Где наши корни...

 Идеей докопаться до истории нашего семейного генеалогического древа я загорелся уже давно. Мне всегда было завидно тем, кто знал своих предков. И не только до колена бабушек и дедушек, а значительно глубже. Восхищение вызывают, например, чеченцы, которые просто обязаны знать своих предков, как минимум, до седьмого колена. У нас к сожалению этот культ, который существовал в России до революции 1917 года, совершенно был разрушен.

 Необходимость попытаться все же восстановить родословную нашей семьи появилась совсем недавно, а именно летом 2020 года. Мой родной братишка Александр Александрович сформулировал очень достойное предложение подумать об установке на могиле наших бабушки и дедушки по отцовской линии нового надгробного памятника вместо обветшавшего за почти 50 лет старого. Идея у меня и у двоюродного брата Сани Силина породила в душах бурю эмоций и чувств, и мы взялись финансировать ее на паях. Какого же было наше удивление, что на старом надгробном памятнике у бабушки и у дедушки были зафиксированы только годы рождения и смерти, а точные даты не были указаны. Живые же сейчас родственники старшего, чем мы, поколения тоже ничем нам помочь не смогли.

 Сначала я обратился за помощью в интернет. Сейчас там рекламируют в том числе и помощь в разработке генеалогического древа любой семьи. Я даже нашел сайт под названием «Family spaces» и даже заплатил за возможность моего захода на этот сайт какие-то деньги. Но в конечном итоге получил только доступ к архивным документам различных губерний царской России.
 Для поиска мне все равно не хватало исходных данных. Точные данные по датам жизни бабушки Груши и дедушки Тимофея мой брат Саша все-таки нашел в Пестовском отделении ЗАГС.

 Наши родители, а также и бабушки с дедушками почему-то не очень охотно делились с нами своими воспоминаниями. Может быть считали, что не нужно рассказывать нам о тех тяготах лихих революционных и военных времен, в которых они были действующими лицами. А может быть не хотели их вспоминать из-за душевных болей, которые им эти воспоминания приносили. Кто ж теперь знает, почему! И такое происходило не только в нашей семье, но, как правило, и в семьях наших знакомых и друзей тоже.
К сожалению, хоть как-то восстановить историю нашей семьи я могу попробовать, только опираясь на отрывочные воспоминания, которые все же иногда проскальзывали при нашем общении с родственниками.

 Итак, начнем!!!

 С дедушками и бабушками по материнской линии я, к моему сожалению, совсем не знаком. Они ушли прежде, чем я родился. А информацию о них излагаю здесь по устным воспоминаниям о них моей матери.
 
 Мой дед, отец моей матери, Силичев Иван Ильич родился в 1888 году в Вологодской губернии. Был очень известным и востребованным в тех местах портным. Мой родной брат Саша, видимо, через материнские гены унаследовал тягу к портняжничеству. В период жесточайшего дефицита всего в семидесятые – восьмидесятые годы, не имея никакого специального образования, он шил такие джинсовые брюки и костюмы, которые, мне кажется, ничем не уступали тому ширпотребу, который тащили в нашу страну фарцовщики различных мастей.
 Иван Ильич был трижды женат. Первую его жену даже моя мама не знала. От нее в семье было трое детей. Я знал только дядю Сережу, который жил в Вологде и был очень обходительным и интеллигентным человеком. Мы не часто у него бывали, но он оставил о себе очень приятные воспоминания. 
 Вторая жена, Ефимия Алексеевна, родилась в 1898 году и была мамой моей матери, родила в браке шестерых детей, двое из которых умерли в раннем детстве, а при родах последнего ребенка в 1933 году умерла и сама. Моей маме было тогда всего 10 лет. Дядю Васю, отца моей двоюродной сестры Нины Зябловой, я совсем не знал. Он тоже очень рано умер, отбывая наказание в лагере где-то в Сибири за приписанную ему, как бухгалтеру предприятия, растрату. Тетю Люсю и дядю Витю я знал. Тетя Люся достаточно долго с семьей жила в Пестово, дядя Витя временами гостил у нас, а в основном жил в Вологде. Они уже ушли.

