
«В каждом слове есть смысл…». (Дэн Браун)
М.К. Мамардашвили: «…слово имеет свою чувственную
материю, оно несет чувственную радость...». («ГОРДОН»)
«Слова – это живые существа. У них есть личность,
точка зрения…повестка дня». (Ганнибал Барка)
 «… слово Твоё есть истина» (ИН 17:17)

Слово = др.греч. <логос>: одно и то же понятие, в разных языковых системах.
Сегодня понятие «слово» сведено к обыденности, а понятие «логос» возведёно в ранг имени божьего. На самом деле термины слово/логос ничем не отличаются, кроме их звуковой аранжировки. Аналогично дело обстоит и с понятием «сущность» (= лат. <субстанция> = др.греч. <ипостась>), которое  обрело самостоятельную жизнь в трёх лицах, укрепившись в системе одного, русского языка. Таких примеров – множество, где  конкретное понятие обретает два, три, а иногда и более лиц (рус. «священный» = лат. <сакральный>, рус. «тайна» = др. греч. <мистика> = англ. <секрет> и др). Т.е. одно и то же понятие (мысль), имеет различное звучание в разных языках, но все эти звучания укрепляются в системе одного, русского языка, как термины, наделяясь каждое своим толкованием, отличным от первообраза = оригинального понятия.
Вводить в самостоятельное бытие (в пределах одного, русского языка) одно и то же понятие в «одёжке» разных языков (давая «одёжке» статус «иного понятия», хотя его и не существует), с одной стороны, способ расширить терминологическое многообразие, благодаря чему человечество сегодня проживает такую яркую и многогранную жизнь. С другой – верный путь не избежать заблуждений и противоречий в плане истины.
Войти в ясную, непротиворечивую жизнь (жизнь в истине) за счёт разоблачения временных заблуждений без определённых знаний невозможно. Ключ к этим знаниям преподносит Еммануил: это структура слова/логоса, которая изображена на слайде (ПЗ, рис.4), хотя все три схемы (рисунки 4,6,7, взятые из ПЗ) представляют одну и ту же структуру.
«СЛОВО = отраженная нерасчленённая мысль: одновременно Смысл и его форма» (ПЗ 4-V).  Тем же самым является и «ЛОГОС».  Однако, в настоящее время, в русском языке «логос» = «универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия» (НИЭ), а «слово» = «одна из основных единиц языка» (НИЭ). При этом противоречия тут нет.  Являясь первообразной всякой речи, слово/логос является и основой бытия.
Более детально логос описан как «одновременность слова и смысла» (НИЭ), хотя Смысл – это составная часть  организма слова/логоса, равноправная  с другой частью – формой Смысла. Одновременность частей слова/логоса придаёт ему чудодейственную силу реализации любого Смысла в действии. Сегодня, человечество общается вовсе не словами, а их дифференцированными частями – терминами, отражающими не Смыслы, а их части (грани) – понятия, чаще всего не согласованные со своей подлинной формой, что противоречит принципу единства мироздания = принципу соответствия структуре слова/логоса: «Только одна мысль соответствует конкретной форме или конкретная форма несёт в себе одну единственную мысль». (ПЗ 5-IX)* Не важно, целая это мысль (Смысл) или дифференцированный Смысл (мысль – понятие). Все множество форм одной мысли, якобы независимые, самостоятельные термины и есть иллюзия = майя**.
Коснемся универсальности структуры слова/логоса.
Принимая утверждения ПЗ:
- Смысл = дух (целостная мысль),
- форма Смысла = необусловленная душа (Любовь),
мы выходим из тупика непонимания не только слова/логоса, но и того, кого до сих пор называли «Богом»: Святого духа = Всевышнего и Вездесущего  = Абсолюта. Всё это описания Господа***, каждое из которых актуально для своеобразных  контекстов.
Слово/логос произнести невозможно, да и осуществить это не возникает потребности. «Слово принципиально отличается от термина – дифференцированного слова». (ПЗ 4) Речь человека = знаковая система, сегодня представленная терминологическим многообразием. Подобие слова/логоса есть ИМЯ = «звучание энергии идеальной**** формы, несущей однозначный ей Смысл». (ПЗ 4-VIII) «Словообразование» на самом деле это образование терминологического множества из Имён (существительных), в т.ч. частей речи.
Не напрасен в иудаизме запрет на произнесение тетраграмматона («Имени Бога») – любое сочетание звуков не может проявить полноту даже образа Господа (господа).
Представление о Господе как об одновременности двух сущностей (духа и души) принципиально ново. При этом Иоанн (цитата выше - ИН 17:17), отождествляя  Господа с одной сущность – истиной, знал, что «Бог = Слово» (ИН 1:1) и представлен двумя сущностями: «Бог есть дух» (ИН 4:24) и «Бог есть любовь» (1 ИН 4:8). Т. е. о структуре слова/логоса, а значит о Господе, в Новом завете представление зародилось, но не было однозначно сформулировано.
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом». (ЕККЛ 3:1)
 _____________________________________
* (ПЗ 5-IX) – отсылка к формуле IX из посыла 5 ПЗ (Полного завета)
**МАЙЯ, «понятие древней и средневековой индийской философии, имеет несколько значений, наиболее известно, развитое особенно в адвайта-веданте: иллюзорность всего воспринимаемого мира, скрывающего под видимым многообразием свою истинную сущность – Брахмана, как единственную реальность». (НИЭ)
*** «СВЯТОЙ ДУХ» - описание совершенной структуры: «Святость = полнота единения двух целостных сущностей: духа и души» (ПЗ 6-XIII), их одновременность, которая не подразумевает какой-либо деятельности, но определяет любую, есть её потенциал. Можно пояснить и так: Дух Святой оттого, что одновременен с безусловной или Святой душой, своей формой. Святость = безусловность. Грех – бытие в условиях.
«ВСЕВЫШНИЙ», как и «ВЕЗДЕСУЩИЙ» - описание расположения Господа: указание на Его определяющую роль в иерархии сил, обеспечивающих существование Вселенной (мироздания). Хотя сам термин «Господь» (др. евр. <Адонай> - «Господин мой», др.греч. <Кюриос»>)= «господин всех положений и состояний» мироздания говорит о первоначале, в отличие от абстрактного – «Бог». 
«АБСОЛЮТ» (лат. absolutes – безусловный, неограниченный) «в философии и религии – безусловное совершенное начало бытия». (НИЭ). Господь не пребывает в мире, а мир пребывает в Нём. Начало бытия в любом его аспекте есть его потенциал. Деятельность (реализация потенциала) возможна только при тех или иных условиях.  Безусловность определяет бытие вне деятельности – «небесную твердь» - потенциал.
**** «идеальной» в значении безукоризненной (необусловленной).

