Портрет Дориана Грея

               
 Ведь каждый, кто на свете жил,
 Любимых убивал,
 Один - жестокостью, другой -
 Отравою похвал,
 Коварным поцелуем - трус,
 А смелый - наповал.
       (Оскар Уайльд. Баллада Рэдингской тюрьмы)

Люди сделают всё возможное, неважно насколько   абсурдное, чтобы избежать встречи лицом к лицу со своей душой.

                Карл Густав Юнг

    Оскар Уайльд  - выдающийся английский писатель, ирландец по национальности, как и еще один великий ирландец Бернард Шоу.
    Портрет Дориана Грея  лучшее произведение Уайльда*.
    
   
    В романе происходит следующее, художник нарисовал портрет Дориана в молодости, естественно, молодым и красивым, как все мы в молодости. Увидев этот портрет, еще наивный, пылкий, неиспорченный  Дориан пожелал всегда оставаться таким как на портрете.

    Портрет по мере развития жизни и совершения Дорианом грехов  впитывает в
себя все грехи Дориана и становится все старее и уродливее, а Дориан остается неизменно молодым  и красивым. В определенном смысле параллель с Фаустом,  Лорд Генри воплощение Мефистофеля. Или с  Шагреневой кожей Бальзака, или, если хотите, такая шальная мысль пришла мне в голову, – между человечеством и  окружающей природой.
Впитывая наши грехи по ее уничтожению, природа становится все ужасней и зловредней, и в конце концов, мы в гневе вонзаем в нее нож, но превращаемся в прах, а природа по прежнему остается прекрасной и привлекательной.
    
     Жизнь, как мы все знаем, вещь сложная,  полна соблазнов, которым мы поддаемся, что и отражается на нашей внешности и характере.
   

     Лорд  Генри в романе чисто по-мефистофельски говорит, что самый простой способ справиться с искушением – уступить ему.

      Во время одной из встреч Бэзил Холлоуорд - автор портрета на правах старого друга уговаривает Дориана сменить образ жизни,  но Дориан показывает ему свой ужасающий портрет, и потеряв над собой контроль, убивает художника.
      Дориан, зная о секрете своего портрета, и пряча его ото всех, в конце концов уничтожает портрет, превращается в страшного уродливого старика и умирает.
    
    В романе много смыслов, тем он и интересен, и каждый прочитывает его в соответствии со своим омутом (хотел написать – опытом,  какая описка!!) и характером.
      Оскар Уайльд,  писал по поводу романа: «Каждый человек видит в Дориане Грее свои собственные грехи. В чем состоят грехи Дориана Грея не знает никто. Тот кто находит их, привнес их сам».

      
      Канадский психолог  Эрик Берн(смотри мой рассказ  «Стержень жизни» http://proza.ru/2015/07/25/959 ) написал довольно странные вещи о людях, утверждая, что каждый человек думает,что будет жить вечно, что неотразим и что знает все:
«три представления или верования, глубоко укоренившиеся  в подсознательной психике  каждого человека... Это вера в свое бессмертие, в неотразимость своего очарования и во всемогущество своих мыслей и чувств». ( Эрик Берн  «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных,стр 51»).

     Меня очень занимало утверждение о нашей вере в неотразимость. И я, глядя на себя в зеркало,   долго в этом убеждался (ха-ха  - еще раз читать рассказ «Стержень жизни»).
     В каждом из нас живет некое существо,  которое никогда не стареет и мы ведем себя всегда как это существо, а не в соответствии с нашим истинным возрастом и внешностью. В религиозном смысле это душа, а фрейдистско-атеистическом – это наше эго. А у Карла Юнга точнее всего – это смесь Самости и Ид*.
    
     Это и есть наш внутренний воображаемый образ.  Тот гомункул, о котом я пишу, что он постоянно живет внутри нас и определяет наши поступки.
      В старости из-за этого мы все чаще и чаще попадаем впросак – например, хочешь перепрыгнуть через лужу, что всегда делал запросто, и вдруг – раз и в луже. 
     Или еще лучше пример - как мы пишем. На Прозеру при чтении все авторы представляются по психологическому тону  молодыми, это как раз в авторе его  внутренний человек проявляется.  И часто вдруг узнаешь с удивлением, что автору за 70 лет.   
     Зеркало, казалось бы,  должно спасать нас от этого заблуждения, но и оно не помогает – так сильно  мы себе нравимся...  «Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи...»
     И вот однажды наступает ужасный момент прозрения. Причины у каждого свои, и молодые, слава Богу, в большинстве еще не доросли до этого момента, - у них внешний и внутренний человек совпадают. И в этот момент  нам хочется разбить зеркало  - «порезать ножом портрет» как Дориан Грей.