 А мама моя, дай бог ей здоровья, еще жива. Ей в 2020 году исполнилось 97 лет. Видимо, бог дает ей время жизни, которое ее родители недополучили.

 От третьей жены родилось четверо детей. Я был знаком только с дядей Мишей. У дяди Миши было, по-моему, 8 детей от двух браков. Вторая жена его умерла в 1962 году при рождении дочери Ольги. Ольгу мои родители забрали у дяди Миши, который тогда очень пристрастился к зеленому змию, в 1964 году и удочерили ее. Она стала воистину нашей родной сестрой, хотя все мы по масти были шатенами, а она у нас была светленькой. Лет до пятнадцати Ольга даже не предполагала, что она не родная дочь, но потом, как это у нас обычно водится, нашлись доброжелатели, которые злорадно эту тайну ей открыли. Оля долго переживала эту новость, но сейчас уже не задумывается о том, кто ей роднее. Одним словом, она наша родная сестра и родная дочь нашей матери. И будет так всегда!

 Умер Иван Ильич в 50 лет в 1948 году. Моя мама всегда говорила, что очень рано осиротела.

 Мой дедушка по отцовской линии, Колосов Тимофей Васильевич, родился 15 января 1893 года где-то на просторах тогда Санкт-Петербургской губернии, а сейчас это Чудовский район Новгородской области. Поговаривали, что он был незаконнорожденным дитем матери, которая держала трактир на одной из столбовых дорог Российской империи. И на свет появился через 9 месяцев после того, как в трактире на постой останавливался какой-то шляхтич.

 Дед очень, как рассказывали, по молодости любил гульнуть, выпить горькой и сыграть в карты. И, когда возвращался после очередной гулянки домой, бабушка на него ругалась и называла «польской мордой», что косвенно подтверждало наличие у него польских кровей. Несмотря на эти его не очень благовидные пристрастия, дед был на все руки мастер. Был прекрасным плотником. Сам строил бревенчатые дома и пристройки. Содержал в порядке сад и огород. В шестидесятые годы у него была отапливаемая теплица, где он выращивал огурцы. С конца февраля каждого года он, будучи уже на пенсии, радовал домочадцев свежими огурчиками и продавал их своим постоянным клиентам. Глубоко за шестьдесят он работал в Пестовском леспромхозе, был очень умелым и востребованным вулканизаторщиком. Мой отец был его учеником и подмастерьем в начале своей трудовой деятельности.

 В тридцатые годы дед возглавлял один из колхозов, был всегда на хорошем счету, но тоже, как многие в то время, попал под репрессии тогда существовавшего режима. В стране была начата продразверстка. Это когда государство, как правило, применяя насилие, конфисковывало у крестьян «излишки» зерна и других сельхозпродуктов. А тех, кто препятствовал этому, отправляли в места, не столь отдаленные, т.е. в тюрьмы и лагеря. У деда в хозяйстве сгорел амбар с зерном, а так как поджигатели не были обнаружены, его обвинили во вредительстве и взяли под стражу. Бабушка тогда писала письмо «всесоюзному старосте», как его в простонародье называли, Калинину Михаилу Ивановичу, который в то время был председателем Президиума Верховного Совета СССР, т.е. формально первым руководителем государства. Подействовало ли это ее обращение или органы действительно убедились в невиновности деда, но его через 6 месяцев выпустили на свободу. Мы частенько с моим отцом обсуждали события этих репрессивных лет нашей страны, и он мне всегда говорил, что не было в те годы невинно пострадавших. При этом в пример ставил именно произошедшее с его отцом.
 Дед ушел от нас 29 апреля 1972 года. Я тогда не смог присутствовать на его похоронах, так как был студентом, причем вдали от Родины.

