Случай с Эром

Как известно, заключительная часть «Государства» Платона посвящена повествованию Сократа о мифе об Эре Памфилийском; это имя означает «Обыватель». Как и во многих великолепных историях, в этом сказании зашифрованы необыкновенные сведения, донесённые до нас с помощью мощных метафор. По-видимому, Эр был тяжело ранен в битве, и люди сочли его за мёртвого, когда нашли тело. В результате его тело водрузили на погребальный костёр и готовятся сжечь, но, к счастью, Эр вдруг оживает и рассказывает всем, где он был и что изведал в глубине другого мира.

Видите ли, оказывается, всё это время Эр переживал опыт выхода из тела. Его душа вышла из тела и вместе со многими другими совершила путешествие в божественное место, где людей подвергали суду, лететь ли им на небеса, или же падать вниз под грузом плохих поступков, висящих на спинах. Но судьи сказали Эру, что он должен стать для людей вестником об этом ином мире, так что ему нужно всё слушать и за всем наблюдать. Он увидел в земле две расселины, одна подле другой, а напротив, наверху в небе, тоже две. Он наблюдал, как в пространстве между ними судьи, на основании поступков, совершённых душами при жизни, посылали их, как я сказала ранее, либо в небеса, либо вниз через одну из расселин.


Представили себе эту картину? И вот начинается интересная часть, важная для наших рассуждений. Ибо из последних двух расселин души воспаряли из земли, полные грязи и пыли, или же спускались с небес, будучи чистыми и сияющими. Платон рассказывает, что обе группы с радостью останавливались на лугу, где разбивали лагерь, как это бывает при всенародных праздненствах. Они приветствовали друг друга, если кто с кем был знаком, и расспрашивали пришедших с земли о том, что они пережили в путешествии в подземное царство, которое длилось тысячу лет, а пришедших с небес;—;о блаженстве небес и поразительном по своей красоте зрелище. После семидневного отдыха на лугу, на восьмой день, им надлежало отправиться в путь, чтобы достичь такого места, где сверху виден протянувшийся через всё небо и землю столп света, очень похожий на радугу, только ярче и чище. Этот столп света включал в себя вращающиеся круги солнца, луны, планет и звёзд;—;иными словами, саму вселенную. Там они обнаруживали трёх поющих дочерей Необходимости, богинь судьбы, облачённых во всё белое, с венками на головах. Их звали Лахесис, Клото и Атропос. Сначала души представали перед Лахесис, которая кидала им жизненные жребии. Каждый жребий позволял выбрать жизнь при перерождении. Души поднимали свой жребий и выбирали образец жизни: то, кем и чем они будут в следующей жизни. Эру же не было дозволено поднять жребий.

Эти образцы обеспечивали весьма различную участь душе: жизнь в богатстве, бедности, красоте, славе, здоровье или болезни, силе или слабости, мудрости или тупости. Смысл был в том, чтобы выбрать ту жизнь, которая приведёт к улучшению души. Эр, поражённый, наблюдал, как души выбирали следующую жизнь: Орфей выбрал жизнь лебедя. Видел он и лебедя, который предпочёл выбрать человеческую жизнь. Душа Аякса, сурового воина, выбрала жизнь льва, а человек, построивший троянского коня, выбрал жизнь женщины, искусной в ремёслах. Одиссей, не желавший более жизни в приключениях, искал и искал, пока не нашёл жизнь, отринутую всеми остальными,;—;жизнь обыкновенного человека. Затем, по словам Платона, «когда все души выбрали себе ту или иную жизнь, они в порядке жребия стали подходить к Лахесис [Lachos = особый жребий или судьба человека]. Какого кто избрал себе гения [даймона, или „демона“], того она с ним и посылает как стража жизни и исполнителя сделанного выбора. Прежде всего этот страж ведёт душу к Клото [„Пряха“], под её руку и под кругообороты вращающегося веретена: этим он утверждает участь, какую кто себе выбрал по жребию». Затем даймон вновь ведёт душу к пряже Атропос (чьё имя означает «неотвратимое» или «неумолимое»), «чем делает нити жизни уже неизменными».


Рецензии