Примечание к слайду.
ГЕШТАЛЬТ – нем. Gestalt (форма, образ, структура) = целое, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования его частей – гештальткачеств (свойств целого), которые также являются целостностями, взаимно поддерживающими и определяющими друг друга. (Выборка из двух статьей ФЭС, с.102-103).

Примечание к тексту.
В настоящее время ряд философов характеризуют одно из гештальткачеств слова (логоса) следующим образом: «Смысл, содержание, значение всегда различимы. Смысл стоит особняком. Как отмечает Э. Гуссерль [ Husserl 1968: I :§12], референт не может совпасть со смыслом, что же касается "содержания", то оно не входит ни в смыслы, ни в метасмысл. Оно - состав частей, в реальном тексте - состав предикаций.
Конечно, смыслы и содержания взаимодействуют, но все же не смешиваются. Смыслы описываются, содержания формируются или конструируются в виде суждений, предикаций, умственных актов». (Г.И. Богин)
Если продолжать в ритме такой постановки представление Смысла, то чтобы познать слово/логос, «референту» предстоит «совпасть со Смыслом» и более того, совпасть с его формой. Другими словами,  вместить слово/логос = фактически стать им. Явить внутри себя Христа (Смысл) и Будду (форму Смысла) одновременно. Стать силой кундалини. «Кундалини» - термин индуизма, обозначающий “Благодатную силу” (“Благодатный огонь”): одновременно божественный свет (созидательная сила) и вселенская Любовь (связующая сила). Сегодня, для большей части человечества, это всего лишь термины.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1  Слово меняет статус, как и Адам с Евой.

Это самая важная и одновременно непростая для понимания новость Еммануила; она есть ключ ко всей дальнейшей истории человечества. Привычное представление о слове  (единице речи, сведённой к обыденному явлению) обоснованно возвести в ранг Господа (логоса), т.е. уровнять слово и логос без проповеди Еммауила невозможно.
Произнося термин «слово», как в обыденной речи, так и в любой другой, человек (коренной носитель русского языка) привык оперировать им, не размышляя по его поводу.  Несвойственный ему термин «логос», кажется чем-то иным, особенным. И хотя в Новом завете <логос> и переведён как «слово», в эзотерике, говоря о Господе, используют термин «логос», если не цитируют Новый завет в русском переводе. Невозможно принять, а до этого понять, что термин «слово» может отражать понятие (мысль), выходящее за пределы обыденности, каким представляется «логос». Только обретя устойчивое ясное понимание, что слово, как отражённую целостную мысль мы сегодня не вмещаем, а в мышлении и речи пользуемся дифференцированными (условно расчленёнными) словами = терминами (между словом и термином огромная разница, величиной в расстояние от человека до Господа), только тогда «логос» станет обычным переводом «слова» с др.греч. и будет понятно, что вместить слово (логос) можно только совершенному человеку (уже свершённому = реализованному).  С некоторых до сих пор, комфортно размышляя, оперируя понятиями (частями расчленённой целой мысли) и общаясь терминами (понятиями, отражёнными в речи), каждый человек был носителем дифференцированных слов, выражающих дифференцированные мысли и это было прекрасное время, хотя и обусловленного бытия, уходящее безвозвратно.

Говоря о структуре слова/логоса, обратимся к книгам Ветхого завета. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию, сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (БЫТ 1:27), но как же быть с этим: «Твёрдо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня. Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. (ВТОР 4:15,16) Поскольку душа тогда (а кое у кого и до сих пор) представлялась как «активное целесообразное начало («форма»)  живого тела, неотделимое от него. В теистических религиях душа человека – созданное Богом, неповторимое бессмертное духовное начало» (НИЭ), за пределами структуры Господа. Ряд экзегетов (толкователей религиозных текстов) сумели понять, что «Всё повествование о грехопадении Адама имеет и символический смысл. Адам символизирует дух…; Ева – душу».  (Д.В. Щедровицкий) Исходя из этого посыла, Ветхий завет можно переосмыслить заново, сопоставляя знания господа Еммануила и сведения, добытые продвинутыми экзегетами. Будет интересная работа.
 Современные экзегеты сходятся во мнении: «Бог непознаваем. Мы можем знать о Боге только то, что нам открыто на основании Священного Писания, на основании того, что Бог нам о Себе открыл. Тринитарные споры в церкви завели церковь на большие мудрствования. Теория троебожия – не годится. Теория иерархии тоже не годится – она против Библии. Есть тайна. Есть сие тайна - великая тайна благочестия». (А.Болотников) Это, в принципе, так. Поэтому Священное писание продолжено для организации «последних времён».


Рецензии