Руслан

В один из ярких солнечных дней я не спеша шёл по улице посёлка и наслаждался великолепной погодой. Был выходной. Июнь набирал обороты. люди занимались приусадебными и огородными делами. Повсюду раздавался детский гомон, где-то играла музыка, лаяли собаки, кукарекали петухи и мычали ставшие уже редкостью коровы. Цвела сирень и декоративная черёмуха. Их аромат смешивался и опьянял. В палисадниках на смену тюльпанам уже зацветали розы. Я тоже спешил заняться огородными делами и уже предвкушал получить наслаждение, как вдруг с криками «дядя Саша! дядя Саша!» меня окружила ватага мелких детей и на перебой взволнованно начали объяснять. 
– Посмотрите, посмотрите, вон там телёнок, он не может ходить, наверное, ногу сломал!
– Чей телёнок, и где это вы его нашли? – спросил я.
– Да там он стоит, на полянке возле детского садика, прямо у дороги! Пойдёмте мы вам его покажем!
– Чей это телёнок, мы не знаем. А Вы ему ножку вылечите? – громче всех спрашивал Руслан.
– Постараемся вылечить, только надо найти хозяина.
– А, вспомнили, мы, кажется, знаем, чей он. Сейчас мы найдём. Это, наверное, соседский, там есть корова, и у них мы брали молоко.
– Ну, давайте ищите и зовите хозяина, пока мы будем смотреть его ножку.
Во главе со мной вся ватага ребятишек направились к телёнку.
– Вон он, вон! – закричали дети.
Неподалёку чёрно-пёстрый телёнок растерянно стоял на трёх ногах, правую переднюю ножку он поджал и вообще наступать на неё не мог. Он даже не пытался убежать, просто стоял и удивлённо смотрел большими грустными глазами на приближающуюся шумную толпу малышни.
Вскоре подошёл и владелец животного:
–Ай-я-яй, как же это он? Наверное, в ямку провалился или застрял между бетонных плит. Вокруг развернулось такое большое строительство домов.
Может, его повалить?
– Нет, нет, пока не надо, лучше придержите его стоя, иначе можно причинить боль и ещё сильнее повредить ногу, я посмотрю так.
Хозяин надел ошейник и зафиксировал телёнка. Я осмотрел и пощупал конечность. Сомнений не было, у телёнка был полный, но, к счастью, закрытый перелом путовой кости. Дети стояли вокруг и с тревогой наблюдали.
– Да, телёнок сломал ножку, сказал я. Молодцы, что вы заметили и не прошли мимо.
– Что же теперь будем делать?! Он умрёт? – спросил Руслан. – Вы можете его вылечить?
– Нет, он не умрёт, а мы постараемся его вылечить, – ответил я.
– А можно мы посмотрим?
– Конечно можно!
– Я сейчас принесу всё необходимое и будем вместе мастерить ему ножку.
– А он будет ходить?
– Будет, обязательно будет.
Мой дом был неподалёку, я быстренько взял две дощечки, немного их остругал и приготовил шины. Затем достал бинты и нашёл остатки строительного гипса. Налил в бутылку тёплой воды, вытащил из набора, ванночку для проявления фотографий и минут через десять был на месте. Дети стояли вокруг, замерев от напряжения, и внимательно вглядывались в каждое моё движение.
– Теперь надо осторожно положить его на левый бок. Телёнок почти не сопротивлялся. Он, видимо, догадался, что все хотят ему помочь, и спокойно улёгся на траве.
Я расположил рядом все принадлежности, выровнял и забинтовал ногу, примерил приготовленные из дощечек шины. Верхнюю шину сделал покороче, а нижнюю чуть длиннее, чтобы на неё можно было опираться пациенту, и снова закрепил их бинтом. После размотал оставшийся бинт, положил в ванночку, засыпал его гипсом и свернул в трубочку. Потом приготовил ещё одну такую же гипсовую колбаску, смочил в ванночке с тёплой водой и, осторожно разматывая, наложил на шины гипсовую повязку. Когда гипс окончательно затвердел, телёнку осторожно помогли подняться. Он встал и вначале несмело, затем всё уверенней, стал опираться на сломанную ногу. Вскоре, перестав обращать внимание на окружающих, принялся с аппетитом щипать сочную травку. Дети были в восторге, удивлённо и радостно обменивались мнениями. Особенно радовался Руслан, который первым подошёл ко мне. Хозяин телёнка поблагодарил детей, что они увидели и не оставили больного в беде. И они разбежались по своим делам. Я проконсультировал хозяина, что надо делать дальше. Через месяц гипс сняли, и теленок вернулся нормальной жизни.
