Якушин Иван Павлович

ЯКУШИН
Иван
Павлович

полковник

Родился 14 июня 1944г.
в г.Тельшяй Литовской ССР.

После окончания средней школы, в 1961 году, мой брат посоветовал мне сначала получить профессию, а потом уже думать об институте. И я поступил в техническое училище № 6 в Ленинграде, которое курировал Обуховский завод. Учиться надо было два года. После первого года учёбы, весной 1962 года, меня пригласили в военкомат и предложили поступить в военное училище, или на следующий год идти служить в армию.
На «кухонном» собрании жильцов нашей коммунальной квартиры мне посоветовали поступить в военное училище.
Когда по повестке прибыл в военный комиссариат своего района, мне предложили выбор: Оренбургское или Ленинградское военные училища ПВО. На собрании нашей коммунальной квартиры было принято решение идти в Ленинградское военное училище (ЛАТУЗА).
Так, в июне 1962 года я оказался в военном лагере училища под Красным Селом.Там нас два месяца готовили к экзаменам. В нашей группе подготовки оказались дружные ребята, которые делились своими знаниями по основным предметам школьной программы. Это в последующем повлияло на то, что вся группа поступила в училище. По прошествии лет я понял - при поступлении в училище мне помогло то, что я сын солдата, который не вернулся с фронта.
Учёба в училище – это, наверное, самое главное после школы понимание, что от тебя ждут реальных конкретных результатов. Мой командир взвода в училище, капитан Шитов, был педагогом «от бога». Он из мальчишек сделал нас мужчинами, научил любить свою военную профессию, уважать родителей, любить Родину и готовить себя к её защите. О нём можно много писать, но мой рассказ обо мне. В училище больше всего запомнилось, как преподаватели очень доходчиво доводили до нас то, что только знание техники гарантирует успех в службе.
И вот – 1965 год, мы – лейтенанты. Именно в это время срочно потребовались специалисты зенитной артиллерии, так как во Вьетнаме самолёты ВВС США из-за эффективного действия наших зенитных ракетных комплексов (ЗРК) С-75 стали летать на малых высотах. Часть выпускников Ленинградского и Оренбургского военных училищ направили на переучивание в Полтавское зенитное училище. В течение трёх месяцев мы изучали там зенитный артиллерийский комплекс (ЗАК) С-60. После окончания Полтавских курсов я по распределению был направлен для прохождения службы в Прибалтийский военный округ (ВО), в Московско-Минскую мотострелковую дивизию (мсд), где был назначен командиром взвода зенитной пулемётной установки – ЗПУ-14,5 (счетверённых установок). В Прибалтийском ВО мне пришлось несколько раз менять места дислокации. Сначала мы дислоцировались в г. Гвардейске, затем - в г. Калининграде, в последующем в г. Правдинске. Там, на базе нашего омсб, сформировали мотострелковый полк (мсп). Всё это было связано с осложнениями отношений с КНР. Но об этом мы узнали только, когда нас направили в Монголию (МНР), её восточную часть, в г. Чойбалсан. А мы, почему-то, думали, что поедем на Кубу, так как в разговорах врачей  «сквозила» фраза о том, что там, куда мы едем – «будет жарко».
В Монголии тоже оказалось жарко, но только летом, а зимой очень холодно. Наш мотострелковый полк был усиленным. В нашей батарее ЗУ-2-23 было три взвода. Жили все в палатках, несли боевое дежурство на господствующей рядом сопке. Нарушений воздушного пространства не было, но развед рота постоянно выявляла и ловила китайских наблюдателей на соседних сопках. Наш командир батареи был назначен начальником штаба мсб, меня (самого молодого офицера) назначили командиром батареи, а также выбрали в члены парткома полка.