И возраст здесь не при чем. А что при чем? Баланс добра и зла накопленного нами за жизнь.
     Знаменитые примеры, иллюстрирующие мою мысль, Пушкин и Ван Гог, и... разумеется, сам Уайльд, закончивший свою жизнь трагически.
В зените славы  Уайльд подал в суд на лорда Куинсберри - отца своего любовника Альфреда Дугласа.
     Как и Сократу друзья (в частности Бернард Шоу) предлагали ему уехать из Англии  во Францию, но он не согласился. На суде он вел себя остроумно вызывающе и заседатели оправдали Куинсберри, а Уайльда арестовали по обвинению в гомосексуализме и приговорили к 2 годам тюрьмы. Он отбыл срок и вышел на свободу в мае 1897 года больным, без денег, и морально разбитым. Умер в Париже три года спустя.

    Что ж нам делать?
Жить в гармонии с самим собой.

_____________________________



Рецензия Владислава Плеханова

Здравствуйте, Михаил.

Ваша философско-психологическая трактовка «Портрета Дориана Грея» глубока и изящна. Думаю, что и сам Оскар Уайльд оценил бы её по достоинству. При этом Вы как и автор романа оставляете читателю возможность многое домыслить самому. Я попытался кратко сформулировать для себя суть Вашей работы. Поправьте меня, если я ошибаюсь.

Зеркало нашей самооценки безмерно льстит нам. В нём мы остаёмся молоды, неотразимы и умны как нестареющий Дориан Грей. Однако наше тело с возрастом как портрет этого героя всё чаще показывает нам истинное положение вещей.

Многие подобно Дориану даже готовы в отчаянии броситься с ножом на своего безжалостного обличителя. Однако тело здесь ни при чём. Оно только внешнее выражение нашего внутреннего «баланса добра и зла», то есть совести.

Если совесть чиста, то и наш телесный портрет не раздражает нас особо своими недостатками, а если наша совесть неспокойна, то наша внешность, телесные немощи и болезни начинают бесить нас своими обличениями как эринии.

Поэтому нужно «жить в гармонии с самим собой», в том числе и со своей совестью, а может быть прежде всего именно с ней.

Трагедия Дориана Грея, а вместе с ним и нашего эго, заключается в том, что он наивно поверил лорду Генри: «Совесть и трусость, в сущности, одно и то же, Бэзил. "Совесть" - официальное название трусости, вот и всё.»

Наивно выводя за собки своего «я» совесть, как нечто мешающее ему, человек выводит за скобки самого себя искру Божию. А это не обходится без трагических последствий.

Владислав Плеханов   06.03.2022 15:48
_____________________________________

  *  Существует больше дюжины фильмов о писателе и не меньше экранизаций его произведений, включая Портрет Дориана Грея.
    Портрет Дориана Грея с Яковлевым в роли   Лорда Генри  и В. Бабятинским в роли Дориана Грея я смотрел в 1968 году в СССР.

   *  «Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности    -  нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни».
Самость (юнговский  архетип) - это  сущность личности, внем выражены и объединены все стороны личности.
 
    Юнг полагал, что "религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта».


Рецензии
Да, портрет Дориана Грея это, можно сказать, интерпритация Библии. Обнажение нашего невидимого внутреннего человека, которого мы так старательно прячем от чужих взглядов. Если бы вдруг обнажились наши сокровенные желания и мысли скольким пришлось бы натягивать на себя " смаковные листья". Спасибо, Михаил, что возродили воспоминания давно прочитанной книги. Всех благ вам.

Попова Алла   03.09.2023 07:52     Заявить о нарушении
Вероятно... можно было и по-другому эту историю с портретом показать.
Пусть хозяин портрета всячеси избегает неблаговидных поступков и остаётся молод и здоров.
Он старается исправить свои ошибки и чем успешней это делает тем дольше изображение на картине остаётся красивым и молодым — разве что черты лица со временем становятся всё благородней и притягательней.
Если уж фантазировать, то хотя бы не обрекать человека на безысходность похабного бытия.
Бытие должно стремиться к совершенству а не к бесконечным диспутам о равновесии добра и зла.

Леотим   05.04.2024 01:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 24 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.