 Моя бабушка, Агриппина Афанасьевна, родилась 8 июля 1894 года где-то тоже в Санкт-Петербургской губернии. Образования не имела, но была самоучкой, да такой толковой, что до революции выполняла роль ключницы в помещичьем доме, то есть вела учет в доме и управляла имуществом. После революции не работала, была домохозяйкой. Дед то ли в шутку, то ли всерьез называл ее фараоншей. Сестра отца, тетя Лида, поддерживала теорию о том, что у бабушки были египетские корни. Это действительно может быть похоже на правду. Одевалась бабушка не совсем по-русски. Всегда носила очень яркие цветные одежды. Я даже думал, что у нее цыганские корни. Но на прямой мой вопрос об этом она мне отвечала отрицательно.
А вообще же говорят, что, если поскрести русского, та там можешь найти татарина. Вот, например, у моей жены Елены девичья фамилия Мурзина. Вполне себе татарская фамилия. Да и отец у нее с Урала, где и сейчас много татар проживает. Есть, правда, поверье о том, что фамилию Мурзин давали и тем русским людям, которых в стародавние времена цари русские мурзам и татарским ханам дарили. Так что, кто его знает, каких кровей в нас намешано. Да разве это важно. Как говорится, не национальность определяет человека, а чистота его души и помыслов.
Бабушка ушла от нас 29 апреля 1976 года. Примечательно, что бабушка с дедушкой умерли в один и тот же день, только с разницей в 4 года. И я опять не смог быть на похоронах, потому что служил в это время в армии.
У бабушки было 11 детей, трое умерли во младенчестве, трое погибли на полях Великой Отечественной войны. Кроме моего отца в живых остались тетя Лида, тетя Женя и дядя Витя. С ними я со всеми общался. Но всех их уже, к сожалению, нет в живых. Последней, тете Жене в 2020 году исполнилось 94 года, а в феврале 2021 года она тоже умерла.

 Моя мама, Капитолина Ивановна Колосова, в девичестве Силичева, родилась 8 ноября 1923 года в деревне Лонская Вытегорского района Вологодской области. Незадолго до начала Великой Отечественной войны в 1940 году поступила в фармацевтическое училище в Лодейном поле Ленинградской области. После начала войны работала в Окуловской аптеке санитаркой. Участвовала в сооружении оборонительных сооружений, а попросту копала окопы. Получила даже справку о том, что являлась бойцом тыла. По этим справкам потом многие после войны получали от государства определенные льготы. Но мама справку эту по ее воспоминаниям, донесенным до меня в разное время, то ли потеряла, то ли сама выбросила после вступления в замужество с моим отцом. При этом объяснением ее в таком обращении с этим документом являлось то, что теперь то она за мужем, как за каменной стеной, а эти бумажки ей уже и не нужны совсем. После войны мама восстановилась в училище, но заканчивала его уже в Архангельске, после чего была направлена сразу же заведующей аптекой в Белебелку, что недалеко от Старой Руссы. Там со знакомыми девчонками ходили в кино, на танцы, т.е. радовались жизни без войны. У этого поколения на всю жизнь остались горькие воспоминания о войне. Недаром они при всех тяготах, пусть уже и мирной, но нелегкой тогда жизни, все время повторяли: «Лишь бы не было войны!!!».

 Наша внучка, Милена, еще к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне готовила презентацию о родственниках – участниках войны и с ней выступала в школе. Там есть небольшие неточности в фамилиях, но сам факт, что наши внуки помнят и чтят своих предков, греет мне душу и говорит о том, что родители и мы правильно их воспитали.