В Монголии мне довелось прослужить с мая 1967г.  по март 1973г. За этот период зенитная ракетная батарея (зрбатр), которой я командовал, прошла переучивание в учебном центре (УЦ) г. Бердянск на новое вооружение: зенитную самоходную установку – ЗСУ-23-4 «Шилка» и зенитный ракетный комплекс «Стрела-10», после чего в батарее сформировали два взвода с новым вооружением. Батарея в полку на поверках всегда показывала отличные результаты по боевой подготовке. Боевые стрельбы на полигоне Забайкальского ВО «Дацан» всегда проводили на «отлично». В 1968 году мне было присвоено воинское звание «старший лейтенант». За отличные результаты по боевой и политической подготовке в 1970 году был награждён медалью «В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина» и почётной грамотой.
В 1968 году с меня назначили помощником начальника ПВО мсп.
Так я перешёл на штабную службу. Это был период, когда я узнал, что такое управление. Командир полка подполковник Крылов Б.К. привлекал меня к исполнению обязанностей заместителя начальника штаба, когда тот был в отпуске или болел. В результате я получил практику разработки плана боевой подготовки, что пригодилось в последующей службе. В 1972 году мне было присвоено очередное воинское звание «капитан». В 1973 году был назначен старшим помощником начальника ПВО мотострелковой дивизии, которая дислоцировалась в посёлке Безречная Борзинского района.
Подошло время замены, и Управлением ПВО Забайкальского ВО направлен  на должность начальника штаба зенитного полка Прикарпатского ВО в г. Владимир-Волынский. Командир зенитного полка встретил меня с недоверием. Прибыл я как раз к разработке плана боевой подготовки полка. Вот здесь мне и пригодились те знания и опыт, которые я получил в Забайкальском ВО. План был разработан и утверждён командиром полка. Согласовыван в штабе дивизии без замечаний. Отношение ко мне изменилось в лучшую сторону. В дальнейшем, в ходе боевых стрельб на Ровенском полигоне, командир полка был удовлетворён организацией службы и порядком в лагерном городке. После возвращения мне пришлось опять убыть на учения, поскольку начальник ПВО дивизии попросил командира полка направить меня в его распоряжение на период проводимых учений. На них мне пришлось отрабатывать план ПВО, писать предварительные и боевые распоряжения, приказ полку. Всё это, скорее всего, и повлияло на то, что пробыв в должности начальника штаба (НШ) полка всего один год, я получил разрешение на учёбу в академии (был подписан мой рапорт). Готовиться к вступительным экзаменам мне приходилось, в основном, в редкие выходные дни, и я очень переживал, что не смогу это осуществить. К счастью, экзамены сдал успешно и в августе 1975 года был зачислен слушателем в Академию войск ПВО Сухопутных войск. При формировании учебных групп меня назначили командиром учебной группы. На втором курсе учёбы (1976г.) присвоено очередное воинское звание «майор».
По окончании обучения в 1978г. получил назначение на должность заместителя командира зрбр «Круг» в Группе Советских войск в Германии (ГСВГ), г. Альтенбург. В академии мы изучали всю технику войск ПВО СВ, но теперь потребовалось знать боевую технику более досконально. При штабе бригады размещался один зрдн. Я приходил к ним изучать материальную часть ЗРК и осваивать контроль функционирования элементов. Когда к подчинённым приезжаешь с проверкой, должен знать, что и как они отвечают, а не делать «умный вид». Заместитель командира бригады отвечает за боевую подготовку. Дивизионы находились в разных районах дислокации (Лейпциг, Дрезден), и надо было досконально проверить и боевое дежурство, и боевую подготовку. Отмечу, что в ГСВГ была настоящая боевая учёба.
В 1980г. к нам с проверкой прибыл Начальник войск ПВО ГСВГ генерал-полковник Чесноков Ю.Т. Бригада показала «хорошие» результаты. В ходе собеседования генерал Чесноков спросил меня – командовал ли я озрдн зрбр «Круг». Доложил ему свой послужной список и получил в ответ: «Если хочешь быть командиром, надо пройти командную должность».
