Чукович Евгений Михайлович

ЧУКОВИЧ
Евгений
Михайлович

подполковник

Родился 5 августа 1958 года в г. Вилейка Минской области Белорусской ССР.

Мой отец в действующую армию не призывался из-за травмы, полученной в детском возрасте. Во время Великой Отечественной войны он партизанил в Витебской области.
В 1975 году после окончания средней школы поступил в Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище (СВВПТАУ) на артиллерийский факультет, так как живя с детства в партизанском крае, встречаясь с ветеранами войны, другой профессии для себя, кроме офицера Советской Армии, не представлял. Училище с отличием окончил в 1979 году.
Дальнейшее прохождение службы.
1979г.-1982г. – заместитель командира батареи управления и артиллерийской разведки по политической части. Дальневосточный военный округ (ДВО).
1982г.-1985г. – заместитель командира по политической части такой же батареи, но уже в Группе советских войск в Германии (ГСВГ).
1985г.-1986г. – избран освобождённым секретарём партийного бюро отдельного танкового батальона. Батальон первым в ГСВГ получил на вооружение новейшие на тот период танки Т-80 с газотурбинными двигателями. Разгрузку вели ночью. Танки были засекречены, и их поступление в войска скрывали. К сожалению, во время разгрузочных работ у одного трейлера заклинило рулевое управление, и танк вывалился на дорогу. Так было рассекречено прибытие танков Т-80 в Группу войск и их внешний вид. В горячке вину за это ЧП сначала приписали командованию части, но, поостыв, разобрались, что в случившемся от исполнителей ничего не зависело. Наоборот, они действовали правильно и рассудительно. Было отмечено также, что комплекс маскировочных мероприятий был не доработан, и сам по себе привлекал повышенный интерес.
В том же 1986 году танковый батальон, где я был парторгом, расформировали, и я был назначен парторгом отдельного переправочно-десантного батальона. На осенних учениях переправляли технику на полигонах Ютеборг и Магдебург. В районе переправы река Эльба была шириной метров 350-400, течение довольно сильное. Учение прошло успешно.
В 1987 году по замене прибыл в Ленинградский военный округ, где был назначен сначала на должность секретаря партийного бюро первого ракетного дивизиона ракетной бригады, а в ноябре того же года был назначен освобождённым секретарём партийного бюро артиллерийского полка мотострелковой дивизии. Полк дислоцировался в посёлке Алакуртти (за полярным кругом). Заместителем командира полка по политической части был офицер с образованием ракетчика, стрельбу и управление огнём (СУО) не знал. Вместо него на всех проверках к зачётным стрельбам привлекали меня. Оценки ниже «хорошо» не было. Два раза в год летом и зимой проводили стрельбу агитационным снарядом. Внешне снаряд отличался лишь тем, что был окрашен красным цветом. Снаряжался непосредственно перед стрельбой. В качестве «агитационного» материала использовались, как правило, нарезанные газеты.
В 1990 году поступил на заочный факультет военно-политический академии им. В.И.Ленина.
В 1991 году был назначен заместителем командира реактивного полка «Ураган» по политической части. Полк дислоцировался в пос. Кандалакша Мурманской области. Система мощная. Стрельбы проводили на Алакурттинском полигоне. Интересно, что в боевой комплект также входили агитационные снаряды. Снаряжение такого агитационного снаряда довольно сложное дело и требует определённого навыка и специальных приспособлений. В один снаряд входит до 10 кг агитматериала. Реальные стрельбы агитснарядом проводились на Алакурттинском полигоне.
В 1994 году с отличием окончил академию. К тому времени она называлась «Гуманитарная академия Вооружённых сил Российской Федерации».
В 1998 году в связи с оргштатными мероприятиями реап «Ураган», где я на протяжении семи лет был заместителем его командира по политической части, был расформирован. Техника полка передана для укомплектования других частей Ленинградского военного округа.
В этом же году был назначен заместителем командира зенитной ракетной бригады «Бук» по воспитательной работе. Бригада дислоцировалась в г.Кандалакша. Одним зенитным ракетным дивизионом несла постоянное боевое дежурство. Бригада имела прекрасные условия. Вся боевая техника исправна, хранилась в отапливаемых хранилищах. Офицеры, прапорщики, военнослужащие, проходящие службу по контракту, были обеспечены жильём. Была офицерская столовая, клуб, библиотека, музей части, хорошее прикухонное хозяйство. К сожалению, в июне 2002 года бригада ушла на расформирование. Мне, в который раз, была предложена новая должность — начальник отделения морально — психологического воспитания и культуры в управлении воспитательной работы Ленинградского военного округа.
В октябре 2004 года уволен в запас в связи с достижением установленного срока состояния на военной службе. Из 29 лет календарной службы 15 лет служил в Заполярье, где, как известно, в связи с особо трудными условиями службы установлена льгота – один год начисляется как полтора года службы. Со льготой у меня получилось 37 лет выслуги.
Политработник – это работа с людьми и прежде всего на тех участках, где тонко, где рвётся. Движимый чувством романтики я добровольно попросился после окончания училища послать меня, жителя крайнего Запада страны, на Дальний восток. Скажу вам прямо, те условия, в которых я оказался в самом начале своей офицерской службы на Востоке страны, заметно отличались от службы на её Западе. Особенно в бытовом отношении. Входящая тогда в моду «дедовщина» там проявлялась махровым цветом. Существовавшая в то время напряжённость в дальневосточной части страны требовала усиления обороны, а это, в свою очередь, приводило к увеличению числа вооружённых формирований. Необходимо было, часто на голом месте, строить военную структуру. Воинские подразделения отвлекались от боевой подготовки на строительные работы, что приводило к снижению воинской дисциплины. В таких условиях от офицеров всех рангов требуется максимальная собранность, самоорганизация и самоотдача. Я справился с этим заданием. То, что через три года службы я был направлен служить в элитные войска, сосредоточенные в Группе советских войск в Германии (ГСВГ), явилось своеобразным поощрением за проявленное усердие в службе в ДВО. В целом служба сложилась не так как виделась мне до её начала. Виной тому ГКЧП, развал страны, разбегание республик по национальным квартирам.
После увольнения из Вооружённых Сил РФ работал в ряде гражданских организаций. В настоящее время работаю главным документоведом – начальником группы (по профилактике коррупционных и иных правонарушений) управления кадров Западного военного округа. Вхожу в состав совета Клуба ветеранов, являюсь его секретарём.


Рецензии