 У мамы в Белебелке была подруга, на 4 года ее младше, которая работала учителем в местной школе. Это была Колосова Евгения Тимофеевна. Так вот к этой подруге на побывку из армии приехал ее брат Саша. На очередных танцах он и познакомился с мамой. Скромный и немногословный был парнишка, но зато какие проникновенные письма писал! Так вот в письме Александр написал, что скоро демобилизуется из армии и хотел бы встретиться и, что эта встреча не должна закончиться только встречей на танцах. Сразу же после его приезда мама с моим папой устроили скромную свадьбу на двоих. Тогда не были в моде пышные и дорогостоящие праздники, а жизнь начиналась с ложки, кружки и тарелки, да табуреток, которые, как правило, мастерили сами. Расписались мама с папой 23 июня 1951 года. И прожили потом вместе счастливых 60 лет. И отпраздновали бриллиантовую свадьбу.
Вот такаю заметку разместила журналистка местной газеты «Пестовская правда» Ирина Петрова 23 июня 2011 года:

 «В июне бриллиантовую свадьбу отметили супруги Колосовы, Александр Тимофеевич и Капитолина Ивановна. Мало найдется в Пестове людей, не знающих эту пару. Александр Тимофеевич всю свою жизнь отдал опытно-промышленному заводу, и сегодня возглавляет ветеранскую организацию завода. Он – почетный гражданин Пестовского района. Капитолина Ивановна много лет возглавляла коллектив центральной аптеки.
Но самым главным достижением этих людей стала крепкая семья. Они сумели через годы пронести любовь друг к другу, вырастили хороших детей. Внуки и правнуки тоже радуют их своими успехами.
 60 лет назад у Колосовых не было пышной свадьбы, красивого ритуала. Все это решили подарить им родные и специалисты отдела ЗАГС района. Александр Тимофеевич и Капитолина Ивановна под торжественные звуки марша Мендельсона вошли в зал церемоний. Какими молодыми и счастливыми были они в этот миг! Свадебный поцелуй и слова признаний – все было как в первый раз.
«Любил и люблю. Ты у меня самая красивая, чуткая, мудрая, - волнуясь, произнес виновник торжества, - благодарю за годы, прожитые вместе».
Тепло поздравили бриллиантовых юбиляров глава района Андрей Газетов и его заместитель Елена Чучукова, сыновья с супругами, внучки и правнук, родные и близкие.
Все они гордятся этой красивой парой. В тот замечательный день многие пестовчане чествовали чету Колосовых, которые служат примером супружеской любви и верности».
 
 Ну а мама после переезда в Пестово к родителям отца в том же 1951 году продолжила свою аптечную деятельность. После переезда в Опеченский Посад тоже работала сначала заместителем заведующей, а потом и заведующей аптекой. После возвращения в Пестово в 1966 году возглавила Пестовскую аптеку, где и проработала до окончания своей трудовой деятельности в июне 1989 года. Было маме почти 66 лет. Она и в конце 2020 года в свои 97 лет радует нас своим присутствием. Конечно возраст берет свое. Сейчас уже не пляшет на юбилеях, но плясала вместе с молодежью еще в возрасте 95 лет.
 8 ноября 2013 года маме исполнилось 90 лет. На ее юбилее присутствовали наша семья (жили мы уже в Татарстане) почти в полном составе, родные и близкие из Пестова, Санкт-Петербурга и Вологодской области. К ее юбилею родилось следующее стихотворение, которое я потом вспоминал и на последующих днях ее рождения, которые мы стали справлять ежегодно, небезосновательно утверждая, что теперь каждый год жизни у нее юбилейный:

«Пока родители живут еще на этом свете
И радуют всех нас своей любовью,
И независимо от возраста для них мы просто дети,
Ведь до сих пор болеют часто нашей болью.
Дорогой мамульке нашей, подумать только,
Сегодня исполняется аж девяносто лет,
Но даже в эти годы в ней здоровья столько,
Что до сих пор готова на любой кордебалет.
Желаем маме быть здоровой дольше,
Чтоб оставаться долго мы детьми могли.
Чтоб радостей по жизни было больше,
А все невзгоды стороной прошли.
Ведь девяносто лет – песчинка в океане временном,
А год в такие годы – лишь мгновенье,
Но все, что заработано трудом
Останется навеки, как мамино творенье.
Пускай порой и лет прошедших жалко,
Пускай и блеск в глазах уже не тот,
Ты и сейчас еще не из-под палки
Вперед толкаешь жизни плот.
Хочу поднять бокал искристый,
Чтоб путь еще твой долог был и не тернист,
Чтоб твой к родным любви источник чистый
Всегда бы оставался так же чист».