В этот год бригаду отправили на полигон «Эмба» для перевооружения. Переучивание с перевооружением продолжалось три месяца. Мы получили боевую технику, прошли обучение на ней, провели зачётные учебные, стыковочные и боевые стрельбы (БС). Там командир бригады и довёл до меня приказ о назначении командиром зрп «Оса» в г. Олимпишевек (Олимпишедорф). Поэтому после возвращения в пункт постоянной дислокации (г. Альтенбург) я собрал «нехитрые пожитки» и вместе с семьёй убыл к новому месту службы. В январе 1984г.  прибыл в полк.
Зенитный ракетный полк (ЗРП) «Оса» был на хорошем счету в дивизии, и это накладывало на меня большую ответственность. Полк располагался в том же военном городке, что и штаб дивизии, но всё хозяйственное обеспечение было возложено на зрп, и поэтому первый урок я получил сразу по приезде. Вызывает меня командир дивизии полковник Суменков И.И. к себе в кабинет и говорит: «Снимай шинель», а дело было зимой. Я снял шинель и сижу, жду приказаний, но он молчит. Прошло, наверно, полчаса, командир спрашивает: «Не замёрз?», отвечаю: «Нормально». А он сидит в шинели и говорит: «Так вот тебе неделя, и штаб должен быть хорошо отапливаемым». Когда я стал разбираться, оказалось, что здание штаба дивизии последний отапливаемый объект на теплотрассе. Пришлось протянуть другую линию отопления. После этих удачных действий командир дивизии больше не вмешивался в дела полка. А я получил практику ещё и в решении хозяйственных вопросов. При командовании полком я применял методы моих прежних командиров. Так, один из них, когда я приходил к нему и выслушивал указания, говорил: «Почему ничего не записываешь?», на что я отвечал: «Запомню». Тогда он говорил: «Знаю, что умный, но лучше всё запиши тупым карандашом». Так что на совещания все приходили с тетрадями.
В полку регулярно проводились проверки, выходы в полевой лагерь, на тренировки и т.п. После первого года командования полком, я на каждом совещании обязательно поднимал одного из командиров, и он доводил до всех текущие задачи, а я при этом делал дополнения. На полевых выходах практиковал проведение контроля функционирования боевых машин (БМ) комбатами, заместителями командира, замполитом (он таким образом выучил мат.часть и боевую работу на ней). По пятницам боевые расчёты отрабатывали учебные стрельбы, при этом надо было «поразить» десять целей, и тогда командир БМ мог поехать к семье. Поэтому все старались, и стрельбы проходили на «хорошо» и «отлично».
За отличное освоение боевой техники и умелое командование полком в 1982г. был награждён орденом «Красной звезды». В июле 1983 года мне было присвоено очередное воинское звание – «полковник».
В 1983г. по замене я убыл в Средне-Азиатский военный округ (САВО) на должность командира зрбр «Круг» в г.Темиртау. Сначала, как и положено, прибыл в штаб округа (г. Алма-Ата) и представился НВ ПВО округа генерал-майору Полях П.П. Он рассказал, что меня ждут в бригаде. При собеседовании с командующим округа генерал-полковником Язовым Д.Т., он меня спросил, смогу ли я выправить дела в бригаде, и пообещал, если дела в бригаде пойдут хорошо, будет рекомендовать меня на учёбу в Академию Генштаба.