Но история на этом не закончилась. Спустя некоторое время с Русланом произошёл неприятный случай. Он играл во дворе со своей собачкой, а она неудачно подпрыгнула и рассекла ему верхнюю губу. Открылось кровотечение. Как всегда такие ситуации возникают неожиданно и происходят именно в выходные дни, когда обратиться не к кому. Поскольку его отец Абдула – мой друг, мы длительное время вместе работали, он позвонил мне и объяснил ситуацию. Я немедленно взял всё необходимое и пришёл. Руслан сидел растерянный, испачканный в крови, но не плакал. Рассечённую губу прижимали ватным тампоном, чтобы остановить кровотечение.
– Да, придётся шить, место болезненное, наверное, плакать будет.
– Он же чеченец, он не будет плакать! – сказал отец.
– Правда, Руслан?
Руслан утвердительно кивнул головой.
– Тогда договорились. Помнишь, как телёнок сломал ногу и совсем не плакал, и то всё зажило? Так вот, а у тебя всего лишь губа пострадала. Пустяки. Ты же не хочешь, чтобы у тебя была заячья губа? Поэтому вот у меня тоненькая ниточка с иголочкой, я всего лишь сделаю два шва и всё, кровь остановится, и всё быстро заживёт. Через неделю будешь уже смеяться и никто, даже не заметит, где у тебя была ранка. Потерпишь?
– Угу.
– Только не бойся и не дёргайся, ложись на подушку, папа тебя подержит на всякий случай, а я быстро зашью. Он спокойно улёгся на диван, и мы начали приготовление.
 Несмотря на внешне нарочитое спокойствие, в таких случаях переживаешь больше, чем ребёнок, но показать своё волнение, значит показать неуверенность, а это самое худшее, что может помешать работе. Хочешь, не хочешь, а  надо рисковать. Между тем целый рой вопросов кружился у меня в голове: «имеешь ли право?», «какие могут быть последствия?», «то, что собака абсолютно здорова и бешенство исключено – это факт. Но как делать анестезию, без инъекции?». Одного вида шприца дети боятся как огня. Придётся ограничиться поверхностным вмешательством. Что ж, буду шить своим способом!
– Руслан, сейчас я сделаю волшебный порошок, посыплю ранку, а потом зашью.
Я открыл стерильный флакончик трициллина, добавил в него небольшое количество сухого новокаина, смешал и присыпал ранку.
– Руслан, а теперь закрой глаза.
– Держи голову, – показал знаком отцу.
Сам слегка прижал тампоном ранку, затем хирургической иглой сделал прокол и соединил края раны. Ребёнок не шелохнулся, затем наложил ещё два шва. Нить была тоненькая, шов получился аккуратным.
– Вот и всё, Руслан, открывай глаза, теперь всё на месте, можешь посмотреть в зеркало. Нельзя тереть руками и умываться, пока ранка не зарастёт.
– Не больно было?
– Нет, совсем не больно.
– Молодец! Ну, давай теперь маленькую повязочку сделаем, чтобы пыль не попадала. 
Сверху швы заклеили пластырем, и аккуратно вытерли всю кровь.
– А можно на улицу?
– Конечно можно, только осторожно!
Я стал собирать инструменты, голова была мокрой.
– Дядя Саша, а что это ты вспотел?
– Да так, жарко стало.
– Молодец, Руслан! – с гордостью похвалил Абдула. 
Руслан убежал довольный и счастливый. Я попросил отца, чтобы он в понедельник обязательно свозил сына к хирургу, пусть посмотрит, может, что не так. Главное, чтобы шов случайно не снял, тогда всё будет хорошо.
Затем мы сели пить чай и снимать небольшой стресс.  После чего расстались.
Спустя некоторое время наши пути пересеклись, мы встретились, и я спросил:
– Ну как, вы были у хирурга?
– Да, были, недавно – сказал Абдула.
– И что он вам посоветовал?
Абдула ухмыльнулся своей особенной улыбкой и сказал:
– Хирург первым делом спросил, кто это делал? Я ответил, что наш ветеринарный врач, а что?
– Да я подумал, что косметолог, зажило отлично, по первичному натяжению, вообще никакой полоски не осталось.
– Он уже и швы снял.
                20.02.2022 г.


Рецензии