 Мой папа родился в деревне Облучье Чудовского района Новгородской области 19 ноября 1927 года. Счастливое и беззаботное детство закончилось рано, практически вместе с началом войны. Вот как сам папа вспоминал то время:

 «Началась Великая Отечественная война. Район стал прифронтовым. Население работало под девизом: «Все для фронта, все для Победы!» Родители мои в то время не отличались хорошим здоровьем, поэтому мне в 14 лет пришлось взять на себя часть забот о материальном обеспечении семьи.
 В 1942 году я начал работать в Пестовском леспромхозе. Трудился на заготовке и отправке дров осажденному городу на Неве до 1944 года. В 1944 году получил я призывную повестку из военкомата. Маршрут мой лежал из Пестова через освобожденный Тихвин на Ладогу для защиты от врага города Ленинграда. Я был зачислен в запасной учебный 48-й стрелковый полк 36-й стрелковой дивизии.
Занятия были очень непродолжительными, фронт требовал пулеметчиков, и вскоре я прибыл на передовую. В задачу полка, в который я был зачислен, входила защита Ленинграда от фашистов до полного освобождения.
 Затем стрелковый полк получает задание участвовать в освобождении городов: Гатчина, Сланцы, Нарва, Советской Прибалтики. Тяжелые бои завязались около Нарвы. Враг здесь хорошо укрепился, подход к городу усложняли окружавшие его болота. По ночам бойцы валили лес, делали из деревьев настилы для прохождения наших танков и орудий. Шаг за шагом продвигались к Нарве.
 Затем был получен приказ командования отбить одну из вражеских высот, которая имела решающее значение для взятия Нарвы. Бой был жестоким. Из нашей роты при взятии Нарвы в живых осталось всего 15 человек. В их числе был и я.
 В конце 1944 года я был направлен в 289-й отдельный пулеметный батальон, в задачу которого входило освобождение от немцев и финнов Выборга. Потом батальон был переброшен снова в Прибалтику для ликвидации Курляндской группировки фашистов.
 Мне не довелось дойти до Берлина. Для фронта требовались офицеры, и я был направлен в числе 600 человек, прибывших с разных фронтов, в Ленинград, где формировался эшелон для следования в г. Оренбург в Чкаловское танковое училище.
Самым радостным днем в жизни я считаю День Победы. Я встретил этот день в г. Куйбышев, по пути следования в г. Оренбург. Не забыть того дня! Поздравления, улыбки, смех и слезы на глазах. И, конечно же, стрельба! Салют! В память погибших, в честь победивших.
 Закончилась война, но я остался на службе. Снял шинель лишь 19 апреля 1951 года, вернулся на Родину. Стал, как и до призыва в армию, работать в леспромхозе трактористом, затем слесарем по ремонту тракторов и лесовозных машин, трелевочного трактора, сменным механиком.
 Трудно сейчас вспоминать все пережитое, но необходимо. Хочется, чтобы молодежь, будущее поколение не забывали тех, кто в суровых кровопролитных боях отстоял честь и независимость Родины, покрыл немеркнущей славой боевые знамена своих частей и соединений».

 Я намеренно разместил здесь статью отца, напечатанную уже после его смерти в сборнике воспоминаний под названием «Вам Родину спасать досталось, а нам ее сберечь», опубликованного в Пестове в 2016 году, без каких-либо купюр и изменений. Чтобы люди поняли, какие сердечные раны оставила эта проклятая война в душах ее непосредственных участников, но, с другой стороны, насколько они гордились этой их Победой и взывают к потомкам, чтобы они тоже помнили и никогда не забывали о подвиге своих отцов, дедов и прадедов.