Бригада была окружного подчинения и находилась на значительном удалении от штаба округа. Проверяющие приезжали редко и долго не задерживались. Поэтому при приёме мною дел оказалось, что более 100 единиц автомобильной техники неисправно. Не всё было благополучно и с дисциплиной. Заместители были хорошо подготовленными офицерами. Начальнику политотдела полковнику Блинову, уроженцу г. Андижана, я поручил контроль за личным составом, который прибывал на службу из Средней Азии. Они его очень уважали, так как он знал их обычаи и язык. Его работа с личным составом (л/с) имела положительный результат. Заместитель командира бригады подполковник Амбарян курировал л/с из Закавказья, любил проводить учения, боевую работу. Он готовился к назначению командиром бригады, и его в последующем назначили на эту должность в г. Ейск. Заместитель командира бригады по вооружению получил от меня задачу построить аккумуляторную и обустроить дороги в автопарке. Здесь он, совместно с начальником тыла, при помощи связей с металлургическим заводом г.Темиртау успешно выполнил поставленное задание. Вопросы ремонта техники решали с автомобильной службой и автомобильной базой округа. При этом бригада постоянно помогала базе в погрузке и разгрузке ж/д вагонов.
Вопросы дисциплины пришлось решать нестандартными методами и приёмами. Офицеры жили в Темиртау, а часть располагалась в 6 км от города. Городской автобус ходил  только до окраины города, остальные 1,5 км шли пешком, автобуса в части не было. Сколько округ не просили, так и не выделили. Утром, конечно, многие опаздывали, вечером в 18 часов все уезжали по домам. Оставался только дежурный по части, а л/с был предоставлен сам себе. У заместителей были закреплённые УАЗы, на которых каждый уезжал с водителем. Водители после этого также были предоставлены сами себе. Были случаи опрокидывания машин, участия в ДТП, привоза в часть спиртных напитков. Жили заместители в одном доме, а у меня была квартира в центре города. Тогда мной было принято решение переехать в дом, где жили заместители, а УАЗы замов поставить в ангар парка. Объявил всем, что в дальнейшем будем передвигаться все на одном УАЗе. Сначала были недовольные. Начальник политотдела пожаловался Начальнику войск ПВО округа и получил ответ, что таково решение командира бригады, который знает, что делает. Начальнику политотдела я сказал, что если необходимо ездить в город (в райком, школу, другие организации), разрешается брать командирский УАЗ. Начальнику тыла – если нужна машина решать служебные задачи – планировать грузовую машину (заодно привозить и нужные материалы). Заместителю командира по вооружению указаний по этому поводу не давал, так как он знал, что я постоянно контролировал работы, проводимые в парке. В дивизионах я ввёл службу дежурного по дивизиону.
Вечером заместителей и дежурных по дивизионам занял спортом - играли в футбол и волейбол. К 20.00-21.00 час. караул докладывал дежурному по части, что все машины, в том числе транспортные и легковые, находятся в парке. И тогда мы, я и замы, уезжали домой. Потом пришлось ввести систему ответственного по бригаде и общие вечерние поверки. Всё это дало положительные результаты: не стало предпосылок для самовольного оставления части, нарушений воинской дисциплины; обеспечение л/с соответствовало нормам.
Осенью 1983г. бригада прошла инспекторскую проверку МО СССР на полигоне «Эмба». Плановую боевую стрельбу провели на «хорошо», а вот инспекторскую на «удовлетворительно». Начальник войск ПВО САВО сказал: «Не переживай. Для первых четырёх месяцев твоего командования бригадой это хорошо». На следующий год я попросил его включить в план боевой подготовки полевой выход бригады на полигон войск ПВО округа в район озера Балхаш (полигон «Сарышаган»). Ведь реальные полёты авиации хороши для отработки вопросов ЗУС, когда можно отрабатывать задачи управления огнём бригады. А вот пуски зенитных ракет хороши для тренировки операторов СОЦ и ПУ по реальным целям.
Так бригада впервые получила возможность убыть из ППД в поле. Это дало возможность заняться подготовкой техники и личного состава в течение 10 часов в сутки. Результат этого мы получили при ближайших ТУ и БС на полигоне «Эмба». Управление огнём – «отлично», знание техники и правил стрельбы – «хорошо», боевые стрельбы – «хорошо».
