Линь

 Напугав русскоговорящее население планеты так же, как колючую топотыжку из семейства афроевразийских млекопитающих отряда насекомоядных могут испугать обнаженные мягкие ткани задней и латеральных поверхностей таза, представленные ягодичными мышцами, подкожной клетчаткой и кожей, зима, оставив неизгладимые шрамы на сердцах бездомных сибаритов, странствующих в полунаркотическом забытьи по Метавселенной под укоризненным взором Голливудских холмов, ворча и сопротивляясь, всё же готова отдать свинцовую заплату меланхолично-зовущего тяпнуть рюмашку вишневой наливки неба на растерзание стремительной шайке нахальных грачей. Далекие от фигурного катания инстаграмные псевдокуртизанки требуют поднять возрастной ценз для этого вида спорта на Олимпийских играх, и с видимым недовольством прикидывают, сколько чашечек латте они смогли бы пофоткать для своего аккаунта с десятью тысячами подписчиков (из них 3К накрученных фолловеров), если бы не дурацкие траты на пару носков для своего ленивого, инфантильного, тупого, эгоистичного бойфренда, приобретенную для подарка в дурацкий, по их безусловному мнению, праздник, столь ценимый закаленными в боях ветеранами World of Tanks.

 Ну а я, отогнав легкую грусть от мыслей, что за время срочной службы грозные боевые машины видел лишь пару десятков раз, а дружески похлопал Настоящий Танк по броне и вовсе единожды, когда с камрадами в учебке тренировался «брать языка», коим, на свою беду, оказался растерянный, испуганный сверстник в промасленном комбинезоне, вновь приглашаю киноманов в нашу постоянную рубрику «Кино для Ценителей». И сегодня мне хотелось бы представить картину с нейтральным, холодным названием «Линь», снятую бельгийской кинорежиссеркой и сценаристкой Патрис Туа. С Джулией Браун (Элке) и Тименом Говертсом (Йонатан) в главных ролях. На Гентском международном кинофестивале 2019 г. картина номинировалась на получение Гран-при в категории «Лучший фильм» и выиграла «Приз зрительских симпатий».

 История Йонатана, замкнутого двадцатилетнего парня, выпущенного из тюрьмы за недостатком улик по делу о сексуальном преступлении в отношении малолетней. Он возвращается в прибрежную деревушку, где живет со своей матерью. В соседний дом въехали новые соседи: мать и ее дочь, девятилетняя Элке. Девочка и молодой человек начинают дружить. Но Йонатану приходится бороться со своими желаниями...

 - Привет!

 - Как ты сюда попала?

 - Через дверь.

 - Уходи.

 - А ты правда был в тюрьме? А почему? За что ты сидел в тюрьме?

 - Тебе не все равно?

 - Нет.

 - Я хочу, чтобы ты ушла.

 - Нет.

 - Я хочу, чтобы ты ушла.

 Элке отрицательно качает головой.

 - Убирайся из моей комнаты!

 Хватает девочку за руку и тянет вниз по лестнице.

 - Ай! Не хватай меня! Ты делаешь мне больно!

 Вышвыривает девочку из дома.

 - Урод!

 Обеспокоенная мать.

 - Почему она была в твоей комнате?

 - Я не знаю.

 - Йонатан!

 - Я не знаю!

 Бьет на эмоциях кулаком в дверь.

 Мнение после просмотра.

 Картина очень приятно удивила. Любуясь операторской работой с вплетением ярких, запоминающихся деталей, меня не покидало чувство, что временами я внимательно рассматриваю фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Именно ту безмятежность, неторопливое течение жизни, изредка нарушаемое заурядными, без малейшего намека на велеречивость, диалогами, я нашел в «Лине». И даже точечным ударам драматических моментов не удалось порвать размеренную ленту полуторачасового кинохолста. Тимен Говертс (в роли Йонатана) просто великолепен! Неоднократно, на всем протяжении фильма, мне хотелось кричать: «Верю!»

 - Нельзя. Я знаю. Знаю! Но что мне делать? Что мне делать?! Я больше ее не впущу. Нужно заботиться о том, чтобы она не подходила слишком близко. Нужно соблюдать два метра дистанции.

 Психологическое состояние человека, чьи сексуальные пристрастия подпадают под код 6D32 Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, кучу статей уголовных кодексов разных стран, и лютую ненависть как рабоче-крестьянской прослойки общества, так и вполне себе сытой буржуазии, Тимену удалось выразить настолько правдиво, что я даже засомневался в краткосрочном амплуа актера и попытался загуглить кликбейтные заголовки, где уличенного после съемок Тимена обвиняют во «Вступлении в половую связь с лицом не достигшим…» или «Скачивании, хранении и распространении…». Но отбросим в сторону педоистеричный морок и вернемся к «Линю». Ни в коем случае не хочу умалять актерскую игру Джулии Браун, забавного, хрупкого гномика (и явно играющую под псевдонимом :)), но ее присутствие в фильме является все-таки фоном, на котором разворачивается поистине библейская, озарённая летним солнцем на всем протяжении фильма, сцена неминуемого (?) грехопадения и последующего изгнания из Рая, а презрение, недоумение, страх, отчаяние актеров второго плана лишь чуть уловимые глазом тени от еще незажжённого адского пламени, и самая важная схватка происходит в душе главного героя, пытающегося на протяжении всего фильма не только позабыть бездну, начавшую всматриваться в него, но и решить, наконец, хотя бы для себя самого, этот вечный Достойеффски вопрос: «Жить вечно Под Богом или Право Имею?» Ну а вкусит ли Элке плод от Древа познания добра и зла и суждена ли Йонатану судьба Змея - быть навеки проклятым пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми – пусть решат будущие зрители, которые, и я на это надеюсь, после просмотра останутся в таком же восторге, как остался я, от этой мощной, пронзительной драмы.

 - Ты что-то скрываешь? Доверься мне, иначе я не смогу помочь.

 - Это бесполезно. Это всё не имеет смысла.

 - Ты не можешь этого знать.

 - Могу.

 - Нельзя сдаваться!

 - Но я такой, мама… Я не могу измениться, и ты это знаешь.

 Девять баллов из десяти.

 На этом, как бессменный, почетный, пожизненный председатель киноклуба «Саламандра» рубрику «Кино для Ценителей» на сегодня объявляю закрытой.


Рецензии