 Отец проработал директором Организации Рабочего Снабжения при пестовском опытно-механическом заводе до 1995 года и вроде бы ушел на заслуженный отдых в возрасте 68 лет. Но на самом деле до последнего своего дня жизни возглавлял ветеранскую организацию завода. И все время был занят организацией оказания помощи ветеранам, организацией празднования Дня Победы, организовывал ветеранские встречи со школьниками. Каждый день ходил на работу, и выполнял ее сугубо на общественных началах, не получая никакого вознаграждения.
 Отца не стало 17 декабря 2011 года. Цветущего, еще, как казалось, в полном расцвете сил и жизнерадостного человека, танцевавшего в июне этого же года на своей бриллиантовой свадьбе, буквально за несколько месяцев съела страшная болезнь под названием рак.

 О родственниках моей супруги Елены Евстигнеевны Колосовой у меня еще меньше сведений, чем о моих родственниках.
 О бабушке с дедушкой по материнской линии известно лишь то, что их звали Клавдией Ивановной и Василием Петровичем Мухиными и жили они в деревне Малетинская Верхне-Тоймского района Архангельской губернии. Еще известно, что дед воевал в первую мировую войну, был знаком лично с Рокоссовским, участвовал в штурме Зимнего дворца во время революции 1917 года, служил в органах внутренних дел.
 Бабушка Клава была домохозяйкой, но, как все, отрабатывала трудодни в местном колхозе.
 Клавдия Ивановна родила шестерых детей. В живых, с которыми и я был знаком, остались трое: моя теща Галина Васильевна, дядя Коля и тетя Валя.

 О родственниках по отцовской линии имеются вообще только отрывочные сведения. Известно только, что большинство родственников живут сейчас в Екатеринбурге, ранее Свердловске.

 Отец, Мурзин Евстигней Пантелеевич, родился 5 августа 1922 года в деревне Коврига Шадринского района Курганской области. До войны работал на известном заводе «Уралмаш» в Свердловске. Оттуда же был призван на фронт в 1941 году. Служил в морской пехоте. Так называемые «черные бушлаты» наводили ужас на фашистов.
 К сожалению, с тестем мне не посчастливилось пообщаться. Иначе можно бы было его расспросить о его службе в таких овеянных славой войсках.
 По неизвестной причине в кругу знакомых и друзей Евстигнея называли Александром или Сашей. Может быть из-за необычности имени Евстигней? Сейчас об этом уже никто не расскажет.

 Теща, Галина Васильевна Мурзина, в девичестве Мухина, родилась 27 августа 1923 года в Верхней Тойме. Во время войны была призвана на воинскую службу в 1942 году в качестве медсестры в Мурманск. Но она очень боялась крови, постоянно теряла от этого сознание. Поэтому, руководствуясь тем, что у нее было десятилетнее школьное образование, была переведена в отдел секретных документов при штабе Северного флота в Мурманске.

 Тесть и теща познакомились в Мурманске. Зарегистрировали брак 12 июня 1945 года. После войны работали в Росляково. Тесть работал в бригаде по ремонту кораблей и лодок Северного флота, а теща машинисткой. В 1956 году после демобилизации всем тогда демобилизованным с Северного флота предоставлялось право выбора дальнейшего места жительства. К этому времени в семье уже было трое детей: старшая сестра Татьяна 1946 года рождения, средний брат Анатолий 1949 года рождения, а младшая, Елена, родилась в 1954 году. Она стала неожиданным ребенком, т.к. мать узнала о беременности только на третьем месяце. Имя выбирали брат с сестрой. Елену очень любил отец и она была очень привязана к нему. Отец был на все руки мастер: плотничал, чинил электроприборы, ремонтировал технику, - и к этим работам, в качестве обучения, частенько привлекал Елену. Поэтому воспитана она была, как пацанка. В ее характере и поведении по жизни до сих пор присутствует очень много мужских черт. Руководствуясь тем, что дети должны после пребывания за северным полярным кругом с длинными полярными ночами и недостатком солнечных дней даже летом быть ближе к солнцу, для переезда была выбрана станица Тбилисская на Кубани.