В 1984 году, перед выходом на боевые стрельбы Начальник войск ПВО округа подписал мой рапорт о направлении меня на учёбу в Академию Генерального штаба. Всё это могло быть перечёркнуто тем, что наша стрельба на полигоне была последней в сезоне, и командование полигона решило «расстрелять» оставшиеся 28 ЗУР. Нам запускали САБ (светящаяся авиабомба) и бригада стреляла по ним. Сначала я управлял стрельбой подряд по 6 мишеням. Затем в кабину боевого управления (КБУ) пришёл заместитель командира бригады подполковник Амбарян и попросил дать ему возможность управлять боевой стрельбой бригады. Я уступил место, вышел из КБУ и стал наблюдать, как наши ракеты попадают в САБы. На третьем по счёту пуске одна из ракет «сошла» с пусковой установки, но, где-то в 1,5 км, изменила траекторию полёта, упала за одной из сопок и взорвалась. Потом анализ показал, что произошло воспламенение горючего, а не детонация боевой части (б/ч). Я сразу по телефону доложил командованию полигона о падении ракеты и получил команду о прекращении стрельбы. По прибытии на КП полигона я доложил о результатах боевой стрельбы бригады по САБ, расходе ЗУР и падении одной из ракет. После этого получил команду расчётам оставаться на боевых позициях, а утром убыть в полевой лагерь. Так и было выполнено. В 14.00 следующего дня меня вызвали на КП полигона и сообщили о ЧП – взрыв боевой части ЗУР (той самой) в полевом лагере строителей. Было приказано представить документы, регламентирующие боевые стрельбы (боевой приказ на марш, боевую стрельбу, паспорта на ЗУР). Я передал командованию все требуемые документы и узнал, что строители наблюдали из своего лагеря стрельбу и видели, что одна ракета упала. Оказалось, что утром командир роты бригады на машине КрАЗ с пятью солдатами выехал к месту падения ракеты. Нашли части ракеты, в том числе боевой части, загрузили её в машину и отвезли в лагерь. Там они решили добыть тол (как они думали). Принесли кувалду и решили снять «рубашку» с б/ч. Дали сигнал на обед, и многие ушли на построение. Оставшиеся 6 человек (командиры ремонтной и инженерной рот и 4 солдата) стали разбивать «рубашку» б/ч. Произошёл взрыв, и все погибли. Прокуратура провела проверку. Доложили Главкому Сухопутных войск. Нас, всех ответственных должностных лиц, вызвали в Москву: начальника штаба войск ПВО САВО полковника Штырова С.В., он был руководителем ТУ и БС бригады, начальника полигона, отвечавшего за обследование полигона после проведения боевых стрельб, начальника зенитного сектора полигона и меня. В ходе разбора ЧП все пытались переложить вину друг на друга. Когда меня спросили о сути дела, я сказал, что, наверное, я виноват – надо было организовать пост по охране места падения ракеты. Главком сказал: «Вот единственный человек сказал правду, но он-то по Инструкции не имеет права выхода в боевое поле. Начальника полигона и зенитного сектора «сняли» с должности. Начальнику штаба войск ПВО округа объявили «выговор». А мне – никакого взыскания. И эта справедливость позволила не «отзывать» мой рапорт о направлении на учёбу в Военную  академию Генерального штаба в следующем году. Более того, за успехи в боевой и политической подготовке бригады был награждён орденом «За службу Родине в ВС СССР 3-й степени».
На следующий, 1985 год, боевые стрельбы были спланированы на август месяц. Когда я спросил НВ ПВО округа, как мне быть, он ответил, что бригаду на период вступительного отбора передавать не придётся, он знает её состояние, и я смогу вовремя прибыть в Академию для решения вопросов поступления.
