Наш дом

Летний зной, солнце нещадно жарит. Такую жару я не помню в наших местах.
Уже несколько дней я дома одна. Дома. Ведь много лет прошло с тех пор, когда я жила здесь с родителями, братьями и бабушкой. Очень много лет, почти жизнь прошла.
Воспоминания возвращают меня в детство, в то беззаботное счастливое время, в то время, когда родители были моложе, чем я сейчас. Наш зеленый двор с огромным выше крыши тополем, тень от него укрывала от солнца треть двора.
Дом начали заселять, когда мне было полгода. Получили ордера молодые семьи с одним ребенком однокомнатные квартиры, с двумя двухкомнатные, а у кого трое или четверо трехкомнатные. Во всех квартирах были дети. Мамы дружили, приходили друг к дружке посмотреть как обустраиваются, как детки подрастают, да за советом, да  за помощью.
А детки росли, дружили и играли вместе. Столько у меня было в то время подруг Лена, Ната, Света, Ира, Алла, ещё Лена, и ещё Оля и всех уже не припомню. Весна начиналась с классиков и резиночек на солнечной стороне дома. Ещё журчали ручейки и дул свежий прохладный ветер, а детвора пускала бумажные кораблики по талой воде. Бегали, смеялись, черпали в резиновыми сапогами холодную воду из луж, не замечая, и снова бегали и смеялись.
Летом сначала с родителями, а когда подрасти и стали самостоятельнее, ходили купаться на речку Сху. Она холодная, извилистая, быстрая. Были любимые пляжи и выбирали их как на курорте, где свободнее. А зимой катались на Глинище на лыжах и санках. Детей было столько много, что приходилось ждать очереди, чтобы скатиться с горы. Ломали лыжи на трамплинах те, кто уже могли быть смелыми и хотели показать своё мастерство и ловкость.
Домой возвращались как темнело румяные, уставшие.
Мы росли, как в одной семье. У кого родители на работе, то была бабушка дома. Она и супа нальет, пожурит за баловство и историю из жизни расскажет. 
Помню как всем двором выходили родители на субботник убирали двор после зимы, разбивали клумбы, ставили новые скамейки и столы. Не было здесь начальников, все понимали как правильно делать, чтобы было хорошо всем жить. Родители собирались на маёвку. Это такой праздник на природе. Стелили покрывала на землю, раскладывали еду и напитки. Выпивали, пели песни. Как пели. Сейчас ведь и представить не могут, сколько было песен и какие они душевные. А когда мы стали взрослеть, наши братья пошли в армию. Проводы отмечали шумные, как положено с невестой за столом. Гостей рассаживали за столами по периметру комнаты. Мамы плакали, обнимали сыновей. А братьям хотелось быть тогда взрослее, чем они были. Потом свадьбы. Свадьбы чаще в конце лета праздновали. Машины с куклой и лентами, воздушные шары. Музыка через колонки на подоконниках. Двор гудел от веселья. Радость была для всех!
Вот и первые внуки. Снова мамы, теперь уже бабушки заходят в ответки посмотреть на чудо
с  розовыми щечками сопящее в кружевном чепчике. Рождаются новые дети, становятся старше и старше родители.
Жизнь идет своим чередом. Сменяет весну лето, потом осень, а снова сонная тихая зима.
Много лет дому, пол века уже. Во многих квартирах были за это время похороны. Прощались соседи, провожали в последний путь. И все меньше осталось тех, кто помнит как заселялись и обживали свои квартиры. Меньше с каждым годом. Детей тоже меньше теперь и во дворе не слышно детского смеха и их щебетания. Дети сидят по домам и дворовых игр не знают. Тополь спилили, за тем липы, березу, акацию. Двор стал больше похож на парковку старых авто. Не ходят теперь друг к другу соседи, да и здороваются не всегда. Прошло время, дом постарел, поменялись жильцы.
И жизнь стала другой.


Рецензии