 Тесть с тещей расстались в 1965 году.

 Теща с Еленой уехали в поселок Первомайский Архангельской области, где жили и работали брат Галины Васильевны Николай Васильевич и сестра Валентина Васильевна. Сестра Елены Татьяна в то время училась в Харьковском авиационном институте, а брат Анатолий еще после восьмого класса в 1964 году приехал к тете Вале в Архбум, как в просторечии народ именовал поселок Первомайский, и учился в ПТУ при Архангельском целлюлозно-бумажном комбинате. Во второй половине семидесятых годов поселок Первомайский был переименован в город Новодвинск.

 Теща ушла 29 июня 1998 года. Похоронена на Новодвинском старом кладбище. Тесть умер 30 апреля 1982 года. 

 В 2009 году мы отдыхали большой компанией родственников из девяти человек в санатории под Анапой. Наш сын Максим приехал туда на своей машине. То есть в возможности передвигаться у нас не было препятствий. Поэтому спонтанно возникла идея посетить станицу Тбилисская, где прошло детство моей жены.
 
 По прошествии достаточно длительного времени с последнего своего посещения станицы Елена все-таки с горем пополам смогла довести нас по памяти до улицы Широкой, где семья жила до 1965 года. Через дорогу от их дома должна была проживать Наташа Худякова, с которой Елена училась в школе. И, хотя они не виделись более 40 лет, Наталья сразу же узнала Елену, так как та стала очень похожа на свою мать. Пообщавшись и попив чаю, решили навестить могилу Евстигнея Пантелеевича, моего тестя и папы Елены. Наши поиски не увенчались успехом. Мы так и не смогли найти это захоронение. Работников кладбища по какой-то причине в этот день тоже на месте не было. Возможно, у них был выходной. Мы, конечно, очень расстроились. А Наташа пообещала нам, что обязательно найдет могилку. Когда она через несколько дней сообщила нам, что выполнила свое обещание, мы еще раз приехали в Тбилисскую и посетили могилу тестя. Могила была совсем не обустроена. Только холмик и табличка с номером. Мы тут же приняли решение заказать и установить памятник. Зашли в мастерскую, которая находилась тут же, определились с ценой и типом надгробия, оставили задаток. Остаток денег оставили Наташе, которая пообещала нам держать нас в курсе дел по исполнению заказа. Заказ был выполнен с некоторой задержкой, но, что примечательно, памятник был установлен в День Военно-морского флота. А ведь тесть служил в морской пехоте!
И этим своим действом мы, как мне кажется, исполнили завет, что никто и ничто не должно быть забыто!

Вот такое у меня, правда, не очень ветвистое, но достаточно эмоциональное генеалогическое семейное древо получилось. А до седьмого колена еще копать и копать. Но это все же уже какое-то начало, которое я пытаюсь заложить, как старт для наших наследников. А ведь, если считать, что у нас уже и дети, и внуки есть, то суммарно мы уже пять колен имеем.
Так что Вам, дорогие продолжатели нашего рода, и флаг в руки. Дерзайте, живите в мире, общайтесь чаще, помогайте друг другу, будьте рядом и в беде, и в радости!

 А в заключение этой главы я хочу познакомить читателя со своей статьей под названием «Дети ветеранов о войне», которая была напечатана в том же сборнике статей от 2016 года «Вам Родину спасать досталось, а нам ее сберечь», на который я уже ссылался и в котором была напечатана статья моего отца «Вспоминаю прожитое», которую я без купюр здесь уже пересказал.


Рецензии