В мае 1985 года прибыл в Военную академию Генерального штаба, где все кандидаты сдавали своеобразный экзамен перед поступлением на учёбу. Начальники кафедр Академии задавали вопросы, и надо было сразу давать на них ответы. Мои ответы, вроде бы, оставили хорошее впечатление. От войск ПВО СВ прошли 3 человека (я, Герасимов и Жданов), а принимали обычно двух. Уехал с чувством тревоги. Но в июне месяце пришёл приказ о моём зачислении на обучение в Академию Генерального штаба. Все тревоги о зачислении ушли прочь, и я переключился на подготовку к Тактическим учениям с боевой стрельбой. Снова вывел бригаду на полевой выход в район озера Балхаш, где были организованы тренировки, изучение техники и её подготовка, а также сдача полагающихся нормативов. ТУ с БС на полигоне «Эмба» провели на «хорошо». На зимние квартиры я убыл 25 августа. Начальник войск ПВО округа прислал комиссию по вопросу передачи бригады. Поэтому все хлопоты по подготовке семьи к переезду из г. Темиртау в г. Москву легли на плечи жены. Я улетел в Москву 30 августа и вновь стал учащимся, теперь уже Военной академии Генерального штаба.
Наша учебная группа состояла из пяти мотострелков, ракетчика, двух десантников, лётчика, моряка, меня – ПВО СВ, кадровика, разведчика, танкиста – командира дивизии, он же был командиром группы. Всё это помогало в учёбе, так как каждый в часы самоподготовки рассказывал о своих соединениях. Все слушатели обучались по одной программе и на занятиях выполняли должности командующего армией, фронта, командующих и начальников родов войск армии, фронта. На первом курсе почти еженедельно сдавали зачёты. Сначала лекция, потом поездка в войска, изучение техники, штатов и потом зачёт. Прошли два года - незаметно пролетела учёба, сдача государственных экзаменов, защита диплома и выпуск.
По окончании академии, в 1987 году, получил назначение в г.Тирасполь Командующим войск ПВО 14 общевойсковой армии. После представления командованию округа меня тут же на машине отправили в армию, так как утром начинались армейские учения. Таким образом, я сразу приступил к исполнению обязанностей по должности. После учений пошли армейские будни.
В 14 ОА я пробыл всего год. Должность «Командующий войск ПВО» убрали. Воинское звание её стало «полковник». Мне предложили должность начальника штаба войск ПВО САВО или старшего преподавателя Военной академии Генерального штаба («генеральская» должность). Я выбрал академию. На кафедре ПВО я исполнял обязанности старшего группы по армейским операциям.
В течение двух лет мне удалось написать учебник «ПВО в армейских операциях». Сдал кандидатский минимум и кандидатские экзамены. Почти закончил диссертацию. Для получения звания «генерала» надо было защитить кандидатскую. Но в 1990г., по семейным обстоятельствам, пришлось расстаться с академией и перевестись в родной г. Ленинград на должность НШ ПВО Лен.ВО, а через два года в 1992г. подать рапорт об увольнении из Вооружённых Сил по состоянию здоровья.
При подведении итогов определилось, что в период прохождения службы в рядах Вооружённых Сил мне довелось служить в войсках восьми военных округов и сменить 18 военных гарнизонов.
По увольнению, товарищ по Военной академии Генерального штаба, начальник кафедры Военной академии связи Скреблюков А.И., предложил работу в Диспетчерском управлении энергосистем Северо-Запада России. Сначала – инженером 2-й категории по гражданской обороне. В этой организации я проработал с 1995 года по 2017 год, исполняя должности начальника сектора, отдела, службы. Это был тоже интересный по сути период моей жизни. Про него можно написать даже отдельный рассказ.
В заключение хотелось бы выразить благодарность – сказать большое спасибо моим учителям в училище, академиях, старшим командирам по службе в ВС, учившим меня военной профессии защищать Родину, но особенно офицерам, прапорщикам, личному составу частей, которыми мне довелось командовать. Это их успех помогал мне выполнять задачи, которые ставились вышестоящим командованием.


Рецензии